Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"
материал (7 класс)
Комбинированный урок с презентацией по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация из Интернета | 616.62 КБ |
урок по сказке | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Летела сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза v неё как плошки, не видят ни крошки! Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.
Пришла весна по зиму и ну её солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые, сине-алые и жёлто-серые. Потянулась из-за моря перелётная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнёзда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.
Стоит журавль один в поле, по сторонам всё поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть". Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: "Ведь уродился же неуклюжий какой!"
Тем временем надумался журавль: "Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока". Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрётся клювом - хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит - хвост увязнет- насилу до цаплиной кочки дошёл, поглядел в тростник и спрашивает: -А дома ли сударушка-цапля?
- Здесь она. Что надо? - ответила цапля. -Иди за меня замуж, - сказал журавль. -Как не так, пойду за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь! Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул, да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.
Цапля, сидючи дома, пораздумалась: "А что ж; и вправду для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком , ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить". Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит: -Журавль, я иду за тебя!
-Нет, цапля, - говорит ей журавль, - уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла! Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит: -Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя. А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлём хочет.
-Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, - повторил журавль. -Ты берёшь, да я не иду, - отвечала она. Нечего делать, пошёл опять журавль домой. "Этакая нравная, - подумал он, - теперь ни за что не возьму её!" Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону г де цапля живет. А та опять передумала: "Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него".
Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит - клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит: - Журонька , послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ: - Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берёт. - Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.
Думал, думал журавль, да опять пожалел, для чего ему было не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит - клюв увязит, а клюв вытащит - хвост увязнет. Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.
Использованные интернет-ресурсы http://printonic.ru/kartinki/skazki/guravl-i-tsaplya/item-13671/ https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post349638907
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №18 Центрального района
Санкт-Петербурга
Конспект урока чтения
Журавль и цапля.
Русская народная сказка
Составитель: Титова Т.Г.
Санкт-Петербург
2019 /2020 учебный год
Дата проведения: 10.09.2019
Класс: 7 класс.
Количество учащихся: 11 учеников.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: развитие коммуникативной функции речи на материале литературного текста.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания учащихся об УНТ (устном народном творчестве), в частности о сказках;
- познакомить с новой русской сказкой;
- отрабатывать навык выразительного чтения;
коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать внимание и мышление учащихся;
- пополнять активный и пассивный словарный запас;
- развивать связную речь семиклассников;
воспитательные:
-воспитывать любовь к УНТ;
- воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.
Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, учебники (тексты), карточки № 1, № 2 с пословицами, карточки с алгоритмом рассуждения, иллюстрациями к сказке, словарь на доске (новых и непонятных слов), карандаши, ручки, дневники.
План урока:
- Орг. момент - 1 мин
- Повторение - 5 мин
- Вхождение в тему -4 мин
- Изучение нового материала- 10 мин
Физкультпауза 2 мин
- Закрепление - 10 мин
- Домашнее задание - 5
- Итог урока -3 мин
- Оценка - 2 мин
Ход урока:
Этапы | Содержание этапов, рефлексия. | Деятельность: учитель-ученик ученик-учитель ученик-ученик | УУД Универсальные учебные действия |
I. Орг.момент | Проверка готовности, настрой: Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь по удобнее – Начнем урок! | Учитель | Саморегуляция Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Повторение | (работа по карточке №1) Мы продолжаем знакомится с русскими народными сказками. Кроме народных, какие еще могут быть сказки? (авторские или литературные). Стрелочкой соедините нужные части и выражения на карточке. | Ученики выполняют работу | Актуализация знаний выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов |
III. Вхождение в тему | Как еще мы можем условно поделить все сказки? (бытовые, волшебные, о животных и птицах). Какую куда можно отнести? А почему мы в школе изучаем УНТ? Ведь сказки читают малышам? Они нас чему-нибудь учат? | На доске названия разных сказок: «Теремок», «Золотые руки», «Репка», «Лиса и Волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «журавль и Цапля» Ученик у доски – остальные устно ученики | Целеполагание.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Изучение нового материала. | - Объявление темы и цели урока; - Чтение сказки учителем и рассматривание рисунков, с использованием презентации (проверка восприятия); - речевая разминка (быстрое проговаривание: «Это присказка, не сказка, сказка будет впереди», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). - Объяснение значения непонятных слов: сватовство(посвататься), верста (семь верст), несолоно хлебавши. - Чтение сказки из учебника учащимися по абзацам (по ролям). Почему птицы отказывают друг другу. Чему они нас учат? - карточка с алгоритмом рассуждения: (Журавль не понравился цапле, потому что у него…) («Цаплю обидел ответ журавля…) («Несолоно хлебавши» заменить на другое…) | Учитель Учитель Ученики на доске – слова, на столе – словарь ученики учитель - ученик | Самостоятельное выделение в тексте новых понятий и терминов Коррекция – внесение необходимых дополнений |
Физкультпауза: изобразить цаплю, журавля | |||
V. Закрепление пройденного | - Повторное чтение (внимание на каждой тон каждой птицы, когда она просит и когда отказывает) - Анализ содержания (работа с карточкой №2, где записаны три пословицы, которые нужно воссоединить и выбрать подходящую к нашей сказке) (Сначала подумай, потом говори). | Лучшими учениками Ученики (можно группами) | Структурирование знаний |
VI. Домашнее задание | Придумайте положительный конец сказке. | Ученик – дневник | установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
VII. Итог урока | Чему-нибудь мы научились у наших героев? (уважать, терпеть) Что бы могли посоветовать нашим героям? (меняться) Это совет только птицам? (и нам, людям). | учитель - ученик | Рефлексия деятельности |
VIII. Оценка | Самооценка | Ученик-дневник-учитель | Контроль и оценка процесса и результатов |
Использованные интернет-ресурсы
http://printonic.ru/kartinki/skazki/guravl-i-tsaplya/item-13671/
https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post349638907
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса
Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок. Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...
Открытый урок "Истоки русской народной песни"
В системе внеурочных комплексных мероприятий познакомить детей и подростков с русскими старинными праздниками, с русскими народными песнями и играми. Развитие ...
«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»
В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования исполнительской культуры школьников....
технологическая карта урока изо русская народная вышивка 5 класс
технологическая карта к уроку изо "Русская народная вышивка" программа Неменский с учетом ФГОС...
технологическая карта к уроку изо русская народная вышивка с учетом ФГОС по программе Б.М.Неменского
русская народная вышивка...
Конспект урока-проекта "Русские народные инструменты"
конспект урока-проекта по музыке...
Конспект урока-проекта "Русские народные инструменты"
конспект урока-проекта по музыке...