Опыт работы
опыты и эксперименты на тему
Описание опыта работы, как классного руководителя, в волонтёрском движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
ИМЕНИ В.А.ШЕБОЛДАЕВА
Г. ГУКОВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ДЛЯ УЧАСТИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
"УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2015"
В НОМИНАЦИИ
"САМЫЙ КЛАССНЫЙ "КЛАССНЫЙ"!"
ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - ДОБРОТА ДЕТСКОГО СЕРДЦА.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 6 «В» КЛАССА,
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ,
МАКАРОВА НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА
Г. ГУКОВО
2015 ГОД
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
- ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ 6 «В» КЛАССА
- СОЦИАЛЬНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В РОССИИ
- ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «АНКЕТА ВОЛОНТЁРА (ДОБРОВОЛЬЦА)»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА
ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА 2 ГОДА»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 «МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА 2 ГОДА»
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 «МОНИТОРИНГ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ№5 «МОНИТОРИНГ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ШКОЛЬНЫХ ВНЕУРОЧНЫХ КРУЖКАХ»
ВВЕДЕНИЕ
Добро... Добрая воля… Добрые дела... Добрая жизнь... Добровольческие или волонтёрские организации – это свободные союзы людей, объединённых каким либо важным, добрым, единым делом. Их деятельность, как правило, связана с благотворительностью, милосердием. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. В России, в настоящее время волонтёрское движение в рамках патриотического воспитания развивается довольно бурно. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо высока для подрастающего поколения.
Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, будь то команда из нескольких человек или сложно разветвленная система с представительствами, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.
Актуальность проблемы развития волонтёрского движения особо остро возникла в свете событий на Юго-Востоке Украины за последние месяцы, где люди, так нуждаются в безвозмездной помощи. В связи с тем, что наш город расположен по соседству с самопровозглашенной Луганской народной республикой, для нас не является трудностью найти того, кто нуждается в нашей поддержке и помощи.
С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности; идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как главную ценность этой деятельности.
В процессе деятельности наш волонтерский отряд взаимодействует с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность, в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это способствует формированию социальной компетентности.
Объект исследования - деятельность волонтёрского движения в школе и его роль в воспитании обучающихся.
Предмет исследования – содержание и технологии волонтёрского движения в современной школе.
Цель исследования: рассмотреть сущность, необходимость и положительное влияние волонтёрского движения на учащихся в современной школе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, значимости, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- Обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы у обучающихся в волонтёрском движении ;
- Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
1.1. ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
НА ПРИМЕРЕ 6 «В» КЛАССА
Добровольчество (волонтёрство) – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Доброволец – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу[1].
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру в будущем.
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность, патриотизм и уважение к окружающим.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтёр для успешной работы. Всё это формируется в процессе подготовки волонтёров.
Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Среди основных принципов добровольческого движения выделяю следующие: признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения; уважения достоинства и культуры всех людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства[2].
Часто возникает вопрос – кто может стать добровольцем? Добровольцем может быть ответственный человек, у которого есть возможность посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать добровольцем, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в начальной школе или привлечение внимания к историческим памятникам. Чтобы вступить в волонтёрское движение нашего класса необходимо заполнить анкету волонтёра (добровольца) (Приложение №1).
К волонтёрской (добровольческой) деятельности моего класса относятся:
- посадка цветов, кустов и деревьев;
- благоустройство и обустройство школьного двора;
- помощь ученикам начальной школы;
- беседы, направленные на профилактику наркомании, табакокурение, подростковой преступности;
- благотворительные концерты и театральные выступления в Гуковском центре реабилитации престарелых одиноких людей;
- сбор гуманитарной помощи;
- экологические маршруты, уборка мусора и загрязнений;
- пропаганда здорового образа жизни.
Таким образом, добровольцы – не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В РОССИИ
Истоки добровольческой работы в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен. С. М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством[3].
В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь к ближнему полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню», – писал В. О. Ключевский[4].
В России волонтёрство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служение немощным, больным, неимущим. В России одно из самых ранних официальных свидетельств добровольческой деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились добровольцы.
Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время – люди, которые как «добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.
Что касаемо добровольцев среди учеников, немало славных дел на счету Пионерии 30-х годов. Много интересных начинаний родилось внутри самой Пионерии, примером тому является движение по оказанию помощи людям (тимуровское движение), «подсмотренное» и ярко описанное А.П. Гайдаром в своих повестях. Издание «Тимур и его команда» в 1940 г. стимулировало активное развитие тимуровского движения по всей стране[5].
Таким образом, благотворительность и добровольчество всегда были присуще России. Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему являлось общественным социальным явлением.
- ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОЕГО КЛАССА
Стать волонтёром – это почти так же, как стать волшебником. Ты делаешь мир ярче, светлее и теплее от порыва сердца любить. Волонтёры по своей сути - это группа единомышленников, ставящих одинаковые цели в разных отраслях и сферах жизни общества, а цели эти очень просты – сделать кому-то лучше, помочь, поддержать, принести пользу, победить. Одна, безусловно, - всегда нести добро. Кому? Людям, миру, природе, сердцу… От сердца – сердцам![6]
Если хочешь делать добро – делай его вопреки, всегда и всему. Не для чего-то, а просто ради жизни. Ведь как мы к людям, так и мир к нам.
Когда я впервые столкнулась в жизни с добровольчеством, пожалуй, я не думала о том, кто я, как меня можно назвать и какое слово характеризует то, что я делаю. Я просто хотела сделать что-то полезное. Это именно то ощущение, когда ты понимаешь, что вот он – весь мир, и ты делаешь то, что можешь. И очень хотелось делать только хорошее, солнечное, теплое добро. Добро – это те эмоции, которые ты получаешь от осознания того, что ты делаешь своими руками, мыслями, головой. Именно эти добрые эмоции я стараюсь вкладывать в своих учеников.
Свою добровольческую деятельность я начала, работая в МБОУ СОШ №6, когда увидела заметку в газете «Звезда шахтёра» о детях отказниках. Как у любой женщины, которой присуще материнское чувство, моё сердце сжалось от жалости и сострадания к этим детям. На тот момент я являлась классным руководителем 6 класса. Незамедлительно вместе с учениками и их родителями организовала сбор гуманитарной помощи для этих малышей. Нам удалось собрать памперсы, детскую одежду и игрушки – это был первый шаг к добровольческой деятельности.
В МБОУ СОШ №23 я возглавила волонтёрский отряд без всяких сомнений. Мой класс принял эстафету волонтёрского движения от выпускников. Ребята моментально прониклись добротой, пониманием, толерантностью. Благодаря волонтёрскому движению мои ученики становятся разносторонне развитыми, что благоприятно влияет на качество их обучения (Приложение №2), а так же на уровень воспитанности (Приложение №3). Ребята проявляют заботу о младших школьниках, содержат школьный двор в надлежащем порядке, посещают с праздничными концертами Гуковский центр реабилитации престарелых одиноких людей, организовывают сбор гуманитарной помощи для жителей соседнего Юго-Востока Украины. В недрах нашего отряда постоянно рождаются всевозможные идеи, а недавно был разработан план социального проекта «Волонтёрство объединяет молодёжь». Теперь ребята ведут агитационную работу не только в стенах родной школы, но и посетили Волченскую среднюю школу, где в тесном общении с сельскими учениками поделились рассказами о своей деятельности.
Благодаря волонтёрской деятельности ребята стали более общительными, более заинтересованными в различных сферах деятельности, чему свидетельствует 93 % занятость в различных городских кружках и секциях (Приложение №4), а также 100 % занятость в школьных внеурочных кружках (Приложение №5).
В рамках реализации инновационного международного проекта «Содружество», несмотря на страшные военные действия на Юго-Востоке Украины, мы не забыли о наших друзьях из Червонопартизанской общеобразовательной школы I-III ступени №1. Дружба особо проявляется в беде, и свою преданность, толерантность, сострадание, сочувствие мы проявили организовав акцию «Твори добро». В ходе данной акции был организован сбор гуманитарной помощи. На акцию добровольно откликнулись не только ученики школы, но и весь педагогический коллектив, а также родители учащихся нашей школы. В благодарность за наше милосердие и доброту, сотрудники ЧООШ №1 привезли в нашу школу 20 кустов роз, где совместно с нами во внутреннем дворике была заложена «Аллея дружбы» из этих цветов.
Для вновь поступивших в нашу школу учеников граждан Украины, которые вынуждены временно пребывать на территории нашего государства, была организована акция «Помоги собраться в школу». Ребятам были подарены канцелярские товары, необходимые им в учёбе.
Новый год тоже не остался без внимания, ведь это главный праздник детей. Мы решили порадовать учеников всё той же Червонопартизанской общеобразовательной школы №1, совместно с родителями приготовили новогодние подарки со сладостями и мягкие игрушки. Радость и восторг ребят были очевидны, для нас они передали поздравительные открытки, сделанные собственными руками, которые теперь находятся в школьном музее в память о международной дружбе.
Ученики моего класса учатся быть добрыми, общаться, развиваться. Ребята хотят и дальше продолжать заниматься волонтёрским движением, помогать одиноким старикам, рассказывать о бескорыстной доброте ученикам начальной школы. Ребята дарят тепло своих детских сердец тем, кто в этом так нуждается.
Таким образом, можно сделать вывод, что волонтёрское движение развивается, крепнет и оказывает позитивное влияние на класс в целом. Увеличивается число широкомасштабных благотворительных акций. Создаются основы для закрепления взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти всех уровней в сфере благотворительной деятельности.
Бесспорно, что в развитии волонтёрского движения моего класса имеются определенные проблемы, но думаю, со временем мы будем набираться опыта и воплощать новые идеи в жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современного опыта позволяет констатировать, что в последнее время существование добровольческих организаций крайне необходимо. Современная система добровольческого движения в школах опирается на богатый исторический опыт и многое пригодилось из той же Пионерии и тимуровского движения. Хотя предполагается изучение и зарубежного опыта волонтерского движения, которое может внести большой вклад в теорию и практику социальной работы в наших школах.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей.
Многие аспекты организационного, педагогического, социального характера, решение которых в прошлом опыте представляет интерес и сегодня, помогают справиться и с современными проблемами волонтерского движения. В связи с чем, в моей работе дана общая характеристика сущности добровольческого движения; раскрыты гуманистические и добровольные принципы, на которых оно строится; показана взаимосвязь с историческим прошлым.
Школьное добровольческое движение имеет несомненные особенности, что в первую очередь связано с неопределенным статусом добровольца в обществе. Во-вторых, это связано с методами привлечения учеников к добровольческой деятельности. В-третьих, добровольческое движение в школе учит ребёнка быть добродушным, отзывчивым, солидарным, толерантным и в целом духовно развитым.
Таким образом, наблюдая, что добровольческое движение эффективно влияет на патриотическое воспитание моих учеников, я продолжаю свою целенаправленную деятельность в этом направлении.
Однако следует признать, что добровольческая деятельность моего класса находится пока в самом начале своего доброго пути, но я уверена, что каждый последующий год будет поднимать моих детей на более высокий уровень, что приведёт в выпускном классе к высоким результатам, как в воспитательной, так и в учебной деятельности.
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития волонтёрского движения в общеобразовательных учреждениях имеет значительный масштаб, поэтому необходимо приложить массу усилий, чтобы воспитать достойного гражданина современного общества, по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, повышению уровня благосостояния, демократизации общества и укреплению мира.
Список используемой литературы и источников
- Бегинина Евгения. «Волонтёр-кто он?»/Журнал «Юность»/№10, 2012 г.
- Лебедев Д. «Ретроспектива и современные проблемы пионерского
движения»/НМЖ «Воспитание школьников», №1, 2004
- Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие/А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004 г.
- Соловьев, С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М., 1988. – Т.1.
- Тетерский, С. 10 лет ДИМСИ: деятельность общероссийских общественных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы»/ Воспитание школьников/№8, 2005 г.
- Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. – СПб: Фортесс, 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета волонтера (добровольца)
- Регистрационный номер ________________
- Дата _________________________________
- Фамилия-имя-отчеством _______________________________________
_______________________________________________________________
- Адрес _______________________________________________________
- Дом. тел. _______________ моб. тел. ____________________________
- Возраст _____________
- Ученик ____ «____» класса
8. Какую работу Вы хотели бы выполнять (кратко опишите):
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
9. Какую работу Вы предпочитаете:
А) связанную непосредственно с людьми;
Б) не связанную с общением;
В) в группе с другими людьми;
Г) индивидуальную деятельность;
Д) связанную с общественно полезным трудом;
Е) всё равно.
10. Какими навыками Вы владеете:
А) Компьютер;
Б) Художник;
В) Играю на музыкальном инструменте Г) Другое _______________________________________________________
(укажите какими именно)
11. Есть ли у вас ограничения по состоянию здоровья _______________
12. Свободно время: часы с ________ по __________
дни недели ________________________
Дата: «___» _______________ 201__ г. Подпись:___________
[1] Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Обзор/С.С. Шиндаулетова. – СПб: Фортесс, 2008.- 23 с.
[2] Тетерский, С. 10 лет ДИМСИ: деятельность общероссийских общественных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ)/С. Тетерский // Воспитание школьников. – 2005. – №8.-С. 35–39.
[3] Соловьев, С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – М., 1988. – Т.1. С. 91–97.
[4] Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие/А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004.-304 с.
[5] Лебедев Д. «Ретроспектива и современные проблемы пионерского движения»/НМЖ «Воспитание школьников», №1, 2004
[6] Бегинина Евгения. «Волонтёр-кто он?»/Журнал «Юность»/№10, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...