Кубанская свадьба (традиционно-бытовая культура кубанского народа)
классный час (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие о свадебных обрядах и традициях на Кубани, которые необходимо возобновить . Ребята узнают много познавательного из истории традиционно-бытовой культуры Кубани. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_svadby.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубанская свадьба
(традиционно-бытовая культура кубанского народа)
Классный час в 9 классе
Цели классного часа:
• воспитание уважения к культуре и истории Кубани;
• формирование системы знаний культуре населения Кубани;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций Кубанского народа.
Задачи:
- развитие интереса к познанию традиций и обрядов Кубани;
- создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре своего народа;
- приблизить историю своего народа к сердцу учеников.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Учитель : (слайд1) Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своём сердце, тот позорит
не только свой народ, но прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.
На Кубани по сегодняшний день принято считать, что старинные свадебные обряды позволяют защитить молодую семью, обеспечить паре защиту от недоброжелателей и привлечь к ней безбедную жизнь в процветании и благополучии. Даже, несмотря на то, что большинство из этих древнейших традиций и ритуалов за всю историю своего существования успели утратить первозданные черты и приобрели более формальный характер – они по-прежнему обладают той же эффективностью и действенностью, что и раньше. Более того, привнеся в церемонию своего бракосочетания эти обряды, можно не только оградить себя и свою вторую половину от дурного глаза, но и придать торжеству неповторимую красоту и особый смысл. Какие же древние свадебные обряды остаются актуальными в наши дни? А какие уже забыты? И что нужно сделать чтобы возобновить традиции. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Учитель:(слайд 2) Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки, так тщательно соблюдали последовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течение времени. Какими были свадьбы и как они трансформировались до сегодняшнего времени?
Ученик: Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.
Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края. Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.
С давних времен считалось, что «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества».
Учитель : Готовясь к сегодняшнему классному часы вы искали ответы на эти вопросы. Что же вы у знали о свадебных традициях наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек?
Ученик: (слайд 3) Обычно в году выделялось три свадебных периода:
Осенний (от Успения до Филипповки)
Зимний (от Крещения до Масленицы)
Весенний (от Красной горки до Троицы)
Празднование свадеб на Кубани было связано с земледельческим календарём, обычно свадьбы гуляли осенью после сбора урожая. Выражение гуля’ть (отбува’ть) сва’йбу означало не только празднование по поводу заключения брака молодой парой, но также строгое следование устоявшемуся обрядовому сценарию, что, по народному поверью, способствовало благополучию новой семьи, плодовитости молодых, плодородию земли. Запрещалось проводить свадебные мероприятия во время постов и в канун больших религиозных праздников. В народе говорили: «Прыйшла Покрова, зарэвла дивка як корова. Ужэ сватать нэ будуть, ужэ аж до Рожэства. На Рожэства тожэ нэ гуляиця свайба, аж послэ Крэщения.Вода освятылася, туди вжэ свайбы гуляйтэ»
Учитель : А сейчас придерживаются этой традиции?
Что еще интересного вы узнали ?
Ученик: (слайд 4) Мне рассказала бабушка , что брачный возраст у невесты колебался от 16 до 21 года, у жениха с 18 до 22 лет.
Казаки редко роднились с другими группами населения. Если казак женился на иногородней, то после свадьбы его жена юридически становилась казачкой. Девушки – казачки гораздо реже выходили замуж за иногородних, так как казаки старались не допустить, чтобы кто – либо из их семьи терял привилегированное положение.
Младшая сестра не могла выйти замуж раньше старшей. Родители боялись, что старшая дочь «засидится в девках». Известны случаи, когда казак , пришедший сватать младшую дочь, женился в итоге на старшей.
Ученик: Главной заботой не только родителей, но и всей казачьей общины было хозяйственное благополучие молодых. Поэтому родня жениха и невесты, собираясь на «договор», обсуждала не только свадьбу, приданное невесты, но и как будет выглядеть хозяйство молодых.
Родители также договаривались, какую неустойку должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы.
Учитель: Свадебный обряд на Кубани имеет традиционную трёхчастную структуру. Каждый фрагмент обряда отличается функциональным значением и временем прохождения. Из каких элементов состоит свадебный обряд?
Ученик: (слайд5)
Предсвадебные действия (сватовство, договор, девичник и т.д.).
День свадьбы (одевание невесты, выкуп, венчание и т.д.).
Послесвадебные действия (завтрак молодых, повивание невесты и т.д.).
Ученик :
Предсвадебные обряды.
Предсвадебье проходило в основном четырьмя этапами: сватовство, договор, приглашение гостей и вечер накануне свадьбы. Зачином свадебного обряда на Кубани традиционно считалось сватовство, целью которого было получение согласия девушки и её родителей на брак. Как правило, сватать ходили в субботу. Ограничения касались также временных отрезков суток. Сватовство совершалось после захода солнца, с целью скрыть события от чужих глаз,.
Намериваясь засватать девушку, родители жениха отправляли в дом потенциальной невесты старост с завёрнутым в рушник круглым хлебом.Сватать ходили в основном мужчины. Для исхода сватовства большую роль играло мнение самой невесты. У неё спрашивали согласия: «Согласна ты йты за его или ны согласна?» В момент раздумья девушка по традиции должна была ковырять пальцем печь. Надо полагать, таким образом, девушки надеялись получить поддержку от домашних духов, ведь в народном представлении славян очаг – это сакральный центр дома, в нём обитали духи и предки, а место под каменной плитой, где горел огонь, было убежищем домового .
Кульминационным действием на сватовстве было разрезание хлеба невестой в знак согласия на брак. Разрезав хлеб, девушка не могла уже отказаться от бракосочетания. Считалось, что этим жестом она отделила себя от родителей . Говорили отрезанный ломоть хлеба. Существовала примета, что хлеб нужно разрезать одним движением, не вынимая ножа. Это предвещало счастливую супружескую жизнь .
После ритуального разрезания хлеба следовало перевязывание сватов рушниками, это обрядовое действие входило в обязанности матери невесты. Обязательным условием было использование одинаковых рушников, «шоб одинакова жизня булла у диток» .
Давайте перенесёмся в прошлое и посмотрим как проходило сватовство(инсценировка ребят в костюмах со всеми атрибутами)
Учитель : А могла невеста отказаться? Ответы учащихся.
Ученик :В знак отказа девушка возвращала хлеб со словами: «Берить свий хлип и со своим хлибом идить!»
Молодой казак дивчину | Белогривого коня. На подарки не взглянула, Может, счастлива была. |
После сватовства в кубанских обрядах следовал договор, этап предсвадебья, на котором родители жениха и невесты решали организации свадьбы. На договоре решали, когда будут гулять свадьбу, сколько будет приглашенных. Если у одного из родителей не хватало средств, то другой обязался помочь. Весь этот процесс назывался сочиня’ть сва’дьбу.
Завершающими этапами предсвадебного цикла на Кубани было зазывание гостей и вечер в доме невесты. Первый раз гостей приглашали в среду перед свадьбой. Обязательным атрибутом, выполняющим функцию пригласительной открытки, была шишка, изделие из теста. Гостей приглашали обычно родители молодых.
Повторно гостей приглашала невеста с подружками накануне свадьбы.
Такой чести удостаивались лишь близкие родственники, крёстный отец и крёстная мать невесты. Утром подружки убирали невесту в тот же наряд, что был предназначен для дня свадьбы, и они ходили по станице приглашать родственников. Невеста шла впереди всех и низко кланялась каждому встречному. В доме родственников девушка также каждому кланялась, целовала, отдавала шишку и говорила: «Просым на хлиб, на силь, на свайбу» Вечером этого же дня в доме невесты устраивали девичник.
Учитель: Итак свадьба. Сколько дней ее праздновали на Кубани? И какие обряды были в день свадьбы?
Ученик : (слайд6) Обычно свадьбу праздновали три дня.
Обряды первого свадебного дня
Основными моментами свадьбы были одевание невесты, венчание, выкуп невесты, пришивание цветка на шапку жениха, прощание невесты с подругами, дары, прощание невесты с родными, встреча молодых в доме жениха, брачная ночь. Каждый элемент представлял собой единство игровых сцен, диалогов и обрядовых песен и обладал определённой смысловой нагрузкой. Именно в действиях первого свадебного дня наиболее ярко выражены основные мотивы общеславянской свадьбы, такие, как переход из одного социального статуса в другой, плодородие, разделение и соединение.
Первый свадебный день на Кубани начинался с того, что рано утром к невесте приходили подруги и одевали её. Ритуал убирания невесты к венцу сопровождался грустными обрядовыми песнями. На данном этапе прослеживается связь с идеей смерти невесты в прежнем статусе, которая проявляется в пассивности новобрачной. Пели плачевные песни. В то время, когда невесту одевали к венцу, в доме жениха обычно готовили свадебный поезд: украшали подводы и лошадей лентами и бумажными цветами.
Жених с поездом отправлялся к невесте и забирал её, после чего они ехали в церковь венчаться. Обрядовые песни в этот момент не исполнялись, ехали молча. Скорее всего, это связано с защитой от порч и колдовства.
После венчания свадебная процессия направлялась в дом жениха. Родители угощали участников поезда. После обеда поезд отправлялся выкупать невесту. По прибытию процессия жениха к дому молодой начиналась целая серия выкупов: выкупали ворота, вход в дом, место около невесты , приданное и т.д.
Учитель: Ребята , а вы знаете что такое выкуп? Я вам расскажу.
Первым препятствием были ворота. По прибытию свадебного поезда к дому молодой у этой преграды инсценировалось сражение между родом жениха и родом невесты. Родственники девушки вешали на ворота колесо. В отверстие, где проходила ось, вставляли короткие палочки. Ударяя бревном по отверстию, «обстреливали» поезд жениха. Бояре, сопровождавшие жениха, платили за вход выкуп деньгами или водкой.
Как только ворота открывались, сваты со стороны жениха и со стороны невесты обменивались хлебом, что символизировало соединение двух родов.
Следующий выкуп жених платил матери наречённой.
У порога дома выкуп требовал брат невесты. Последний выкуп жених платил сидящему рядом с невестой ребёнку, чтобы получить место рядом с женой. Откупившегося жениха староста трижды обводил вокруг стола и усаживал рядом с невестой. Традиционно в этот период начиналось свадебное застолье. Молодые сидели на почётном месте в святом углу.
Ученик: В доме невесты мать осыпала молодых зерном, хмелем, орехами, конфетами и деньгами. Немаловажным значением при обсыпании обладало использование такого атрибута, как сито, поскольку через него просеивают муку, также отражающую мотив плодородия.
Свадьба сопровождалась (всё ещё в доме молодой) дарами. Церемония одаривания проходила и в доме невесты, и в доме жениха. Новобрачных старались обеспечивать всем необходимым. Обычно подарки состояли из сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы, посуды, тканей. Однако в этом свадебном эпизоде чествовались не только новобрачные, но также их родители и гости.
Первыми молодых одаривали отец и мать, дедушки и бабушки, крестный и крестная, затем остальные приглашенные. Ведущими этой церемонии были старший сват (староста) и старшая свашка. Сват выкрикивал имена дарящих и обращался с фразой: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Тестю обычно дарили рубаху и хлебное изделие в форме бочонка, теще – отрез ткани и гребень из теста. Гостей потчевали шишкой и рюмкой водки.
Дарение обычно сопровождалось шуточными присказками: «Дарую сэрэбро, шоб було добро; дарую вам мидни, шоб нэ булы вы бидни», «Дарую мешок голубцив, шоб ты нэ любыла чужих молодцив, а тоби дарую мешок пэрэпэлыц, шоб ты нэ любыв чужих молодыць», «Дарую вам сыто блох, спалы шоб тико вдвох» и др.
Давайте перенесёмся опять в прошлое и посмотрим как проходил обряд дарения(инсценировка ребят в костюмах со всеми атрибутами)
Как только церемония дарения завершалась, сообщали, что молодым пора собираться к родителям жениха. Невеста прощалась с родственниками, и мать выводила детей с помощью платка, за края которого они держались, за ворота.
Перед тем как выпроводить молодых в дом жениха происходил ритуал передачи приданого. Передача приданого в дом молодого сопровождалась обрядовыми песнями. Требуя выкуп, свашки со стороны невесты пели: Нам матэ нэ давала спаты, / Заставляла пирьячко драты. / А мы тэ пирьячко дралы, / Подушечкы набывалы. / А хто будэ на йих спаты, / Будэ йих выкупляты
Родители жениха встречали молодых у ворот с иконой и хлебом. В свадебном обряде славянских народов ворота являлись тем важным местом, которое нужно защищать и оберегать .
По народному поверью, очищающей и защитной силой обладал огонь. По прибытию свадебного поезда к дому жениха у двора молодого разжигали костер. Костер тушили, прежде чем подвода с новобрачными успевала подъехать ко двору.
В доме жениха, как и в доме невесты, проходили обряды посада и дарения. Около полуночи молодых провожали спать. Брачную постель обычно устраивали у соседей или родственников. Подготовкой руководили свашки.
Учитель : Закончился первый день. Но закончилась ли свадьба?
Ученик:(слайд7) Второй и третий день свадьбы назывался послесвадебным периодом.
Обрядовые действия послесвадебного периода
В свадебном обряде Кубани мать невесты угощала гостей сладостями и медом. Сладкое – символ любви и счастья
Цикл послесвадебных мероприятий растягивался порой на неделю. Основные ритуальные действия проводились во второй и третий дни после свадьбы. В целом весь этап отличался насыщенностью игровыми актами с ряженьем, выдвижением на первый план родителей молодой пары, использованием военных элементов. Следует отметить, что большая часть обрядовых действий послесвадебного периода, а также атрибуты, используемые при их проведении, символизировали обрядовый “переход”, “честность” невесты, плодородие и благополучие.
В следующий день после свадьбы проводилось одно из кульминационных действий свадебного торжества – смена головного убора невесты на чепчик замужней женщины. Основными моментами второго дня были завтрак молодых, встреча гостей, посещение невестой матери, танцы на рядне, катание и купание родителей молодых, а также продолжение свадебного пира. Утро второго дня начиналось с того что, мать невесты отправляла свашек с завтраком для молодых.
Дальнейшие эпизоды послесвадебья имели игровой строй и представляли собой театрализованное действо с переодеваниями и розыгрышами. Несмотря на импровизированный характер, события второго дня развивались обычно по одному сценарию.
Новообразованием кубанской свадьбы было возведение деревянного сооружения, называемого вышкой, которое выполняло функцию наблюдательного пункта. Вышка является, вероятно, элементом, заимствованным из военной культуры казачества. Специальные участники свадебного торжества (часови, сторожа) охраняли водруженный на самую вершину вышки красный флаг, символ непорочности невесты, наказывали пытавшихся его украсть, то есть посягавших на честь молодой, а также сообщали о приходивших гостях. Гостей встречали сваты и ряженые с горилкой. Опоздавших заставляли откупаться и качали в домотканом полотне, рядне.
Большое значение имело ритуальное украшение гостей красными лентами, являющимися знаком сохраненного целомудрия молодой .
Одним из самых главных мероприятий второго дня было посещение молодой парой родителей невесты. Надо полагать, данное ритуальное действие является одной из особенностей собственно кубанского свадебного обряда.
После пира проводилась еще одна обязательная и значимая церемония – проводы новобрачных в дом жениха, для этой цели до самых ворот простилали рядно (От столу до порога простлана дорога). Проводы за ворота сопровождались веселыми песнями и плясками, молодым под ноги бросали деньги и цветы. На собранные деньги гости покупали подарки родителям.(«шоб молоди булы ны бэдни»).
Заключительным аккордом второго дня было катание и купание родителей с уличными игрищами и ряженьем. Действие пародировало свадьбу. Жениха и невесту изображали родители молодых. Для “молодых” готовили “подводу”: украшали повозку цветами, лентами, ветками. В подводу впрягали “лошадей”, которых изображали ряженые. Лошади время от времени останавливались, требовали напоить их. “Молодые” давали им горилку и погоняли батогами. Родителей с шутками и песнями провозили по всей улице, старались выкачать в грязи и выкупать в водоеме, затем привозили домой, сушили и переодевали в новую одежду.
Третий день свадьбы
Ученик:(слайд 8) Третий день свадебного гулянья номинировался терминами трэ'тий дэнь свайбы, цыга'ны, куры, на куря'х гулять. Этот день также был насыщен игровыми сценами с переодеванием, розыгрышами и шутками. В течение дня ряженые ходили по дворам гулявших на свадьбе гостей и “воровали” кур, делая складчину. Действие называлось ходыть с цыга'намы. Вечером гости вновь собирались поесть куриного супа с лапшой и продолжить веселье. Самые близкие собираются в доме молодых на «куриную лапку». Все приглашенные приносят с собой курицу или гуся.
Заключительными этапами кубанской свадьбы являются обряды выметания двора, забивания кола, расчесывания матери невесты.
Учитель: Сегодня у нас в гостях старожила нашего хутора Костенко Руслана Петровна. Она вам расскажет о том, как проходил свадебный обряд в их время.
Выступление :
Дорогие ребята , мне очень приятно быть на вашем мероприятии в духе кубанской культуры. Я вспомнила свою свадьбу. Я выходила замуж в 1953 году. Уже тогда многие традиции немного изменились, потому что это было послевоенное, трудное время . Но я помню и те свадьбы , которые были до войны по всем казацким правилам. Конечно, наши кубанские традиции очень красивы, ярки, хочется, чтобы мы не забывали их. Одно время в 90-е годы, стали отходить от этих самобытных традиций, то комсомольские свадьбы, то какие-то чужеземные, заморские нововеяния. А сейчас снова возвращается старина: и девичники, и одевание невесты, и выкуп невесты, и преграды жениху. Это радостно , все эти моменты родные. Я вспоминаю наши свадьбы хуторские, такие грандиозные, почти весь хутор гулял, веселился. Когда стали появляться машины, стало модным приданное невесты к жениху в субботу везти на грузовой машине. Подушки, перины несли сваты позади машины . В первый день свадьбы все собирались к дому невесты, потому что когда мама осыпала невесту , собирали конфеты , деньги. До сих пор помню, как при дарении обязательно говорили, как и вы сегодня показали : «Вот вам мидни, шоб булы не бидни, вот вам серебро, шоб було добро ».В кубанских традициях всегда прослеживалось уважение к родителям . Вы еще девятиклассники, вроде бы не совсем взрослые, но через несколько лет будете женихами и невестами, очень хочется, чтобы ваши свадьбы были в кубанских традициях, вы уже знаете их . Я сама когда-то была невесткою, теперь свекровь женам моих сыновей, хочется , чтобы традицию уважения к теще и свекрови вы пронесли через всю жизнь, поэтому прочту вам стихотворение «Свекрови».
«Кушай, дочка, кушай на здоровье,
Отдохни, с работы ведь поди», —
Скажет и с такой любовью
На меня, как мама, поглядит
И рукой натруженной, шершавой
По плечу меня погладит вдруг.
И откуда у невесток право
Вечно недолюбливать свекрух?
И за что их не любить, скажите?
Всем невесткам я сказать хочу:
Вы перед свекрухами своими
В самом неоплаченном долгу.
Если ты горда своей любовью,
Если муж твой лучший семьянин,
В пояс поклонись своей свекрови —
Это ею выращенный сын.
А детей растить не так-то просто
Сын болел — ночами не спала.
Ты пришла, и она без спора
Самое родное отдала.
И живет она, любовью сына
По твоей вине обделена.
Ты не обижай ее седины,
Присмотрись — хорошая она.
Много ль нужно ей? Любви хоть малой
Только б сердцу жить в тепле.
Не стыдись, зови свекруху мамой,
Самым нежным словом на земле!
Учитель :(слайд 9) Спасибо вам большое Руслана Петровна. А помогите нам еще разобраться с пословицами . Что означают эти русские свадебные пословицы?
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а не за богатство рода).
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
Подведение итога: Сегодня мы с вами вспомнили свои традиции, свою культуру. Я считаю, что пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. И первым делом необходимо восстановить культуру воспитания, вбирая опыт предыдущих поколений.
Ведь все это мы можем потерять, забыть. Уже сейчас свадьбы часто проходят в кафе, ресторанах, по-западному, редко услышишь: «Кланяюця молодый и молода хлебом-солью и подарком». Все чаще мы слышим , что свадьба проходит в разных стилях. А как вы думаете кубанская свадьба со своими традициями это интересно? (ответы ребят)
Мы надеемся, что ваши свадьбы будут проходить в кубанских традициях, тем более вам они понравились.
Свадьба! Свадьба на Кубани!
Нет роскошней и звончей!
И от Садок до Тамани,
Собрала родню, друзей.
Понаехали машины,
Нарядилась молодёжь
«Тучей» дамы и мужчины
Не проедешь, не пройдёшь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция
1. знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...
Традиции, быт, культура кубанского казачества
Особенности быта, одежды, забавы кубанского казачества...
«Традиции, быт, культура кубанского казачества»
В своей творческой работе я постараюсь осветить все интересные моменты традиций, быта и культуры развития кубанского казачества. Я думаю, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного п...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...