Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
элективный курс по литературе по теме
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования.
В том числе:
· введение профильного обучения на старшей ступени школы;
· соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
· личностная ориентация содержания образования;
· деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
· усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»
Республики Татарстан
Авторский элективный курс
«Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы»
для 5-11 классов
Автор программы элективного курса:
Маликова Миляуша Маскаповна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории.
2013-2014 учебный год
Авторский элективный курс
«Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
Охранять природу - значит охранять Родину. М.М.Пришвин.
Пояснительная записка.
В отношении между людьми всегда ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры.
Известный русский педагог И.Ф.Харламов считал, что нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в разные уроки, в том числе и в уроки русского языка и литературы. Ведь на любом уроке решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому урок даёт больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку. Это свидетельствует об актуальности данного элективного курса.
Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования экологической грамотности учащихся, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученики учатся свободно и ярко говорить, высказать свое мнение о прочитанном, обосновать свои ответы, аргументируя примерами из художественной литературы.
При создании данной программы было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.
В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что программа такого курса отличается многогранной структурой, а предмет литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.
Цель курса.
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования.
В том числе:
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.
Задачи курса:
- воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
- углубить и расширить знания учащихся о «художественной» экологии;
- побудить учащихся задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете;
- отработка навыков выразительного чтения, анализа произведения;
- воспитание доброго и внимательного отношения к природе;
- воспитание читательского вкуса;
- способствовать художественно – эстетическому развитию школьников;
- развивать исследовательский подход школьников в освоении литературы;
- развивать диалогическую и монологическую речь у учащихся.
Планируемые результаты.
Курс будет способствовать формированию экологической грамотности учащихся, воспитанию нравственной личности в целом, развитию активного взаимодействия эстетического восприятия с умственным, воспитанию интереса к внимательному прочтению художественных произведений, подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, при выполнении задания части С (аргументация из художественной литературы).
Учащиеся должны научиться:
- анализировать художественное произведение;
- уметь выделять главное, обобщать и делать выводы;
- уметь собирать и систематизировать материал по теме;
- уметь вести себя в дискуссиях;
- написать сочинения, эссе;
- защищать рефераты, выступать сообщениями.
Новизна данного курса заключается в следующем:
- формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям учителя литературы и самих учащихся;
- автор демонстрирует общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в ее программе;
- данная программа отличается многомерной структурой, где предмет литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
- данная программа создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Содержание программы
Класс | Мероприятие | Количество часов | Форма занятия |
5 класс | И.Северянин. Стихотворения «В парке плакала девочка», «О чем шепчет парк?». Внимательное отношение ко всему, что живет вокруг нас. М.М.Пришвин «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотизма. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Проблемы охраны природы, здоровья человека. В.И.Белов «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. | 1 час
1 час 1 час 1 час | Урок - концерт Урок - призыв |
6 класс | Русские поэты 19 века о родной природе. Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского. Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовках времен года. Выражение любви к Родине. М.М.Пришвин.«Кладовая солнца».Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей. М.М.Пришвин. «Таинственный ящик». «Лесная капель». | 1 час
1 час | Урок- викторина Урок - экскурсия
Урок внеклассного чтения |
7 класс | Человек и природа в творчестве поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет. Красота родной природы в стихотворениях. А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Тревога за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все живое на земле. | 1 час
1 час
| Вечер - бал
Урок-эссе
|
8 класс | А.Сент – Экзюпери. «Маленький принц». Проблемы экологии человека. Взаимосвязь человека и природы, человека и домашних животных. Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Экологические проблемы повести. «Легенда о рогатой матери – оленихе» и ее роль в композиции произведения. | 1 час 1 час
| Урок внеклассного чтения Урок - раздумье
|
9 класс | С.А.Есенин. Стихотворения о природе. Чувство любви к родной природе. | 1 час | Урок - концерт |
10 класс | Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. А.К.Толстой стихи о любви к природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты родной природы. И.С.Тургенев. «Записки охотника». Роль пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо в произведении. | 1 час
1 час
| Урок - концерт
Урок внеклассного чтения |
11 класс | В.П.Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров. В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности. Ч.Т.Айтматов. Роман «Плаха». Бедственное положение окружающей среды. Ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. | 2 часа
1 час 1 час | Урок - раздумье Урок - раздумье
Урок - призыв |
Информационное обеспечение программы
1. Учебно - методический комплекс. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература (5-11 класс).
2. Учебно-методический комплекс /В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.
3. Учебник-хрестоматия; программа; дидактические материалы; методические советы; практикумы. [Тексты]. – М.: Просвещение, 2005.
4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование 3.0
5. Большая энцеклопедия Кирилла и Медофия
Интернет ресурсы
1. www. school. eddo. ru «Российское школьное образование»
2. http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно – научный образовательный портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.
В этой статье раскрываются проблемы экологических ситуаций которые рассматриваются и решаются на уроках биологии....
Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)
В данной работе преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...
Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)
Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...
Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"
Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....