Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
элективный курс по литературе по теме

 

Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. 

В том числе:

·         введение профильного обучения на старшей ступени школы;

·        соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

·         личностная ориентация содержания образования;

·         деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

·         усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»

 Республики Татарстан

Авторский элективный курс

«Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы»

 для 5-11 классов

                                                                                                                                                                       

                                                      Автор программы элективного курса:

                                              Маликова Миляуша Маскаповна,

                                                 учитель русского языка и литературы

                                       I квалификационной категории.

2013-2014 учебный год

Авторский элективный курс

«Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.  

                                                                                                                                                   Охранять природу - значит охранять Родину.                                                                                                                                                                                      М.М.Пришвин.                                        

                                    Пояснительная записка.

В отношении между людьми всегда ценились нравственные чувства, такие моральные качества как  доброта, милосердие,  терпимость, порядочность, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры.

Известный русский педагог И.Ф.Харламов считал, что нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.

Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной  связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответственного отношения к природе. Это очень сложный и длительный процесс, в то же время необходимый, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны эти качества. Следовательно, основная задача учителя - вводить  экологический материал  в разные уроки, в том числе и в уроки русского языка и литературы. Ведь на любом уроке решаются  образовательные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому урок даёт больше возможности для формирования у школьников умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку. Это свидетельствует об актуальности данного элективного курса.

Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования экологической грамотности учащихся, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученики учатся свободно и ярко говорить, высказать свое мнение о прочитанном, обосновать свои ответы, аргументируя примерами из художественной литературы.

При создании данной программы было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.

В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что программа такого курса отличается многогранной структурой, а предмет литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

Цель курса.

Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования.

В том числе:

  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания; способствующего становлению личности ученика.

Задачи курса:

  • воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
  • углубить и расширить знания учащихся о «художественной» экологии;
  • побудить учащихся задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете;
  • отработка навыков выразительного чтения, анализа произведения;
  • воспитание доброго и внимательного отношения к природе;
  • воспитание читательского вкуса;
  • способствовать художественно – эстетическому развитию школьников;
  • развивать исследовательский подход школьников в освоении литературы;
  • развивать диалогическую и монологическую речь у учащихся.

Планируемые результаты.

Курс будет способствовать формированию экологической грамотности учащихся, воспитанию нравственной личности в целом, развитию активного взаимодействия эстетического восприятия с умственным, воспитанию интереса к внимательному прочтению художественных произведений, подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, при выполнении задания части С (аргументация из художественной литературы).

Учащиеся должны научиться:

  • анализировать художественное произведение;
  • уметь выделять главное, обобщать и делать выводы;
  • уметь собирать и систематизировать материал по теме;
  • уметь вести себя в дискуссиях;
  • написать сочинения, эссе;
  • защищать рефераты, выступать сообщениями.        

Новизна данного курса заключается в следующем:

  • формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям учителя литературы и самих учащихся;
  • автор демонстрирует общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в ее программе;
  • данная программа отличается многомерной структурой, где предмет  литературы приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
  • данная программа создает новые условия деятельности учителя и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Содержание программы

Класс

Мероприятие

Количество часов

Форма занятия

5 класс

И.Северянин. Стихотворения «В парке плакала девочка», «О чем шепчет парк?». Внимательное отношение ко всему, что живет вокруг нас.  М.М.Пришвин «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотизма.

 Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Проблемы охраны природы, здоровья человека.

В.И.Белов «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства.

1 час

 

1 час

1 час

1 час

Урок - концерт

Урок - призыв

6 класс

Русские поэты 19 века о родной природе. Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского. Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовках времен года. Выражение любви к Родине.

М.М.Пришвин.«Кладовая солнца».Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей. М.М.Пришвин. «Таинственный ящик». «Лесная капель».

1 час

 

1 час

Урок- викторина

Урок - экскурсия

 

Урок внеклассного чтения

7 класс

Человек и природа в творчестве поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет. Красота родной природы в стихотворениях.                                                                                                                                    

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Тревога за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все живое на земле.

1 час

 

1 час

   

Вечер - бал 

               

Урок-эссе

 

8 класс  

А.Сент – Экзюпери. «Маленький принц». Проблемы экологии человека. Взаимосвязь человека и природы, человека и домашних животных.

Ч.Т.Айтматов. «Белый пароход». Экологические проблемы повести. «Легенда о рогатой матери – оленихе» и ее роль в композиции произведения.

1 час

1 час

   

Урок внеклассного чтения 

 Урок - раздумье

 

9 класс

С.А.Есенин. Стихотворения о природе. Чувство любви к родной природе.

1 час                                

 Урок - концерт

10 класс

Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. А.К.Толстой стихи о любви к природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты родной природы.

И.С.Тургенев. «Записки охотника». Роль пейзажа в произведении. Природа как действующее лицо в произведении.

1 час

 

                                             

1 час

             

Урок - концерт

 

 Урок внеклассного чтения

11 класс

В.П.Астафьев. Повесть «Царь-рыба». Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров.

В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности.

Ч.Т.Айтматов. Роман «Плаха». Бедственное положение окружающей среды. Ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе.

2 часа

 

                                              1 час

1 час

Урок  - раздумье

 Урок - раздумье

 

 Урок - призыв

Информационное обеспечение программы

1.  Учебно - методический комплекс. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература (5-11 класс).

2.  Учебно-методический комплекс /В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.

3. Учебник-хрестоматия; программа; дидактические материалы; методические советы; практикумы. [Тексты]. – М.: Просвещение, 2005.

4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование 3.0

5. Большая энцеклопедия Кирилла и Медофия

                                               Интернет ресурсы

1. www. school. eddo. ru «Российское школьное образование»

2. http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно – научный образовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии.

В  этой  статье раскрываются проблемы экологических  ситуаций которые  рассматриваются  и  решаются  на  уроках  биологии....

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности»

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ«Педагогические приёмы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности» Стрелковой Марии Федоровныучителя русского...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....