Личностное и профессиональное самоопределение.
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Терновых Раиса Алексеевна

Подготовка учащихся к выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Программа

               Элективного курса

По личностному и профессиональному самоопределению

            Объем различных форм учебной работы:

Всего занятий                                         34 часа

В том числе:                                            

Лекции                                                      8 часов

Практические занятия                          12 часов

Самостоятельная работа                     8 часов                                                                                                                               

Форма контроля

(диагностика )                                             6 часов                                                                                                                          

                       

  Объяснительная записка.

      Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально – культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.

      Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально – экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике, новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также перетерпливают изменения в современных условиях. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. В связи с этим назрела необходимость поиска теоретико – методологических оснований профессионального развития личности и одной из первых стадий этого развития – стадии выбора профессии.

      Предлагаемая программа занятия со старшеклассниками представляет собой конспекты уроков. Весь цикл состоит из 16 занятий, каждое длительностью 40 минут. За основу данной программы взят практический курс « В поисках своего призвания» И.М. Кондаков.

      Программа по личностному и профессиональному самоопределению для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, - развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции и, с другой, развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм методов общения, осознания своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности (хотя в разной степени).

      Программа рассчитана на проведение с группой старшеклассников (9 классы). Важно, чтобы все участники заинтересованно работали на тренинге и занятиях. Поэтому особое внимание следует обратить на мотивационный этап. Существенным мотивационным фактором может выступать ознакомительная лекция, о которой сказано ниже.

     Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

     Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрогроммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.

                                         

      Цикл занятий состоит из ознакомительной лекции – беседы, первого – вводного занятия и оставшихся групповых занятий. Ознакомительное занятие носит в основном мотивирующий характер. В лекции учитель знакомит школьников с психологией как научной дисциплиной, рассказывает о психологии общения, вызывая учеников на беседу о роли общения в их повседневной жизни в школе, дома, с друзьями и прочее, приводит интересные факты. В ходе беседы дается школьникам небольшой психологический тест.

       Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

        В зависимости от целей, задач обучения и мотивационной готовности класса, психолог может сочетать приемы свободной дискуссии, эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, учебно – игровой деятельности и прочее.

       Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог – профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.

     При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.

      Еще раз подчеркнем, что данные конспекты прежде всего служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план – основа,  обязательной для выполнения:

- вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);

- диагностический блок;

- информационный блок;

- игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).

                                                    Занятие 1-2

Тема: Давайте познакомимся.   «Я» и мое имя.

Цель: 1) установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; 2) знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии, как науки; 3) активизация процесса рефлексии.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

                                                    Е. Евтушенко.

Этапы:

  1. Знакомство.
  2. Беседа о психологии.
  3. Проведение методики «Моя личная жизнь»
  4. Рассказ о содержании программы.

                             

                                      Занятие 3

Тема: Образ «Я» или что я думаю о себе.

Цель: 1) активизация процесса самопознания; 2) обучение некоторым психотехническим приемам; 3) закрепление благоприятного «климата отношений» с подростками.

Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записью спокойной и приятной музыкой.

Я – Человек. Я посредине мира.

                                    А. Тарковский.

Этапы:

  1. Беседа об этике психолога, о принципах психодиагностики.
  2. Методика «Кто Я?»
  3. Психологический практикум.

                           

                                     Занятие 4-5

Тема: Дороги, которые мы выбираем.

Цели: 1) осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей; 2) знакомство с основными понятиями курса; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса ( см. приложение к занятию).

Мы творим нашу собственную жизнь

И называем ее судьбой.

                                 Дизраэли .

Этапы:

  1. Вступление.
  2. Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.
  3. Заполнение анкеты оптанта.

                                                 

                                       Занятие 6

Тема: В мир профессий – по компасу.

Цель: 1) определение профессиональной направленности учащихся; 2) осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: Опросник Голанда, словари с описанием содержания профессий.

Берись за то, к чему ты сроднен,

Коль хочешь, чтоб в делах

Успешный был конец.

                       И.А.Крылов.

Этапы:

  1. Возможные варианты начала урока.
  2. Заполнение опросника Дж. Голанда. Работа со словарем профессий.
  3. Графическое изображение профессионального типа личности.
  4. Интерпретация и совместное обсуждение результатов.

                                         Задание 7-8

Тема: Палитра  способностей.   Я и мои способности.

Цель: 1) определение уровня развития общих способностей учащихся; 2) знакомство с понятиями «мышление», «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека.

Необходимые материалы: тестовые тетради; бланки для ответов; кассетный магнитофон с записью инструкций и временных пауз.

Необходимые условия для проведения занятий: звукоизолированное помещение для проведения тестирования; второй и третий уроки любого дня недели, кроме понедельника и пятницы.

Описание занятий интеллекта ШТУР, Кеттелл и т.д.

Этапы:

 Краткое вступление перед выполнением теста

  1. Выполнение теста структуры интеллекта
  2. Несколько слов о мышлении.
  3. Интерпретация данных текста.
  4. Беседа о способностях (теоретические способности)

                                             

  Занятие 9-10

Тема: « В круге Айзенка».  Знакомство с понятием темперамент.

Цель:1) определение типа темперамента (по тесту Г. Айзенка) ; 2) знакомство с понятием «темперамент»; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: Опросник Г. Айзенка, бланки для ответов.

Это Я, Господи!

Господи- это Я!

                        Борис Слуцкий

Этапы:

  1. Краткая вступительная беседа.
  2. Проведение опроса.
  3. Графическое изображение результатов. Нахождение « Точки темперамента» в « Круге Айзенка»
  4. Заключение. Объяснение содержания понятия «темперамент».

                                                   Занятие 11-12

Тема: «Формула» темперамента. Практический практикум.

Цель:1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.

Этапы:

 1. Опрос. Повторение материала прошлого урока.

2.Объяснение нового.

3.Практический Определение «формулы» темперамента. (дополнительный материал).

4.Закрепление материала. Решение психологических задач.

                                               

 Занятие 13

Тема: Мир профессий и твое место в нем.

Цель:1) построение классификации профессий в процессе эвристической беседы; повторение классификации К.М.Гуревича (профессии с абсолютной и относительной пригодностью); 2)составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии – мечты); 3) активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).

Необходимые материалы: книга Е.А. Климова « Развивающийся человек в мире профессий», Обнинск,1994.

Удовольствие пролетит – оно себе;

Труд оставит след долгой радости – он другим.

                                                        Д.И.Менделеев.

Этапы:

1.Вступительная беседа. Повторение.

2. Построение квалификации.

3.Моя будущая профессия (профессия – мечта)

4.Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.

                                                   

Занятие 14

Тема: Стратегия профессионального выбора.

Цель:1) обучение стратегии выбора профессии; анализ возможных ошибок при выборе карьеры; 2) информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях; 3) выполнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности профессионального выбора.

При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.

Прямо только вороны летают

                             Народная мудрость.

Этапы:

  1. Обучение стратегии выбора.
  2. Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.
  3. Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.
  4. Закрепление материала. Опрос.

                                        Задание 15-16-17

Тема: Твои перспективы. ( Самоанализ готовности к профессиональному старту). Творческая работа: «Мои перспективы».

Цель: 1) подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической информации, результативности диагностического и информационного блоков программы; 2) обучение школьников самостоятельному составлению психологических рекомендаций; 3) активизация процесса рефлексии.

Необходимые материалы: сводные таблицы данных по классу в целом, тестовые контрольные задания, карты «Твои перспективы».

Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

                                          Уолт Уитмен

Этапы:

  1. Проведение контрольной работы ( в виде тестовых заданий)
  2. Обобщенный анализ полученных данных.
  3. Заполнение карты «Твои перспективы».Составление психологических рекомендаций.

                                          Задание 18-19

Тема: Помечтаем о будущей карьере. Тренинг.

Цель:1) сформировать у участников группы психологическую готовность к самостоятельному, осознанному выбору карьеры; 2) создание благоприятных условий работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в тему тренинга.

  1. Психотехническое упражнение
  2. Самопрезентация
  3. Психотехническое упражнение « Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
  4. Упражнение «Мечты»
  5. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к разным видам деятельности».
  6. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников.

                                           Занятие 20-21

Тема: Тайны собственного  «Я». Самореклама.

Цель: дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я – концепции»; развитие умения анализировать определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

  1. Приветствие, установление контакта.
  2. Сообщение об актуальном состоянии каждым членом группы.
  3. Разминка «Делай, как Я!»
  4. Психологическое упражнение «Комплимент»
  5. Упражнение «Самореклама»
  6. Упражнение «Молекулы и атомы»
  7. Подведение итогов.

Домашнее задание: побольше узнать о выбираемой или интересующей профессии для подготовки к публичному выступлению.

                                                             Занятие 22-23

Тема: Мое видение будущей профессии. Личность и профессия.

Цель: более подробное представление о различных профессиях.

  1. Контрольная работа.    
  2. Приветствие ведущего и вопрос об актуальном состоянии каждого участника группы: физическом и психологическом.
  3. Психотехническое упражнение «Стража»
  4. Упражнение «Покажи, кто он?»
  5. Упражнение «Выступление у микрофона»
  6. Психотехническое упражнение «Бип»
  7. Психотехническое упражнение «Сядем вместе, сядем рядом»
  8. Актуальное состояние участников.
  9. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 24-25

Тема: Искусство владеть собой. Эмоции.

Цель:

-развитие понятийного аппарата

- развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания).

Этапы:

1.Приветствие, установление контакта.

2. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»

3. Упражнение «Монета»

4. Психотехнические упражнения.

5. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 26-27

Тема: Жесты и наблюдательность. Оценка появления эмоций.

Цель:

- развитие рефлексии

-поддержание положительного эмоционального фона

Этапы:

  1. Приветствие, установление контакта.
  2. Теоретическая информация о жестах.
  3. Характер эмоциональных проявлений.
  4. Упражнение «Жесты»
  5. Игра: «Таможня»
  6. Итоги дня. Вопросы участников.

Занятие 28

Тема: Навыки распознания эмоций и чувств.

Цель:

-развитие рефлексии

-развитие понятийного аппарата

- распознание чувств и эмоций

Этапы:

1.Приветствие, установление контакта.

2.Упражнение «Эмоции»

3.Игра «Мафия»

4.Психотехнические упражнения

5.Итоги. Вопросы участников.

Занятие 29

Тема:  Умение понимать других.

Цель:

-развитие рефлексии

-развитие навыков конструктивного взаимодействия

Этапы:

  1. Приветствие, установление контакта.
  2. Упражнение «Стулья».
  3. Упражнение «Сходства».
  4. Психотехнические упражнения.
  5. Итоги. Вопросы участников.

Занятие 30

Тема: Позитивное отношение к окружающим.

Цель:

-закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих

-закрепление навыков конструктивного взаимодействия (сотрудничества)

- закрепление положительной групповой динамики

Этапы:

1.Приветствие, установление контакта.

2.Упражнение «Мое отношение».

3.Упражнение «Подарки».

4.Итоги. Вопросы участников.

  Занятие 31-32

Тема: Пожелайте мне доброго пути!

Творческая работа «Мое видение будущей прфессии».

Цель: получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.

Этапы:

1.Тест на определение профориентации (компьютерная диагностика)

2. Приветствие ведущего.

 3. Актуальное состояние участников.

  4.Психотехническое упражнение «Сплоченность»

  5.Психотехническое упражнение «Ловля моли»

    6.Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».

    7.«Лимонадник». Сладкий happy end. Обмен впечатлениями о проведенном курсе.

                     Занятие 33-34

                 Тема:  «Итоги»

Цель:

-закрепление позитивной установки в контексте групповой работы

-психоэмоциональная разгрузка

-подведение итогов

Этапы:

  1. Ритуал приветствия, установление контакта.
  2. Упражнение «Искренность»
  3. Тест «Я знаю и разбираюсь в себе»
  4. Тест «Я знаю и разбираюсь в людях»
  5. Итоги. Вопросы участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...

Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов

В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов  с многообразием м...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...