Личностное и профессиональное самоопределение.
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа
Элективного курса
По личностному и профессиональному самоопределению
Объем различных форм учебной работы:
Всего занятий 34 часа
В том числе:
Лекции 8 часов
Практические занятия 12 часов
Самостоятельная работа 8 часов
Форма контроля
(диагностика ) 6 часов
Объяснительная записка.
Проблема выбора профессии стара как мир. Именно поэтому с изменением экономической, политической и социально – культурной ситуации в стране необходимо новое понимание ее содержания.
Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально – экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике, новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также перетерпливают изменения в современных условиях. Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни. В связи с этим назрела необходимость поиска теоретико – методологических оснований профессионального развития личности и одной из первых стадий этого развития – стадии выбора профессии.
Предлагаемая программа занятия со старшеклассниками представляет собой конспекты уроков. Весь цикл состоит из 16 занятий, каждое длительностью 40 минут. За основу данной программы взят практический курс « В поисках своего призвания» И.М. Кондаков.
Программа по личностному и профессиональному самоопределению для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, - развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции и, с другой, развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм методов общения, осознания своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности (хотя в разной степени).
Программа рассчитана на проведение с группой старшеклассников (9 классы). Важно, чтобы все участники заинтересованно работали на тренинге и занятиях. Поэтому особое внимание следует обратить на мотивационный этап. Существенным мотивационным фактором может выступать ознакомительная лекция, о которой сказано ниже.
Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.
Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрогроммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Цикл занятий состоит из ознакомительной лекции – беседы, первого – вводного занятия и оставшихся групповых занятий. Ознакомительное занятие носит в основном мотивирующий характер. В лекции учитель знакомит школьников с психологией как научной дисциплиной, рассказывает о психологии общения, вызывая учеников на беседу о роли общения в их повседневной жизни в школе, дома, с друзьями и прочее, приводит интересные факты. В ходе беседы дается школьникам небольшой психологический тест.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
В зависимости от целей, задач обучения и мотивационной готовности класса, психолог может сочетать приемы свободной дискуссии, эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, учебно – игровой деятельности и прочее.
Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог – профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.
Еще раз подчеркнем, что данные конспекты прежде всего служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует план – основа, обязательной для выполнения:
- вступительная часть (знакомство, установление контакта с подростками);
- диагностический блок;
- информационный блок;
- игровые занятия (тренинг профессионального самоопределения).
Занятие 1-2
Тема: Давайте познакомимся. «Я» и мое имя.
Цель: 1) установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса; 2) знакомство со спецификой работы практического психолога, с особенностями психологии, как науки; 3) активизация процесса рефлексии.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е. Евтушенко.
Этапы:
- Знакомство.
- Беседа о психологии.
- Проведение методики «Моя личная жизнь»
- Рассказ о содержании программы.
Занятие 3
Тема: Образ «Я» или что я думаю о себе.
Цель: 1) активизация процесса самопознания; 2) обучение некоторым психотехническим приемам; 3) закрепление благоприятного «климата отношений» с подростками.
Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записью спокойной и приятной музыкой.
Я – Человек. Я посредине мира.
А. Тарковский.
Этапы:
- Беседа об этике психолога, о принципах психодиагностики.
- Методика «Кто Я?»
- Психологический практикум.
Занятие 4-5
Тема: Дороги, которые мы выбираем.
Цели: 1) осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей; 2) знакомство с основными понятиями курса; 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса ( см. приложение к занятию).
Мы творим нашу собственную жизнь
И называем ее судьбой.
Дизраэли .
Этапы:
- Вступление.
- Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.
- Заполнение анкеты оптанта.
Занятие 6
Тема: В мир профессий – по компасу.
Цель: 1) определение профессиональной направленности учащихся; 2) осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий; 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: Опросник Голанда, словари с описанием содержания профессий.
Берись за то, к чему ты сроднен,
Коль хочешь, чтоб в делах
Успешный был конец.
И.А.Крылов.
Этапы:
- Возможные варианты начала урока.
- Заполнение опросника Дж. Голанда. Работа со словарем профессий.
- Графическое изображение профессионального типа личности.
- Интерпретация и совместное обсуждение результатов.
Задание 7-8
Тема: Палитра способностей. Я и мои способности.
Цель: 1) определение уровня развития общих способностей учащихся; 2) знакомство с понятиями «мышление», «способности», их ролью в жизни и трудовой деятельности человека.
Необходимые материалы: тестовые тетради; бланки для ответов; кассетный магнитофон с записью инструкций и временных пауз.
Необходимые условия для проведения занятий: звукоизолированное помещение для проведения тестирования; второй и третий уроки любого дня недели, кроме понедельника и пятницы.
Описание занятий интеллекта ШТУР, Кеттелл и т.д.
Этапы:
Краткое вступление перед выполнением теста
- Выполнение теста структуры интеллекта
- Несколько слов о мышлении.
- Интерпретация данных текста.
- Беседа о способностях (теоретические способности)
Занятие 9-10
Тема: « В круге Айзенка». Знакомство с понятием темперамент.
Цель:1) определение типа темперамента (по тесту Г. Айзенка) ; 2) знакомство с понятием «темперамент»; 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: Опросник Г. Айзенка, бланки для ответов.
Это Я, Господи!
Господи- это Я!
Борис Слуцкий
Этапы:
- Краткая вступительная беседа.
- Проведение опроса.
- Графическое изображение результатов. Нахождение « Точки темперамента» в « Круге Айзенка»
- Заключение. Объяснение содержания понятия «темперамент».
Занятие 11-12
Тема: «Формула» темперамента. Практический практикум.
Цель:1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.
Этапы:
1. Опрос. Повторение материала прошлого урока.
2.Объяснение нового.
3.Практический Определение «формулы» темперамента. (дополнительный материал).
4.Закрепление материала. Решение психологических задач.
Занятие 13
Тема: Мир профессий и твое место в нем.
Цель:1) построение классификации профессий в процессе эвристической беседы; повторение классификации К.М.Гуревича (профессии с абсолютной и относительной пригодностью); 2)составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии – мечты); 3) активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).
Необходимые материалы: книга Е.А. Климова « Развивающийся человек в мире профессий», Обнинск,1994.
Удовольствие пролетит – оно себе;
Труд оставит след долгой радости – он другим.
Д.И.Менделеев.
Этапы:
1.Вступительная беседа. Повторение.
2. Построение квалификации.
3.Моя будущая профессия (профессия – мечта)
4.Определение «формулы» профессии. Закрепление материала.
Занятие 14
Тема: Стратегия профессионального выбора.
Цель:1) обучение стратегии выбора профессии; анализ возможных ошибок при выборе карьеры; 2) информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях; 3) выполнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности профессионального выбора.
При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.
Прямо только вороны летают
Народная мудрость.
Этапы:
- Обучение стратегии выбора.
- Ошибки, сопутствующие выбору карьеры.
- Информация об актуальном состоянии рынка труда, о профессиональном учебном пространстве региона.
- Закрепление материала. Опрос.
Задание 15-16-17
Тема: Твои перспективы. ( Самоанализ готовности к профессиональному старту). Творческая работа: «Мои перспективы».
Цель: 1) подведение итогов, проверка степени усвоения теоретической информации, результативности диагностического и информационного блоков программы; 2) обучение школьников самостоятельному составлению психологических рекомендаций; 3) активизация процесса рефлексии.
Необходимые материалы: сводные таблицы данных по классу в целом, тестовые контрольные задания, карты «Твои перспективы».
Ни я, ни кто другой не может
Пройти эту дорогу за вас,
Вы должны пройти ее сами.
Уолт Уитмен
Этапы:
- Проведение контрольной работы ( в виде тестовых заданий)
- Обобщенный анализ полученных данных.
- Заполнение карты «Твои перспективы».Составление психологических рекомендаций.
Задание 18-19
Тема: Помечтаем о будущей карьере. Тренинг.
Цель:1) сформировать у участников группы психологическую готовность к самостоятельному, осознанному выбору карьеры; 2) создание благоприятных условий работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в тему тренинга.
- Психотехническое упражнение
- Самопрезентация
- Психотехническое упражнение « Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»
- Упражнение «Мечты»
- Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к разным видам деятельности».
- Подведение итогов. Ответы на вопросы участников.
Занятие 20-21
Тема: Тайны собственного «Я». Самореклама.
Цель: дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я – концепции»; развитие умения анализировать определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.
- Приветствие, установление контакта.
- Сообщение об актуальном состоянии каждым членом группы.
- Разминка «Делай, как Я!»
- Психологическое упражнение «Комплимент»
- Упражнение «Самореклама»
- Упражнение «Молекулы и атомы»
- Подведение итогов.
Домашнее задание: побольше узнать о выбираемой или интересующей профессии для подготовки к публичному выступлению.
Занятие 22-23
Тема: Мое видение будущей профессии. Личность и профессия.
Цель: более подробное представление о различных профессиях.
- Контрольная работа.
- Приветствие ведущего и вопрос об актуальном состоянии каждого участника группы: физическом и психологическом.
- Психотехническое упражнение «Стража»
- Упражнение «Покажи, кто он?»
- Упражнение «Выступление у микрофона»
- Психотехническое упражнение «Бип»
- Психотехническое упражнение «Сядем вместе, сядем рядом»
- Актуальное состояние участников.
- Итоги дня. Вопросы участников.
Занятие 24-25
Тема: Искусство владеть собой. Эмоции.
Цель:
-развитие понятийного аппарата
- развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания).
Этапы:
1.Приветствие, установление контакта.
2. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»
3. Упражнение «Монета»
4. Психотехнические упражнения.
5. Итоги дня. Вопросы участников.
Занятие 26-27
Тема: Жесты и наблюдательность. Оценка появления эмоций.
Цель:
- развитие рефлексии
-поддержание положительного эмоционального фона
Этапы:
- Приветствие, установление контакта.
- Теоретическая информация о жестах.
- Характер эмоциональных проявлений.
- Упражнение «Жесты»
- Игра: «Таможня»
- Итоги дня. Вопросы участников.
Занятие 28
Тема: Навыки распознания эмоций и чувств.
Цель:
-развитие рефлексии
-развитие понятийного аппарата
- распознание чувств и эмоций
Этапы:
1.Приветствие, установление контакта.
2.Упражнение «Эмоции»
3.Игра «Мафия»
4.Психотехнические упражнения
5.Итоги. Вопросы участников.
Занятие 29
Тема: Умение понимать других.
Цель:
-развитие рефлексии
-развитие навыков конструктивного взаимодействия
Этапы:
- Приветствие, установление контакта.
- Упражнение «Стулья».
- Упражнение «Сходства».
- Психотехнические упражнения.
- Итоги. Вопросы участников.
Занятие 30
Тема: Позитивное отношение к окружающим.
Цель:
-закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих
-закрепление навыков конструктивного взаимодействия (сотрудничества)
- закрепление положительной групповой динамики
Этапы:
1.Приветствие, установление контакта.
2.Упражнение «Мое отношение».
3.Упражнение «Подарки».
4.Итоги. Вопросы участников.
Занятие 31-32
Тема: Пожелайте мне доброго пути!
Творческая работа «Мое видение будущей прфессии».
Цель: получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Этапы:
1.Тест на определение профориентации (компьютерная диагностика)
2. Приветствие ведущего.
3. Актуальное состояние участников.
4.Психотехническое упражнение «Сплоченность»
5.Психотехническое упражнение «Ловля моли»
6.Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».
7.«Лимонадник». Сладкий happy end. Обмен впечатлениями о проведенном курсе.
Занятие 33-34
Тема: «Итоги»
Цель:
-закрепление позитивной установки в контексте групповой работы
-психоэмоциональная разгрузка
-подведение итогов
Этапы:
- Ритуал приветствия, установление контакта.
- Упражнение «Искренность»
- Тест «Я знаю и разбираюсь в себе»
- Тест «Я знаю и разбираюсь в людях»
- Итоги. Вопросы участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...
Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием м...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...