урок по теме "Изменение величин"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Изменение величин»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Изменение величин»
Задачи урока:
- способствовать формированию понятия «величина»;
- обеспечить отработку навыков работы со шкалами, координатными плоскостями; увеличением, уменьшением величин;
- организовать деятельность учащихся по первичному запоминанию арифметических действий с величинами, и сопоставлению уменьшение – отрицательное число, увеличение – положительное число;
- осуществлять классификацию по заданным критериям на примере кластера;
- способствовать расширению кругозора учащихся, развитию коммуникабельных способностей школьников, через работу в группах;
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- формирование умения работать с литературой.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Структура урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Актуализация предметного опыта учащихся (8 мин)
- Изучение новых знаний и способов деятельности (7 мин)
- Первичная проверка понимания изученного (3 мин)
- Физкультминутка (3 мин)
- Закрепление изученного (5 мин)
- Применение изученного (12 мин)
- Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
- Рефлексия (1 мин.)
Оборудование:
Перед уроком:
Ученики распределяются в группы и рассаживаются за парты по 2 человека, парты одной группы идут друг за другом. Группы:
- историки – ученики, которые на предыдущем уроке работали на «отлично»;
- теоретики – ученики, которые на предыдущем уроке не достаточно усвоили теоретический материал;
- практики – ученики, которые на предыдущем уроке не достаточно усвоили решение задач на сравнение величин;
- аналитики – ученики, которые
Звучит музыка из песни «Непогода», на партах учеников лежит карта урока «Времена года», тетради по математике № 2, тетрадь №1 с домашним заданием лежит на краю стола.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Техника организации |
1. Организа-ционный момент | Здравствуйте, ребята! Вижу, что все к уроку готовы и настроены на работу. Очевидно, в этом помогла песня в исполнении Павла Смеяна «Непогода» из кинофильма «Мери Поппенс. До свидания». Присаживайтесь. | Проверка готовности класса к уроку |
2. Актуализация предметного опыта учащихся (Летний этап) | Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (об изменении величин) Изменения величин окружают нас повсюду, и наиболее ярким примером является изменения в природе – в частности в погоде. Какие величины связаны с природой (погодой)? (давление, температура, скорость ветра и т.д.) Приведите примеры изменения величин. Как могут изменяться величины? (величины могут увеличиваться или уменьшаться). Итак, тема нашего урока: «Изменение величин» Что бы вы хотели узнать? Чему бы вы хотели научиться? (отвечает группа аналитиков) Есть желающие добавить? (ответы школьников) Учебная задача: познакомиться со способами изменения величин, то есть научиться увеличивать и уменьшать величины. Год состоит из четырех времен, и наш урок будет состоять из четырех этапов. На столах у вас лежит карта урока «Изменения в природе». На каждом из этапов вы должны будете себя оценить по пятибалльной шкале. Прежде, чем мы отправимся на Летний этап, я хотела бы узнать есть ли вопросы по домашней работе. (ответы учеников; если есть вопросы по домашней работе, то устно комментируем ее ). Тема прошлого урока была легкой, поэтому понятная для всех; тетради № 1 сдаем на проверку. Историки: изучают исторические сведения на стр. 171 учебника. Один учащийся работает с компьютером в сети Интернет. (если нет компьютера в классе, то ученик приносит заранее подготовленную информацию) Теоретики: готовят ответ на вопросы по карточкам. Практики: выполняют задание №1011 стр. 167 учебника. Аналитики готовят ответ по карточкам. Свою работу на Летнем этапе урока оценивают участники всех групп, кроме Историков. | Беседа с учащимися ЭОР слайд 1 |
3. Изучение новых знаний и способов деятельности (Осенний этап) | Вы, наверное, знаете каким прибором измеряется температура? (термометр) Посмотрите на экран. Какую температуру показывает термометр? (учащиеся, глядя на термометр, перечисляют все возможные варианты названия температуры) А теперь предлагаю вам представить себя метеорологами, которым необходимо снять показания термометров и записать их в тетрадь. (Учащиеся смотрят на экран и переписывают в тетрадь показания четырех термометров) Теперь давайте сверим показания термометров, записанные в тетрадях, с правильными. Для этого поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите в руку карандаш. Если в тетради ошибка, то вам следует аккуратно карандашом зачеркнуть неправильный ответ и надписать правильный. (Взаимопроверка) Теперь снова поменяйтесь тетрадями. Ребята, внимательно посмотрите на свои ошибки и подумайте с чем они могут быть связаны. Ребята, для какого этапа времени года характерна погода, изображенная на каждом из термометров? Для того, чтобы наиболее успешно изучить новую тему, мы выполним задание по карточкам рабочими группам. (соседние парты образуют группу по четыре человека; дежурный раздает карточки) Перед вами карточки с вопросами. Посмотрите на них внимательно. Вам предлагается кратко на них ответить в течении 3-4 минут. (Учащиеся группами по четыре человека отвечают на вопросы, ориентированные на изучение новой темы) Ребята, всем группам были розданы одинаковые карточки, но, возможно, что у разных групп разные варианты ответов на одни и те же вопросы. Поэтому, давайте, обсудим ваши ответы. (Обсуждение карточек) | ЭОР слайд 3 ЭОР слайд 4 ЭОР слайд 5 ЭОР слайд 6 |
4. Первичная проверка понимания изученного | Ребята, так как могут изменяться величины? (Величины могут увеличиваться и уменьшаться) Каким числом выражается увеличение величины? (Увеличение величины выражается положительным числом) Каким числом выражается уменьшение величины? (Уменьшение величины выражается отрицательным числом) Скажите, какие предметы, с помощью которых мы можем наглядно проследить за изменениями величин? (Термометр, координатная прямая) Ребята, оцените свою работу на Осеннем этапе на карте урока «Времена года». Давайте послушаем выступление группы Историков. (Ученики озвучивают исторические сведения о возникновении отрицательных чисел). Историки оценивают свою работу на двух этапах, а остальные на втором этапе – Осеннем. | |
5. Физкульт-минутка | Немного отдохнули умственно, а теперь давайте отдохнем физически, для этого выполним физкультминутку, в проведении которой мне поможет физорг класса. Для этого вам необходимо выйти из-за парт. Представим, что наши руки – это оси координатной прямой, голова – начало отсчета – нуль. Пусть правая рука – это положительная полуось (посмотреть в правую сторону), левая – отрицательная (посмотреть в левую сторону). Теперь физорг называет положительное или отрицательное число и мы, в зависимости от того, на какой полуоси расположено число, мы поворачиваем голову в нужную сторону. Например, число «2» - поворачиваем голову в правую сторону; число «-4» - в левую сторону. (5-6 повторений) А теперь то же задание, только не поворачиваем голову, а потягиваемся в нужную сторону. (5-6 повторений) Изменим упражнение: поднимаем обе руки и потягиваемся вверх, если число положительное, опускаем обе руки и присаживаемся, если число отрицательное. (5-6 повторений) Молодцы, присаживайтесь на свои рабочие места. | Физкульт-минутка проходит под минус песни «Непогода» |
6. Закрепление изученного (Зимний этап) | Мы приблизились к Зимнему этапу урока, на котором вам предстоит выполнить задания. Посчитаем устно. На экране записано задание, согласно которому вам необходимо будет заполнить пропуски. (Задание на определение координаты точки при ее перемещении вправо или влево) Ребята, а теперь давайте сравним координату исходной точки с ее координатой после перемещения. (Устное сравнение координат с опорой на знаний и умения учащихся, приобретенные на прошлом уроке) Вернемся к показаниям термометра. Следующее задание предлагаю выполнить у доски. Определите увеличивается или уменьшается температура и запишите на сколько она изменяется.
t2=1 оС t2-t1=+4
t2=-5 оС t2-t1=-4
t2=-3 оС t2-t1=-7 Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Ребята, вернемся к картам урока. Оцените свою работу на Зимнем этапе. | Устный счет |
7. Применение изученного (Весенний этап) | Ребята, обратите внимание на №1005 на странице 168 учебника. (Ученик читает задание) Работа у доски и работа в тетрадях. Устное обсуждение и анализ проделанной работы. Теперь в парах предлагаю вам выполнить задание № 1006 на странице 169 учебника. (Защита задания происходит парой учеников. Опрашивается несколько пар). Мы выслушали несколько вариантов ответов. Правильным является: 1) на -6, 2) на 2. Исправьте свой ответ, если вы ошиблись. Подумайте, почему вы ответили не правильно. А теперь поработаем немного устно. №1004 на странице 168 учебника. Следующее задание мы выполним в группах. Вам необходимо составить кластер «Изменения величин». (набор карточек для составления кластера раздается группам, выполнение работы на парте. После проверки правильности составления кластера, первая, выполнившая задание правильно группа, переносит на доску). Теперь оцените себя на этом этапе урока. | |
8. Подведение итогов учебного занятия | Мы с вами благополучно прошли все этапы урока; научились изменять величины. Ребята, как может изменяться величина? (величина может увеличиваться и уменьшаться) Каким числом выражается увеличение любой величины? (положительным числом) Каким числом выражается уменьшение любой величины? (отрицательным числом) Вижу, что в целом, вы усвоили тему урока. У кого остались вопросы или затруднения жду вас на дополнительных занятиях или можете обратиться к консультантам. | |
9. Рефлексия и информация о домашнем задании | На уроке вы работали хорошо, были активными и давали правильные ответы. В карте «Изменения в природе» выставьте себе итоговую отметку за урок, подсчитав среднее арифметическое баллов за каждый этап. Кто оценил свою работу на уроке на отметку «5», «4», «3» поднимите руку. (учитель комментирует насколько отметка, выставленная ребенком, совпала с отметкой, выставленной учителем) Открываем дневники и выставляем себе отметки за урок. Записываем задание на дом: п.30 прочитать, № 1015, 1016, 1017, из предложенных заданий выбирайте любые два задания по выбору. Задания аналогичные №1005. | |
Рефлексия эмоционального состояния | Убрали рабочее место. И, если вам понравилась ваша работа на уроке, то из стопки возьмите изображения солнышка и прикрепите ее к барометру настроения «ясно», если вы не довольны своей работой на уроке, то возьмите тучку и прикрепите ее к барометру настроения «пасмурно». Барометр нам показал, что изменения происходят не только в природе, но и в багаже наших знаний и Спасибо за внимание, урок окончен! До свидания. | прикрепляет-ся барометр настроения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин"
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Физические величины. Измерение физических величин".ЭОР с сайтов http://fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru/...
урок "Физические величины.Измерение физических величин" с использованием ЦОР.
Данный урок показыват как можно испольвать элементы ЦОР при объяснении,закреплении,самопроверки учащимися учебного материала,что повышает эффективность урока,познавательные интересы учащихся....
Презентация к уроку "Измерение геометрических величин"
Данная презентация является приложением к уроку "Измерение геометрических величин" для учащихся 5 классов, которая поэтапно раскрывает путешествие учащихся в страну Невыученных уроков вместе с героем...
Запоминание на уроках физики физических величин
Я использую игровые моменты на уроках в 7-8 классе. По мере изучения каждой величины ученики дома изготавливают карточку с ее буквенным обозначением размером 10*10 см. Когда набирается 4-5 величин (на...
План урока по теме: "Величины, характеризующие колебательное движение"
9 класс (урок №___) ПЛАН УРОКА Тема: Величины, характеризующие колебательное движ...
Презентация к уроку "Символьные (строковые) величины в Pascal"
Презентация содержит: основные теоретические сведения по теме «Строковые величины», описание символов и строк, операции над символами, процедуры и функции обработки строковых величин, примеры решения ...
Урок Высказывания. Логические величины, операции, выражения. 10 класс. Информатика и ИКТ
Урок "Высказывания. Логические величины, операции, выражения" в 10 классе. Информатика и ИКТ...