Семейное портфолио
статья на тему

Пикалкина Наталья Борисовна

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_portfolio.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»

ПРОЕКТ

СЕМЕЙНОЕ ПОРТФОЛИО

Автор проекта:

Пикалкина Наталья Борисовна  

Сретенск

2015

Номинация: творческий проект

Автор проекта: Пикалкина Наталья Борисовна

Место работы: МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»

Должность: учитель

Почтовый адрес: 673500,Забайкальский край, г.Сретенск, Балябина ,14  

Контактные телефоны: 830246 2 16 43, 8914 444 01 21

Аннотация

Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.

Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совместно с психологом, выявили ряд проблем, которые указывали:

  • на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
  • низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
  • неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").

Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.

Одним из важных этапов в процессе модернизации образования является переход к новым государственным стандартам. Впервые в ФГОС прописана роль и цели воспитательного процесса в школе, предполагается договор между школой и родителями. Повышается роль родителей в жизнедеятельности школы.

В проекте представлена необычная форма работы с семьей, которая позволяет повысить статус семейных ценностей, установить новые способы взаимодействия с семьей.

Актуальность темы

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) отрицательно сказываются на семьях. Основные тенденции преобразования включают изменение ее функций, сокращение размеров, изменение главенства в  семьях. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций: репродуктивной, социализации детей.

Перечисление семейных проблем и интерпретации их причин и следствий широко рассматриваются в трудах различных современных  исследователей. К одной из самых актуальных проблем современной семьи принято относить проблему ее бюджета. Однако существуют более важные вопросы, среди них - проблема семейного воспитания детей в условиях нестабильных жизненных условий, вырождение семейных традиций и ценностей. В семье, где возникают проблемы в воспитании детей, родители или стремятся их решить, или не прилагают никаких усилий для налаживания воспитательного процесса.

Как справедливо отмечают многие исследователи (А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), одной из основных причин негативного поведения несовершеннолетних детей является неправильная позиция, занятая в отношении к ним родителями, тип воспитания в семье.

Общество привыкло, что школа разовьет, научит, покажет, воспитает, обозначит идеалы… Родители  обеспечат финансово, хорошо оденут, заплатят за занятия с репетитором, за обучение в ВУЗе. От такого подхода возникли проблемы наших детей. Современные дети зачастую не имеют собственных убеждений, не имеют жизненных ценностей, не хотят взрослеть и нести ответственность за свои поступки, за свой выбор.

В стандартах нового поколения впервые говорится о воспитательной стороне образования «Миссией образования является ведущей социальной деятельностью общества, а государственный образовательный стандарт должен стать трехсторонним общественным договором семьи, общества и государства.»

Современная российская семья нуждается в возрождении авторитета, в укреплении семейных ценностей. Семья должна быть центром взаимоуважения и примером для подражания для каждого ребенка в будущем. Наше общество не может быть здоровым без здоровой семьи.

Сколько бы учителя не старались проводить классные часы, беседы, игры на развитие и.п. результат будет плачевным, если не будет поддержки со стороны семьи, не будут обозначены ориентиры в семейном воспитании. Одной из современных форм сотрудничества школы и семьи считаем – создание семейного портфолио.

Анализ исходной ситуации

В результате анализа воспитательной деятельности ОУ среди проблем выявлено следующее:

  • Недостаточный уровень интереса детей к семейным ценностям;
  • Низкая организационная и творческая активность родителей;
  • Подмена родителями семейных ценностей на финансовую обеспеченность семьи.

Цель проекта: Моделирование семейного портфолио как форма активного взаимодействия с семьей.

Задачи: 

  • Изучить научно-методическую и нормативно-правовую базу работы с семьей.
  • Разработать модель семейного портфолио;
  • Организовать конкурс семейных портфолио;

Гипотеза: В результате создания семейного портфолио повысится интерес детей к семейным ценностям, начнется возрождение семейных традиций.

Планируемый результат

  1. В результате реализации проекта будут созданы семейные портфолио.
  2. Будет создан реальный инструмент для повышения статуса семьи.
  3. Повысится организационная компетентность родителей.
  4. Повысится творческая активность родителей и учеников школы.
  5. Приобретение качественно нового опыта сотрудничества семьи и школы.
  6. Создание положительного опыта, появление готового материала к внедрению и использованию в других образовательных учреждениях.

Методы и формы отслеживания результатов.

  1. Анкетирование детей и родителей.
  2. Участие родителей в реализации проекта.
  3. Презентация опыта.
  4. Страница сайта школы.
  5. Семинар.
  6. Презентация созданных портфолио.

Количественные результаты.

  1. Количество семей создавших семейное портфолиою
  2. Количество посетителей страницы сайта.
  3. Количество презентаций портфолио

Качественные результаты.

Привлечение СМИ

Ресурсное обеспечение

Пикалкина Н.Б. Организует общее руководство по реализации проекта, организует работу участников проекта. Координирует деятельность проблемных групп по направлениям, определяет пути взаимодействия с социальными партнёрами, обеспечивает условия выполнения задач проекта. Оказывает методическую и практическую помощь при создании семейного портфолио.

Перебоева И.С. Организует мониторинг реализации проекта. Проводит  заседания МО классных руководителей и родительские лектории. Оказывает методическую и практическую помощь педагогам, родителям в разработке и ведении семейного портфолио. Создание  страницы  сайта «Моя родословная».

Классные руководители. Организуют встречи с родительской общественностью, ведут необходимую документацию, контролируют работу семей по созданию портфолио.

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап – Подготовительный – январь – март  2016 г.

2 этап – Деятельностный – апрель – ноябрь 2017г.

3 этап – Аналитический – декабрь 2017г.

План-график реализации проекта

Название этапа

Задачи

Мероприятия

Результаты

Участники

Подготовительный, январь – март  2016г.

1.Обсудить с педагогами план совместной деятельности

2.Подобрать необходимую литературу.

3. Разработать положение о конкурсе «Моя семья – моя крепость»

1.Разработать тематику обучающих семинаров с родителями

2.Определить координаторов и консультантов по работе с семейным портфолио

3.Распределить функциональные обязанности между участниками проекта

4.Анкетирование педагогов, родителей и детей.

1.План работы по реализации проекта.

2.Диагностические материалы

3.Получение необходимой информации

Организаторы проекта, классные руководители, семьи учащихся.

Деятельностный, апрель-ноябрь 2017г.

1. Организовать систему обучающих занятий с классными руководителями и семьями учащихся.

 

2. Создать семейные портфолио.

3. Создать страницу школьного сайта «Моя родословная».

4. Провести конкурс портфолио

1.Проведение семинаров, практик, встреч, «круглых столов», научно-практических конференций с педагогами и родителями.

2. Создание портфолио в семьях.

3.

1.Методические и дидактические материалы по реализации проекта

2.Распространение опыта создания портфолио

3.

Организаторы проекта, педагоги

Семьи учащихся

Аналитический,

декабрь 2017 г.

1.Проанализировать выполнение целей и задач проекта

2.Определить причины «плюсов и минусов» проекта.

1. Анализ проведенной работы.

2. Программирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.

1. Аналитическая справка

2.Предложения по продолжению проектной деятельности

3. Методические рекомендации педагогам

Организаторы проекта, педагоги и руководители ОУ

Структура работы над портфолио.(основные мероприятия)

  1. Разработка нормативной базы: разработка положения о структуре создания портфолио, разработка положения о конкурсе семейных портфолио,…)
  2. Презентация проекта на родительской конференции.
  3. Проведение деловых встреч с родителями по работе с портфолио и его оформлении
  4. Проведение конкурса семейных портфолио «Моя семья – моя крепость»
  5. Создание на сайте школы страницы – поддержки семейных портфолио

Структура портфолио

Оригинальная обложка (или титульный лист)

Первый раздел «моя родословная» или …

  • Семейное древо
  • Семейные портреты
  • Фотографии членов семей (прошлых поколений)

Второй раздел «Я»

  • Биография каждого члена семьи
  • Портрет каждого члена семьи
  • Достижения и заслуги каждого члена семьи

Третий раздел «Семейная летопись»

  • Воспоминания старших членов семьи
  • Семейные реликвии
  • Семейные традиции
  • Семейные истории
  • Документы

Четвертый раздел «Наше будущее»

  • Личные планы членов семьи
  • Семейные мечты и планы
  • Профессиональная генеалогия моей семьи

Литература

Варга А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. ОГИ, 2006.

Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.П. Проколенко, В.Н. Котырло. – Киев, 1987.

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Дмитрия Медведева //Российская газета. – 2009. -  № 5038(214)

Макарова Т. Н., Макаров В. А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя //Заместитель директора в школе по воспитательной работе. – 2005. - № 3

Новикова Т. Г. и др. Построение различных моделей портфолио// Методист. – 2005. - № 3

Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2004.

С. Дж. Пейн, М. Чошанов. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся.// Директор школы. – 2000. - № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Сценарий семейной ролевой игры-путешествия «Остров семейных сокровищ»

Цель: укрепление семейных и коллективных отношений среди детей и между родителями воспитанников средствами досуговой деятельности.Задачи:- организация совместного досуга детей и родителей;- пока...

Семейный вечер "В семейном кругу все вместе растем!"

Совместные семейные  мероприятия: праздники, вечера, вылазки на природу - это не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическ...

Классное руководство. Проект: Создание семейного портфолио.

Родилась идея создания семейного портфолио.Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более п...