Классное руководство. Проект: Создание семейного портфолио.
проект (6 класс) на тему
Родилась идея создания семейного портфолио.
Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более подробно.
Успех предлагаемого дела в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы. Сверхзадача классного руководителя в данном случае состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию проекта, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Семейное портфолио»
Автор проекта:
классный руководитель 6в
Карелина Лариса Леонидовна
Проект «Семейное портфолио»
Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни.
Общение с родителями и детьми, а также полученные результаты опросов и диагностики детско-родительских отношений, проведенных в школе совместно с психологом и социальным педагогом, выявили ряд проблем, которые указывали:
- на недостаточное, а в некоторых случаях и полное отсутствие в семьях взаимодействия родителей и детей;
- низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
- неразвитость социального интеллекта у детей ("социальный интеллект" мы понимаем как "способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в семье").
Исследование показало, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем. Первыми шагами в этом направлении было проведение двух важных событий – родительского собрания и классного часа. В ходе проведения родительского собрания стало очевидным, что родителей интересует и волнует внутренний мир собственных детей, их ожидания, надежды и ценности. А на классном часе дети горячо говорили об острой потребности в общении с родителями, о своих ожиданиях от такого общения, о неподдельном интересе к истории своей семьи, судьбам родителей и более дальних родственников. Стало очевидным, что взаимные интересы детей и родителей являются ресурсом для решения поставленной задачи.
Родилась идея создания семейного портфолио.
Следующим шагом стало проведение нового родительского собрания, имеющего мотивационно-обучающий характер. Именно об этом собрании мы и будем говорить более подробно.
Успех предлагаемого дела в немалой степени зависит от того, насколько участники процесса готовы работать вместе и понимают содержание предлагаемой работы. Сверхзадача классного руководителя в данном случае состоит в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию проекта, то есть эмоционально зажечь всех участников проекта и затем поддерживать в них дух сотворчества, соучастия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.
Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку и педагогическое сопровождение классных руководителей способствует:
- проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
- раскрытию творческого потенциала детей;
- формированию у них адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;
- созданию условий для взаимодействия родителей и детей;
- укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.
В помощь семьям при работе над проектом на родительском собрании было решено создать сайт класса с форумом, где будут размещены (по желанию семей) наиболее интересные материалы семейных портфолио, начиная с портретной галереи всего класса, фото с презентаций, семейных фото и т. д. Этот сайт согласились создать и пополнять предлагаемыми материалами родители-специалисты и два наиболее сведущих в этом деле ученика.
В процессе работы над проектом могут возникнуть некоторые трудности:
- Проблема неполных семей, тайны семьи, которые не хочется афишировать. Работа классного руководителя предполагает знание ситуации в семьях и умение переводить негатив в позитив. Если же ребенок и родители не хотят предавать огласке какую-либо тему (например, тему "Кто мой папа?"), то они могут спрятать информацию на страничке "Тайны нашей семьи", о которой посторонние люди никогда не узнают, или не затрагивать эту тему вообще.
- Интерес к проекту может затухать, и поэтому необходимо периодически стимулировать его. Например, проводить ежегодно (в конце учебного года) праздник "День семьи" с презентацией мини-проектов по отдельным разделам портфолио.
Сценарий родительского собрания
Данное родительское собрание по своему содержанию является мотивационно-обучающим, настраивающим родителей на совместную работу с детьми.
Цель проведения собрания: мотивация родителей на создание семейного портфолио совместно с детьми.
Задачи:
- Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнерских взаимоотношений.
- Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе совместной детско-взрослой работы над портфолио семьи.
- Дать родителям представление о методике семейного портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей.
- Способствовать созданию новой традиции в классе – ежегодного праздника "День семьи".
План проведения родительского собрания
- Знакомство родителей с результатами диагностики детско-родительских отношений и принятие совместного решения о создании семейного портфолио.
- Знакомство родителей с понятием "портфолио", его предполагаемой структурой и содержанием.
- Определение задач, решение которых необходимо при работе над проектом, и ожидаемого результата.
- Определение разделов портфолио и планирование работы по их наполнению на текущий год.
- Обсуждение идеи подготовки и проведения праздника "День семьи" как новой традиции в жизни семьи и школы.
Вступительное слово классного руководителя:
Дорогие родители!
Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки, дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела, работа над которым позволила бы гармонично соединить взрослых и не очень взрослых родственников.
Я хочу обсудить с вами очень интересную и современную, "не избитую" пока форму совместной работы родителей и детей: создание семейного портфолио.
Сегодня нам предстоит узнать, что такое портфолио и как оно составляется. Мы с вами разработаем рубрики, разделы портфолио и мини-проекты, по которым вы и ваши дети под патронатом педагогов и специалистов нашей школы будете работать в течение этого года.
Я надеюсь, что это собрание также положит начало созданию новой традиции в нашем классе.
А сейчас разрешите мне познакомить вас с результатами диагностики детско-родительских отношений.
Учитель приводит статистические данные по классу.
Следующая часть собрания проводится с помощью компьютерной презентации по теме "Семейное портфолио".
В общем виде портфолио представляет собой коллекцию образцов и информационных материалов из разных источников (в т. ч. от одноклассников, учителей, родственников, из Интернета, писем, книг и др)., предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки, для сбора и хранения семейной информации.
Основной смысл создания семейного портфолио – это укрепление семейных ценностей, традиций и основ семьи, возвращение к ее историческим корням и возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее, проследить динамику и путь развития своего рода.
Рубрики и разделы семейного портфолио разрабатывают сами родители. Предлагаемые варианты пишутся на ватмане маркером и коллективно обсуждаются. Вот что предложили родители на нашем собрании:
- фотогалерея;
- автобиография;
- характеристики;
- рекомендации;
- эссе, рассказы, воспоминания;
- открытки;
- планы на будущее, мечты;
- награды, дипломы и т. д.;
- видеозаписи, кино и аудиозаписи;
- письма;
- картины, рисунки, коллекции;
- сочинения.
Присутствующим предлагается закончить фразу: "Семейное портфолио выглядит как…, потому что…" Задание выполняется 3–4 мин. По окончании выполнения задания слушаются варианты ответов с целью выяснения усвоения этого понятия и делается вывод о том, что форма семейного портфолио является свободной и каждый ребенок вместе с родителями определяет вид, тип, форму своей работы (Архив, Энциклопедия, Досье достижений, Коллекция, Музей и т. п.). Данные заносятся в таблицу 1.
Таблица 1
Раздел | Рубрики | Содержание |
После презентации разделов, рубрик и их содержания определяются темы, с которыми придется работать в течение года (не более 5–6).
Приведем пример рубрик разработанного родителями и детьми раздела "Тайна моего имени":
- Мое имя.
- Как меня хотели назвать родители?
- Почему назвали именно так?
- Что означает мое имя?
- Как ласково меня называют в семье?
- Сколько фамилий в моей фамилии?
Получился своеобразный мини-проект. На данном родительском собрании были разработаны следующие разделы, с которыми мы будем работать в этом году в виде мини-проектов:
- "Портретная галерея";
- "Тайна моего имени";
- " Вот мы какие!" (характеристика по темпераменту, по знаку Зодиака и т. п.);
- "Моя малая Родина";
- "Мои корни" (генеалогическое дерево);
- "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня. Кодекс чести семьи".
В дальнейшем можно будет поработать над разделами:
- "Музей семейных увлечений и хобби";
- "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?";
- "Будущее моей семьи. Какое оно?";
- "Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки";
- "Профессии, которые мы выбираем";
- "Наши мечты";
- "Мои друзья и друзья семьи";
- "Праздники нашей семьи";
- "Песни, которые пели и поют наши дети";
- "Семейная память";
- "Семейные легенды";
- "Семейные заповеди";
- "Тайны нашей семьи".
Далее определяются этапы работы над портфолио. На работу с каждым разделом отводится 1 месяц:
- сбор материала – 1–2 недели;
- выбор и анализ материала – 3-я неделя;
- оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.
Желательно, чтобы все 5–6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентацией промежуточных результатов.
На следующем этапе собрания классный руководитель обращается к присутствующим:
Итак, дорогие родители! Мы определили с вами этапы работы над портфолио. Какие же задачи стоят перед вами и детьми, чтобы наполнить содержанием семейное портфолио? (На работу в группах отводится 5 мин.)
Ответы, которые дают родители, заносятся в таблицу 2. Если возникают затруднения с определением задач, то помогает классный руководитель.
Таблица 2
Задачи для детей | Задачи для родителей | Задачи совместной работы |
Кульминацией работы по проекту в течение года должен стать праздник "День семьи", который проводится в конце учебного года. На нем будут представляться итоги работы в форме презентаций, шоу, видеоклипов, музейных выставок и т. п.
По результатам работы, проделанной родителями, дети на своем собрании обсуждают разработанные проекты и дополняют их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Организация взаимодействия семьи и школы, через создание семейного клуба "Дом"
В нашей школе особенно остро стоит вопрос семейного воспитания детей, это обусловлено тем фактом, что подавляющее большинство семей, о чем свидетельствует наша практика, как раз являются н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-562130-1420973647.jpg)
Презентация " Проект создания классной газеты"
Презентация прилагается к " Проекту создания классной газеты", в ней представлены этапы проектной деятельности учителя и учащихся : целеполагание, задачи, организация и планиро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-816479-1473958725.jpg)
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/17/picture-1344909-1645104355.jpg)
проект по созданию семейно-досугового клуба "Казачок"
реализованный проект по созданию семейно-досугового клуба "Казачок"Актуальность данного проекта заключается в оказании помощи родителям и детям через создание семейно - досугового...
Сценарий классного часа «Технология создания портфолио»
Сценарий классного часа "Технология создания портфолио"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-97611-1516881448.jpg)
Практико-ориентированный проект "Создание и внедрение электронного портфолио учителя"
Актуальной проблемой проекта «Создание и внедрение электронного портфолио учителя» будет выступать необходимость создания и размещения такой модели электронного портфолио, которая бу...