Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе
материал (6 класс) на тему
Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская основная общеобразовательная школа
Мастер класс
Тема: «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»»»
Мастер класс подготовила
Учитель математики, 1 к/к
Жолтикова Е.В.
Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе.
Оборудование: игральные кости, карточки с гранями, числовая прямая, демонстрационный термометр, листы бумаги, ручки.
- Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.
Для введения отрицательных чисел мы обычно используем демонстрационные модели термометра. Отвлечённый от оси разговор о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательных изменения температуры и определить, что получилось в результате – повышение или понижение и на сколько градусов. Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно переходим к сложению « разнородных» слагаемых – «отметки» и «изменения», т.е смешиваем порядковый номер и количественный аспекты понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и -3 требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на 3. Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих учащихся.
Каким же образом упростить для учащихся изучение отрицательных чисел?
- Работу с отрицательными числами я строю с опорой на количественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге или выигрыше и проигрыше. Для такой работы я изготовила игральные кости – кубики с нанесёнными на их гранях обозначениями чисел от 1 до 6. Кубики лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету – тепло и холодно). Так же каждый ребенок делает из цветной бумаги изображение граней таких кубиков. Это дает возможность мне проводить различные упражнения на устном счете и сразу видеть обратную связь.
Я хочу поделиться с вами, как строю работу по этому вопросу, какие упражнения провожу, какой наглядный материал для этого использую.
- В конце телевизионной программы «Время» всегда передают прогноз погоды назавтра. На экране появляется надпись:
В Красноярске………..-6°
В Москве …..+4°
Знак «+», стоящий перед числом градусов, означает тепло, знак «-» - холод.
- Эти знаки можно использовать для обозначения и других противоположных состояний: наличия и долга, выигрыша и проигрыша и т.п. Например,
- вместо записи «есть в наличии 5 рублей» запишем +5 руб
- «есть 3 рубля долга» можно написать кратко: -3 руб.
- В наших опытах знак «+» будет обозначать выигрыш, а знак «-» - проигрыш. Я бросаю по очереди два кубика.
- Красный кубик на верхней грани показывает 2 очка выигрыша,
- значит, запись будет выглядеть так: +2.
- На синем кубике выпало 3 очка проигрыша.
- Значит, запишем -3.
- Итак, упражнение №1. Я бросаю кубики, а вы записываете числа у себя на листочках. (один работает на числовой прямой, один записывает числа на доске)У вас должен получиться следующий ряд чисел. (сравнивают по записи на доске). Самооценка. У кого все правильно? Кто сделал ошибки? Все молодцы! Сколько в вашем ряду отрицательных чисел? Сколько положительных? Какое из положительных чисел самое большое? Какое из всех перечисленных чисел самое маленькое? Почему?
- Упражнение №2. Работа с гранями. Покажите соответствующую карточку на прослушанное предложение.
У Маши в копилке 5 рублей.
Коля проиграл Боре 4 очка.
У меня 3 яблока
Лена должна Вале 2 рубля
- Упражнение №3. Игра в паре. (магниты, магнитная числовая прямая, кубики.) Правила игры. Нужно каждому бросить два раза красный кубик и один раз синий. Фишки игроков стоят на нуле. Красный кубик – движение вправо. Синий кубик – движение влево. Итак, кто выиграл? На доске появляются два числа, которые нужно сравнить и записать сравнение с помощью числового неравенства.
- Упражнение №4 Опыт с двумя красными кубиками. После каждого выбрасывания записывается полученный пример. Например (+1)+(+2); (+3)+(+6). Определите сумму для каждого случая.
- Упражнение №5 Опыт с двумя синими кубиками. Для каждого случая найдите сумму очков: например (-3)+(-2); (-4)+(-1); (-2)+(-6).
- Упражнение №6 На доске были записаны результаты нескольких опытов. На перемене учитель стер часть записей. Восстановите записи:
(+5)+(+6)= ; (-5)+(-3) = ;
(+4)+( )= +5 ; (-3)+( )=-5 ;
( )+(+2)=+3 ; ( )+(-6)=-11 .
- Упражнение №7 В этом задании восстановить записи полностью не удастся, но определить знак суммы можно. Определите знак суммы. Сделайте вывод. (+ )+(+ )= (- )+(- )=
Выигрыш да выигрыш - получится… Проигрыш да проигрыш – получится…
- Упражнение №8 Бросаем два кубика разного цвета. Запишем сумму. Чему равна сумма.
- Упражнение №9 Запишите сумму для каждого случая и прочитайте полученный результат
а) б) в)
- Упражнение №10 Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало одинаковое число очков. Тогда сумма будет равна нулю. Найдите сумму очков в каждом случае.
Сколько всего возможно случаев, при которых сумма равна нулю, в опытах с двумя разноцветными кубиками?
- Упражнение №11 (показ на кубиках) Для числа очков +3 есть противоположное число очков -3. Покажите и назовите с помощью граней кубиков числа противоположные +5; -4; +1; -2 очков.
- Упражнение №12 Восстановите стертые записи:
(-4)+(+4)= ; (-4)+(+5) = ;
( )+(+3)=-2 ; (-5)+( )=-9 ;
(+6)+( )=+11; (-3)+( )= 0 ;
( )+(-6)=-4 ; ( )+(+2)=0 .
- Упражнение №15 Подберите такое число очков, которое в сумме с -2 очками даст 0 очков (я показываю кубик синий с двумя очками, мне показывают соответствующую карточку); даст выигрышное число очков, даст проигрышное число очков. Сколько решений имеет задача в каждом случае?
- Сформулируйте выводы:
Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится…
Если выигрышных очков больше, то получится…
Если проигрышных очков больше, то получится…
- Упражнение №16 Покажите с помощью своих карточек как получить +3 очка. Какие примеры у вас получились? Перестановка кубиков является решением этой задачи? Вывод. Составьте примеры из двух красных кубиков, чтобы получилось +7; из двух синих кубиков, чтобы получилось -8; из разноцветных кубиков +5, -3, +4.
- Упражнение №17 Бросили три выигрышных кубика. К сумме очков первых двух кубиков прибавили число очков третьего кубика. Потом к числу очков первого кубика прибавили сумму очков второго и третьего кубиков. Получатся ли одинаковые результаты? Выполняется ли это свойство для кубиков трёх кубиков синего цвета. Для кубиков разных цветов?
- Цветные кубики, числовую прямую я использую для изучения тем: Положительные и отрицательные числа; Координатная прямая; Противоположные числа; Сравнение чисел; Сложение чисел с помощью координатной прямой; Законы сложения и др.
Введение игр на уроках математики позволяют мне повысить у учащихся познавательный интерес к предмету. Активность на уроке растет. Даже тихие, спокойные дети играют, разговаривают на таких уроках. Слабые учащиеся успешнее справляются с изучаемым материалом, имея опору в полученном практическом опыте. По итогам этих уроков выставляется много высоких оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике " Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс
Урок обяснение нового материала по теме " Умножение положительных и отрицательных чисел." математика 6 класс...
Урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" 6 класс
Урок изучения нового материала, объединяющий сразу две темы. Урок защищался как зачетная работа при прохождении курсов по введению ФГОС второго поколения и был высоко оценен ведущим курсов как урок, ф...
Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс
Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...
Сложение положительных и отрицательных чисел 6 класс учитель Парамонова Татьяна Прокофьевна МБОУ СОШ №16 Белоглинский район
Сложение положительных и отрицательных чисел представлено в виде устных заданий....
Мастер класс «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»
Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, по...
Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс.
Урок изучения нового материала. Материал содержит конспект и презентацию PowerPoint....
Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе
Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий...