Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе
материал (6 класс) на тему

Жолтикова Елена Владимировна

 

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная общеобразовательная школа

Мастер класс

Тема: «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»»»

Мастер класс подготовила

Учитель математики, 1 к/к

Жолтикова Е.В.

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе.

Оборудование: игральные кости, карточки с гранями, числовая прямая, демонстрационный термометр, листы бумаги, ручки.

 

  1. Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, повышения заинтересованности к предмету.

 Для введения отрицательных чисел мы обычно используем демонстрационные модели термометра. Отвлечённый от оси разговор  о повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательных изменения температуры и определить, что получилось в результате – повышение или понижение и на сколько градусов. Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно переходим к сложению  « разнородных» слагаемых – «отметки» и «изменения», т.е смешиваем порядковый номер и количественный аспекты понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и -3 требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на 3. Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих учащихся.

   Каким же образом упростить для учащихся изучение отрицательных чисел?

  1. Работу с отрицательными числами  я строю с опорой на количественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге  или выигрыше и проигрыше. Для такой работы я изготовила игральные кости – кубики с нанесёнными на их гранях обозначениями чисел от 1 до 6. Кубики лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету – тепло и холодно). Так же каждый ребенок делает из цветной бумаги изображение граней таких кубиков. Это дает возможность мне проводить различные упражнения на устном счете и сразу видеть обратную связь.

Я хочу поделиться с вами, как строю работу по этому вопросу, какие упражнения провожу, какой наглядный материал для этого использую.

 

  1. В конце телевизионной программы «Время» всегда передают прогноз погоды назавтра. На экране появляется надпись:

В Красноярске………..-6°

В Москве …..+4°

Знак «+», стоящий перед числом градусов, означает тепло, знак «-»  - холод.

  1. Эти знаки можно использовать для обозначения и других противоположных состояний: наличия и долга, выигрыша и проигрыша и т.п. Например,
  • вместо записи «есть в наличии 5 рублей» запишем +5 руб
  • «есть 3 рубля долга» можно написать кратко:  -3 руб.  
  1. В наших опытах знак «+»  будет обозначать выигрыш, а знак «-» - проигрыш. Я  бросаю по очереди два кубика.  
  • Красный кубик на верхней грани показывает 2 очка выигрыша,
  •  значит, запись будет выглядеть так: +2.
  • На синем кубике выпало 3 очка проигрыша.
  • Значит, запишем -3.
  • Итак,  упражнение №1.  Я бросаю кубики, а вы записываете числа у себя на листочках. (один работает на числовой прямой, один записывает числа на доске)У вас должен получиться следующий ряд чисел. (сравнивают по записи на доске). Самооценка. У кого все правильно? Кто сделал ошибки? Все молодцы! Сколько в вашем ряду отрицательных чисел? Сколько положительных? Какое из положительных чисел самое большое? Какое из всех перечисленных чисел самое маленькое? Почему?

  • Упражнение №2.  Работа с гранями. Покажите соответствующую карточку на прослушанное предложение.

У Маши в копилке 5 рублей.

Коля проиграл Боре 4 очка.

У меня  3 яблока

Лена должна Вале 2 рубля

  1. Упражнение №3. Игра в паре. (магниты, магнитная числовая прямая, кубики.) Правила игры. Нужно каждому бросить два раза красный кубик и один раз синий. Фишки игроков стоят на нуле. Красный кубик – движение вправо. Синий кубик – движение влево. Итак, кто выиграл? На доске появляются два числа, которые нужно сравнить и записать сравнение с помощью числового неравенства.

  • Упражнение №4 Опыт с двумя красными кубиками. После каждого выбрасывания записывается полученный пример. Например (+1)+(+2); (+3)+(+6). Определите сумму для каждого случая.

  • Упражнение №5 Опыт с двумя синими кубиками. Для каждого случая найдите сумму очков:  например  (-3)+(-2); (-4)+(-1); (-2)+(-6).

  1. Упражнение №6 На доске были записаны результаты нескольких опытов. На перемене учитель стер часть записей. Восстановите записи:                                                              

(+5)+(+6)=        ;    (-5)+(-3) =     ;

(+4)+(    )= +5   ;    (-3)+(   )=-5   ;

(    )+(+2)=+3    ;    (   )+(-6)=-11 .

  1. Упражнение №7  В этом задании восстановить записи полностью не удастся, но определить знак суммы можно. Определите знак суммы. Сделайте вывод.                              (+  )+(+  )=                                                              (-  )+(-  )=

Выигрыш да выигрыш -  получится…      Проигрыш да проигрыш – получится…

  • Упражнение №8  Бросаем два кубика разного цвета. Запишем сумму. Чему равна сумма.

  1. Упражнение №9  Запишите сумму для каждого случая и прочитайте полученный результат

                                  а)                                                  б)                                                  в)

  1. Упражнение №10 Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало одинаковое число очков. Тогда сумма будет равна нулю. Найдите сумму очков в каждом случае.

Сколько всего возможно случаев, при которых сумма равна нулю, в опытах с двумя разноцветными кубиками?

  • Упражнение №11 (показ на кубиках) Для числа очков +3 есть противоположное число очков -3. Покажите и назовите с помощью граней кубиков числа противоположные  +5; -4; +1; -2 очков.

  1. Упражнение №12 Восстановите стертые записи:

(-4)+(+4)=     ;     (-4)+(+5) =     ;

(    )+(+3)=-2 ;     (-5)+(    )=-9   ;

(+6)+(   )=+11;    (-3)+(   )= 0    ;

(    )+(-6)=-4   ;    (   )+(+2)=0    .

  • Упражнение №15  Подберите такое число очков, которое в сумме с -2 очками даст 0 очков (я показываю кубик синий с двумя очками, мне показывают соответствующую карточку); даст выигрышное число очков, даст проигрышное число очков. Сколько решений имеет задача в каждом случае?
  1. Сформулируйте выводы:

Если выигрышных и проигрышных очков поровну, то получится…

Если выигрышных очков больше, то получится…

Если  проигрышных очков больше, то получится…

  • Упражнение №16   Покажите с помощью своих карточек как получить +3 очка. Какие примеры у вас получились? Перестановка кубиков является решением этой задачи?  Вывод. Составьте примеры из двух красных кубиков, чтобы получилось +7; из двух синих кубиков, чтобы получилось -8; из разноцветных кубиков +5, -3, +4.

  • Упражнение №17   Бросили три выигрышных кубика. К сумме очков первых двух кубиков  прибавили число очков третьего кубика. Потом к числу очков первого кубика прибавили сумму очков второго и третьего кубиков. Получатся ли одинаковые результаты?  Выполняется ли это свойство для кубиков трёх кубиков синего цвета. Для кубиков разных цветов?

  1. Цветные кубики, числовую прямую я использую для изучения тем: Положительные и отрицательные числа; Координатная прямая; Противоположные числа; Сравнение чисел; Сложение чисел с помощью координатной прямой; Законы сложения и др.

Введение игр на уроках математики позволяют мне повысить  у учащихся познавательный интерес к предмету. Активность на уроке растет. Даже тихие, спокойные дети играют, разговаривают на таких уроках. Слабые учащиеся успешнее справляются с изучаемым материалом, имея опору в полученном практическом опыте. По итогам этих уроков выставляется много высоких оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике " Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Урок обяснение нового материала по теме " Умножение положительных и отрицательных чисел." математика 6 класс...

Урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Урок изучения нового материала, объединяющий сразу две темы. Урок защищался как зачетная работа при прохождении курсов по введению ФГОС второго поколения и был высоко оценен ведущим курсов как урок, ф...

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...

Мастер класс «Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе»

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий, по...

Урок "Умножение положительных и отрицательных чисел" 6 класс.

Урок изучения нового материала. Материал содержит конспект и презентацию PowerPoint....

Игровые методики при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе

Цель данной работы – показать возможность формирования положительной мотивации учебной деятельности и повышения результативности образовательного процесса путем использования развивающих заданий...