«Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы»
статья на тему
В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Терешкина Елена Юрьевна
Старшая вожатая
МОУ СОШ №3 г. Ершова
Саратовской области
Статья по теме: «Проблема нравственного воспитания
учащихся в условиях школы»
Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы.
В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы как целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, школьное образование, школьное дополнительное образование, форма, метод, принцип, ФГОС.
Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей [2, c. 4].
Каждый педагог, в том числе, учителя нашей школы, желают видеть своего ученика добрым, честным и справедливым, любящим и заботливым, трудолюбивым, стремящемся к знаниям, законопослушным и патриотичным, толерантным, ведущим здоровый образ жизни. Но начиная работать над проблемой нравственного воспитания учащихся, мы выявили, что дети недостаточно владеют определенными нравственными понятиями, не стремятся к организации и саморегуляции, активная позиция по отношению к деятельности и поступкам еще не проявляется. Наиболее выражены такие показатели как, сострадание и милосердие, наименьший уровень сформированности характерны для таких сфер, как трудолюбие, уважение к сверстникам и старшим, тактичность, умение защищать свою точку зрения, добросовестность, чувство справедливости. Детям не хватает уверенности в себе, знаний о собственном внутреннем мире, они ещё плохо умеют самовыражать себя, творчески относиться к собственной жизни [7, c. 93-97].
Нашим детям свойственно жизнерадостное мироощущение и необходимо поддержать оптимистический взгляд на мир, направляя на выработку положительных нравственных качеств, на ценность позитивного взгляда на жизнь.
Актуальность данной статьи связана, с одной стороны, с приоритетом воспитательных задач, повышением роли нравственного воспитании (как ключевое требование ФГОС) и практической значимостью проблемы нравственного воспитания в условиях школы-интерната, а с другой стороны, необходимостью использования возможностей школьного дополнительного образования и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию обучающихся.
При организации работы с обучающимися считаем важным единый системный подход всех работающих в школе-интернате к пониманию целей, задач, методов, средств нравственного воспитания, повышение активности и роли самих учащихся в планировании, организации и содержании работы [9, c. 5-12].
Главной целью организации и реализации образовательного процесса в социально-педагогическом пространстве школы является формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В нашей статье привлекательность системы образования в аспекте нравственного воспитания для ребенка заключается в свободе выбора, в режиме и формах функционирования, в индивидуализации процесса развития, отсутствии жесткой оценочной шкалы, в новых возможностях межличностных отношений и, наконец, в возможностях расширения внеурочной деятельности обучающихся [8, c. 4-9].
По сути дела, организацию образовательного процесса для обучающихся школы-интерната мы осуществляем в режиме полного дня, потому что только при таком условии можно наиболее полно объединить учебную деятельность и школьное дополнительное образование с целью качественного нравственного развития учащихся.
Основные принципы организации содержания воспитания учащихся
1. Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания устанавливает в содержании, формах и методах воспитания приоритет задач формирования у учащихся патриотического, гражданского, национального самосознания, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо человека, семьи, общества, воспитание любви к России, родному краю, своему селу, городу, области, своему народу.
2. Принцип единства воспитательных воздействий. Современное воспитание осуществляется в сложноорганизованном, поликультурном, динамичном и противоречивом мире. Человек в нем находится под влиянием различных, нередко антагонистичных систем ценностей, мировоззрений, моделей жизни. В одночасье изменить мир нельзя, но создать в нем среду, благоприятную для нравственного развития личности необходимо и педагогически возможно. В ФГОС общего образования такая среда определяется как уклад школьной жизни. Применительно к системе образования школы это понятие может быть уточнено как «уклад жизни учащихся». Такой уклад педагогически организуется в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности учащихся школы-интерната [12, c. 32].
3. Принцип ориентации на идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности обучающихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.
4. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание нравственного развития и воспитания личности школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.
5. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, учебной и школьной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию.
6. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми [10, c. 15].
Организация воспитания осуществляется по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон нравственного развития учащихся в условиях школы-интерната. Каждое из этих направлений основано на определённой системе общечеловеческих ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися в современных условиях.
Воспитание осуществляется по следующим направлениям.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности — любовь к России, к своему краю; любовь к русскому языку, истории и культуре России, гражданское общество, свобода деятельности и организации во благо человека, народа, России; права и обязанности гражданина; общественное благо, общенациональные интересы, социальная компетентность, закон и правопорядок; диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества).
2. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
3. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности – здоровье духовное, социально-психологическое, физическое, репродуктивное; жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; устойчивое развитие общества в гармонии с природой; родная земля, заповедная природа, планета Земля).
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (ценности – искусство, красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие; самовыражение личности в творчестве и искусстве) [1, c. 14].
Для реализации внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования при организации и функционировании классов школы мы определили следующую систему мероприятий:
Внеучебная деятельность (вариативная часть учебного плана)
Школьное дополнительное образование
Факультативы, специальные курсы, предпрофильная подготовка, учебные предметы по выбору
Кружки, секции
1. Школа выживания
2. Основы безопасности жизнедеятельности
2. Правоведение (законы и право)
3. Изучение истории России
4. Искусство и культура
5. Освоение теоретических основ безопасного дорожного движения
7. Этика
8. Профессиональная ориентация «Мой выбор»
Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой отечественной войне, Дню Защитника Отечества; в митинге, посвященному Дню памяти жертв политических репрессий; в районных, межмуниципальных и региональных смотрах-конкурсах, соревнований и сборах.
Экскурсии;
Дни здоровья;
Исследовательская и проектная деятельность;
Традиции: встречи с ветеранами ВОВ, День пожилого человека, тематические недели «Неделя боевой славы», «История моей семьи».
Школьное образование осуществляем через массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности. Дополнительное образование является личностно-ориентированным, т. е. ориентировано на потребности личности, выраженные в её запросах на образовательные услуги [5, c. 48-52].
Школьное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. По сути дела, школьное дополнительное образование увеличивает пространство, в котором учащиеся школы могут реализовывать свои лучшие нравственные качества, развивать свою творческую и познавательную активность [3, c. 3].
Список литературы
- Борисова, Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе / Е.В. Борисова // Педагогическое образование и наука.- 2010. - № 5. - С. 14
- Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье / Л.О. Володина // Педагогика. - 2011. - №4. - С. 4
- Гафаров, Р. М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р. М. Гафаров // Воспитание школьников. - 2010. - № 9. - С. 3
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
- Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Каршинова Л.В. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С. 48-52.
- Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни как среда развития личности / Т.В. Корсакова // Педагогика. - 2011. - №4. - С. 37-41.
- Мигдисов, Я.С. О влиянии духовно-нравственного развития обучающихся на достижение ими нового качества образования / Я.С. Мигдисов // Администратор образования. - 2011. - №10. - С.93-97.
- Михеева, Л.Н. Проблемы нравственных ценностей. Взаимосвязь семьи и школы / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 5.- С. 4-9.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010 № Пр-271 // Официальные документы в образовании.- 2010.- № 9.- С. 5-12.
- Нравственное воспитание в средней школе / сост. И. А. Тисленкова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 156 с.
- Семенов, Г.С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции / Г.С. Семенов // Воспитание школьников.- 2010.- № 2.- С.11-19.
- Формирование нравственного здоровья школьников: занятия, игры, упражнения / под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната
В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...
Система психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся с проблемами в развитии в условиях школы-интерната
Сопровождение учащихся с особым образовательным маршрутом в условиях школы-интерната. Создание системы работы по сопровождению каждого ребенка. Итогом работы всех спеицалситов является еди...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях...
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
Доклад «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях»....
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат»....