«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
материал
Доклад «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_nravstvennogo_i_duhovnogo_vospitaniya_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
Доклад
Подготовила воспитатель
Новичкова М.В.
«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам», так писал В.А. Сухомлинский.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для сегодняшнего педсовета.
Начнем с понятия «Воспитание».
Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. « Знания без воспитания- это меч в руках сумашедщего.» Д.И. Менделеев.
Главной целью воспитательной деятельности является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Часто наблюдая за поведением воспитанников в столовой, на улице мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.
Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов.
Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и общечеловеческие ценности
- Любовь к матери
- Патриотизм.
- Любовь к Родине
- Свобода воли
- Добро и зло
- Самовоспитание
- Добродетель
- Совесть
- Надежда
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Система нравственного воспитания включает в себя:
• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.
7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.
8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.
9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Важно, чтобы воспитанники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из вышеобозначенных групп составляла целевую программу воспитания.
Основные источники нравственного опыта
Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На занятиях воспитатель напрямую выводит воспитанников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Духовное воспитание может происходить на любом занятии. Сильное влияние на нравственное развитие воспитанников в процессе обучения оказывает личность педагога.
Каждое занятие воспитатель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане.
В сознании ребенка откладываются поведение воспитателя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культур.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к воспитанникам и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.
Другим важным источником нравственного опыта воспитанника является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
-Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живёт.
Если бы в своё время по-настоящему прислушались к этим словам С.Я.Маршака, то, наверное, уже в 20 веке, а не в 21-ом в нашу школу пришли новые стандарты, поскольку именно теперь воспитание в школе рассматривается не как набор специальных мероприятий, а как совместная деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, подростки приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.
Участвуя в делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, Дагестана, о ее молодежи. Именно поэтому, сегодня на педагогическом совете мы рассмотрели проблемы нравственного воспитания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...
Нравственное и духовное воспитание современного человека
Материал подготовила для районного педсовета...
ПРОЕКТ "Человек - Личность" Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов
Проект направлен на решение проблемы: как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, чтобы она была направлена на достижение воспитательных результатов и эффектов....
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС:1. Тема: Духовно-нравственные основы воспитания гражданина2. Тема Методы и приёмы педагогической раб...
«Проблемы –нравственного и духовного воспитания в современном мире»
laquo;Проблемы –нравственного и духовного воспитания в современном мире»...
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...