Доклад "Проблемы нравственного воспитания в коррекционной школе"
план-конспект урока (9 класс)

Черезова Елена Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravstvennoe_vospitanie.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

       «Проблемы нравственного воспитания в коррекционной школе»

   Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

  Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

   Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

       Цель  нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство

     В коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ  обучение и воспитание направлено на социализацию обучающихся, на   выработку положительных качеств, формирование  правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

       Задачи.

1.  Формирование нравственного сознания, чувства, убеждения, осознанного правильного поведения.

2. Научить детей ориентироваться на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизму, терпимость, доброжелательность, скромность. Готовность оказывать помощь  близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание ценностей человеческой жизни.

3. Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к  старшим.

4.   Формирование нравственных качеств, необходимых для самоопределения личности в современном обществе: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, чувство гражданского долга, требовательность к себе.

Эти задачи  решаются повседневно, ежечасно в процессе общения детей и педагогов.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные  методы и формы работы с детьми:

·   Воспитательные  коррекционные занятия;

·   Тренинги;

·   Дискуссии;

·   Беседы;

·   Ролевые игры;

·   Театрализованные представления;

·   Экскурсии, целевые прогулки;

·   Конкурсы;

·   Викторины;

·   Клубы по интересам;

·   Проведение совместных праздников и мероприятий;

·   Просмотр слайдов, презентаций;

·    Воспитательные спортивные мероприятия;

·   Организация выставок, поделок;

 

  Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.

  Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой существующие стандарты, нормы и законы общества.

  Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.

 Воспитанникам коррекционных школ свойственно отклоняющееся поведение. Такое поведение может проявляться в нескольких плоскостях:

- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность ребенка, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, повышенная возбудимость и аффективность),

- как социально -  обусловленные качества  личности и черты характера

- как  низкая общая культура, негативное и нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность)

- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсические и наркотических средств, увлечение азартными играми).

   Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных. Учить и воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Мы должны подготовить  детей  с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально  значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к независимому жизнеустройству.

   Педагог в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

  Таким образом, в школе – интернате должна быть такая коррекционной – развивающая  среда, чтобы в процессе общения педагога и обучающегося исправлялись, нейтрализовались, устранялись  негативные  проявления личности, поведения  с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному усвоению социального опыта научить жить в мире реальности – все это становится возможным лишь при условии четкого представления  воспитателем  стратегии  воспитательного процесса.

   Основные способы педагогического воздействия на детей в учебно-воспитательной деятельности и повседневной жизни.

1.     Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2.     Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует  добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3.     Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

4.     Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.     Наказание. Применяется крайне редко. Наказание,  приводящие к боли и физическому страданию, не используются. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6.     Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7.     Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.     Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9.     Метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер. Это совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев).

                                    Заключение

  Итак,  мы видим, что поле для коррекционной работы педагогов очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания,  мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.)

  Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы.

   Каждое занятие  должно быть построено и проведено с опорой на  душевную теплоту взрослого, т.е. педагога, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить  любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в современной школе

Прочтите внимательно и вдумайтесь (Из "Поучения" сыновьям Владимира Мономаха) "...Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь нач...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

"Духовно-нравственное воспитание в современной школе"

Сегодня перед школой стоит много задач - главная, дать возможность ребенку  раскрыться во всем егосвоеобразии, во всей полноте его задатков и особенностей. Но современным детям, на сегодняшний де...

"Духовно - нравственное воспитание учащихся коррекционной школы"

Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканны...

Формирование опыта нравственного поведения в коррекционной школе средствами театральной педагогики

Педагогические возможности театральной педагогики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Доклад на тему "Методы формирования нравственного самосознания в коррекционной школе"

АннотацияРазвитие нравственного сознания – одна из важнейших особенностей подросткового возраста: становление нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми...