Выступление на МО
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Формирование вычислительных навыков
Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, которые основаны на использовании алгоритмов основных математических действий, является составной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и т.д.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов математики. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности при выполнении работ практического характера.
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения.
В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и др. предметов.
Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычисления: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно.
Вычислять быстрее, подчас на ходу - это требование времени. Без вычислений не обойтись и во время учебы в школе, и в повседневной жизни. Этим объясняется стремительное развитие удобных калькуляторов, но он не всегда имеется под рукой, и бывает достаточно определить лишь примерный результат.
Однако результаты проверки знаний учащихся проводимых Центром оценки качества образования ИСМО РАО в различных регионах нашей страны, не радуют:
- почти четверть детей, окончивших начальную школу, ошибаются при вычислении значений числовых выражений;
около 40% шестиклассников не могут округлять натуральные числа и десятичные дроби;
почти 30% семиклассников неправильно определяют наименьшее среди данных дробей.
Все это говорит о том, как важно в процессе обучения математики в 5-6 классах формировать, а в 7-9 классах развивать у учащихся:
- опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата;
- умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа;
- предвидение возможностей использования математических знаний для рациональных вычислений.
Нельзя не заметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти.
Вот основные вычисления и навыки по каждой параллели:
5 класс
У учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными многозначными числами. Учащиеся должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; использовать признаки делимости на 10, 2, 5 и 3; округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значения выражения.
6 класс
У учащихся необходимо закрепить умение находить числовое выражение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями. В процессе изучения нового материала учащиеся должны уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление дробей, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
7 класс
Вычислительная техника школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.
8 класс
При изучении тем «Рациональные дроби», «Неравенства», «Квадратные корни и квадратные уравнения» широко используются умения учащихся выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений; преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней.
9 класс
В процессе изучения тем «Квадратные уравнения», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и неравенств», «Степень с рациональным показателем» девятиклассники должны свободно владеть навыками действий с рациональными числами.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения материала.
В устном счете развивается память учащегося, быстрота реакции, воспитывается умение сосредотачиваться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Уже в течение недели работы с карточками учитель может сделать выводы об уровне вычислительных навыков у учащихся. Здесь важно не пропустить момент и как можно раньше пригласить в школу родителей тех учащихся, которые считают слабо. При беседе с родителями надо убедить и ученика и его родителей в том, что для ликвидации пробелов в знаниях необходима ежедневная работа. Поэтому при подготовке домашнего задания родителям надо контролировать устную работу дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-повествования " С нами не соскучишься" (учебник М.М.Разумовской, 6 класс)
Подготовка к написанию сочинения-повествования с использованием приёмов технологии развития критического мышления....
КВН «Путешествуйте с нами по Африке»
Козлова Т.Н. КВН «Путешествуйте с нами по Африке» Раздел: Внеклассная работа. Преподавание географии. Использование разнообразных игровых форм и методов работы на уроке и во внеклассной деятельно...
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Химия рядом с нами ( курсы по выбору)
Программа является авторской, рассчитана на 17 часов....
Классный час 8-9класс " Между нами девочками ( Между нами мальчиками)" по профилактике ранней беременности
Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.Воспитывая девочку, мы растим нацию.В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ра...