Проект " Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры "
проект по теме
Школьный двор и школьная территория должны быть эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Создание эстетически оформленной и озелененной территории школы, открывает путь к новому мировоззрению и решению задач успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,
korrectcionvp@mail.ru
Проект
" Пришкольный участок как
эталон красоты и экологической культуры "
Руководитель проекта:
Мингазова Римма Зуфаровна
учитель трудового обучения.
г. Вятские Поляны
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение.
- Актуальность проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Участники проекта.
- Стратегия и этапы проекта.
- Календарный план-график мероприятий.
- Планируемые результаты проекта.
- Критерии оценки эффективности проекта.
- Ожидаемые результаты проекта.
- Перспективы реализации проекта.
- Материальные ресурсы.
- Информационные ресурсы.
- Приложения:
13.1 Заявка участника
13.2 Презентация «Пришкольный участок как эталон красоты
и экологической культуры»
13.3 Слайд-шоу «Пришкольный участок как эталон красоты
и экологической культуры»
Введение.
«Учитесь видеть красоту
В лучах разбуженного солнца
И, воплощая в жизнь мечту,
Испейте всю её до донца»
Д.Фёдорова
Родина… произносишь это святое слово, и перед глазами встаёт тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над нашим домом. А вот огромное дерево, на котором не сосчитать листьев. А там - наша школа, во дворе которой играют, спорят, трудятся самые счастливые и озорные ученики.
Место, где живёт школа, удивительное необычное. Рядом расположились покосившиеся, но ещё добротные дома вятских купцов, спешивших в воскресные дни в церковь. В полутора километрах протекает река Вятка, славившаяся величественной своей красотой. А самое удивительное в том, что школа тоже располагается в старинном купеческом доме, имеющем неповторимый архитектурный стиль XVIII века.
Но вот идёшь сейчас по улицам города и видишь, что всё меньше и меньше становится построек деревянного зодчества, кругом однотипные, безликие каменные дома.
И чтобы подчеркнуть необычайность, особенность школы, которую её придаёт старинное здание, «особые ученики», мы решили создать и апробировать проект «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры».
Проект «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры» способствует решению проблемы эстетически оформленного ландшафта школьного двора, который благоприятно влияет на снятие стресса учащихся, педагогов и воспитывает любовь к родному краю.
В школе проведено анкетирование учащихся, педагогов и родителей «Ваше мнение по оформлению территории школьного двора», проведено родительское собрание «Экологическое воспитание учащихся начинается от школьного порога». По итогам проведенных анкет и родительского собрания было выявлено, что 87% учащихся и родителей пожелали изменить оформление школьного двора.
Актуальность проекта.
Школьный двор и школьная территория должны быть эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Создание эстетически оформленной и озелененной территории школы, открывает путь к новому мировоззрению и решению задач успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Проблемы благоустройства школьного двора для нашего учреждения актуальны не первый год. В 2011году коллективом школы был реализован проект «Деревенская улица на школьном дворе». Проведена большая работа по благоустройству школьной территории. Но не вся территория имела целостность ландшафта, не все участки были эстетично оформлены. Работа бригады ЖКХ по реконструкции коммуникационных сетей, проходящих по территории школы, разрушила озеленение и ландшафт одного из участков двора. Отсутствие зелени, комья земли, глины и камней портило общий вид территории школы, что препятствовало созданию условий для отдыха учащихся школы и жителей микрорайона.
Именно наш проект превратит неблагоустроенный участок в декоративный уголок, в чистое и ухоженное место, которое украсит школьный двор. Уютная и зеленая пришкольная территория позволит снять повседневный стресс, которому подвержен современный учитель и современный ученик.
Проект «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры» станет эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников в области экологической культуры и средством по социализации учащихся. Мы стремимся к тому, чтобы территория нашей школы стала лучшей пришкольной территорией среди образовательных учреждений города Вятские Поляны.
Цели и задачи проекта.
Выявив проблему недостаточного благоустройства школьной территории, определяем цели проекта:
Цель (педагогическая) – формирование экологической культуры учащихся через реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Цель (практическая) – выполнить программу благоустройства и реконструкции школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность учащихся, родителей, педагогов.
Задачами проекта являются:
- объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, направленных на эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой экологической среды благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям;
- благоустройство школьного двора через создание малых архитектурных форм ландшафтной среды;
- создание условий для отдыха учащихся школы и жителей микрорайона школы.
Данный проект является:
1. по доминирующей деятельности:
- практико-ориентированный;
- творческий;
2. по сфере применения результатов:
социальный;
3. по широте охвата содержания:
- внепредметный
- межпредметный (трудовое обучение, социально - бытовая ориентировка, экология, изобразительное искусство);
4. по времени работы: среднесрочный (март-август).
Состав участников проекта:
1.10 учащихся 5-го класса; 10 учащихся 6-го класса; 10 учащихся 7-го класса; 8 учащихся 9-го класса; 8 учащихся 10-го класса;
2. родители;
3. педагоги;
Форма организации детей: групповая.
Режим работы: урочный, внеурочный.
Механизмы реализации целей проекта можно разделить на 4 этапа:
1.Подготовительный. Цель: подготовка условий для создания проекта. 2.Проектировочный. Цель: построение ориентировочной схемы
деятельности учащихся и педагогов.
3. Практический. Цель: реализация проекта.
4.Заключительный. Цель: рефлексия деятельности по проекту.
Планируемые результаты проекта:
1.Благоустройство и создание эстетически оформленной и озелененной территории школы. (площадь благоустроенной территории 800 кв. м, оформление цветников-5 шт., использование 20 видов цветов).
2.Оформление малыми архитектурными формами ландшафтной среды двора (не менее 10 видов).
3.Привлечение учащихся из социально незащищенных семей, их родителей в общественно-значимую деятельность (не менее 8 учащихся , их родителей)
Дальнейшее развитие и перспективы по проекту:
1.Ежегодное обновление и увеличение посадки видов и сортов цветковых растений в озеленении территории.
2. Сотрудничество с городским озеленительным участком.
3. Продолжение работы по созданию малых архитектурных форм
для оформления площадки для детей младшего школьного возраста.
Стратегия и этапы проекта.
Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нём особенности, гармонирующие с его деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями. Каждое произведение ландшафтного искусства обращено к человеку и оказывает на него положительное воздействие. Создатели проекта «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры» намерены для воспитания экологической культуры учащихся выбрать стратегией создание условий для эстетически оформленной малыми архитектурными формами ландшафтной среды двора и озеленение территории. Одно из средств, с помощью которого можно решить данную проблему - эстетичный вид школьной территории, позволяющий снимать повседневный стресс, которым подвержен современный учитель и современный ученик. Данный эстетически правильно оформленный с элементами ландшафтного дизайна участок будет использоваться для учебной, исследовательской и экологической деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Проектировочный
- Практический
- Заключительный
Подготовительный этап.
Цель: подготовка условий для создания проекта.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Провести анализ экологического и эстетичного вида
школьной территории
2. Обработать и проанализировать полученные данные.
3. Провести собрание для родителей по теме «Экологическое воспитание учащихся начинается от школьного порога».
4. Провести классные часы на тему, «Каким бы я хотел видеть наш школьный двор».
5. Провести анкетирование «Ваше мнение».
6. Провести конкурс рисунков и плакатов «Школьный двор моей мечты».
7. Собрать информацию для создания мини-проектов по оформлению школьной территории.
Проектировочный этап.
Цель: построение ориентировочной схемы деятельности учащихся и педагогов.
Данный этап решает следующие задачи:
- Выбрать и утвердить должностные обязанности участников проекта.
- Создать макет оформления клумб, рабаток, газонов.
- Защитить мини-проекты «Малые архитектурные формы» для оформления двора.
4.Обобщить сведения и написать проект по оформлению школьной территории.
Практический этап.
Цель: реализация проекта «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры».
В ходе работы ставились следующие задачи:
- Приобрести семена растений.
- Вырастить рассаду цветковых растений.
- Провести акции «Чистый двор», «Бой королю Мусору» по благоустройству территории школы.
- Обработать почву и высадить рассаду цветковых культур.
- Создать на территории школы единый ландшафт с использованием малых архитектурных форм: водоем, мост, колодец, плетень, дом с горкой, сказочные герои, солнечные часы, чудо-дерево, лебеди.
- Ухаживать за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка, прореживание, подкормка).
- Привлекать к участию в проекте учащихся из социально незащищенных семей и учащихся, состоящих на различных видах учета.
- Вносить изменения в озеленение газонов, клумб, рабаток, в связи с влиянием погодных условий.
- Вносить изменения в проект, в связи с новыми творческими идеями.
Заключительный этап.
Цель: рефлексия деятельности по проекту.
В ходе этого этапа решаются следующие задачи:
1. Провести анкетирование «Чем нравится мне школьный двор».
- Провести сравнительный анализ анкет по состоянию территории школьного двора в начале и в конце проекта.
- Создать Слайд-шоу: «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры»
Календарный план-график мероприятий.
1.План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. | Провести анализ экологического и эстетичного вида школьной территории. | март
(1-2 неделя) | директор школы Л.Н Бабушкина, учитель трудового обучения Р.З. Мингазова |
2. | Обработать и проанализировать полученные данные. | март (3-4 неделя) | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова,
|
3. | Провести собрание для родителей по теме «Экологическое воспитание учащихся начинается от школьного порога». | апрель (1 неделя) | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, |
4. | Провести классные часы по теме «Каким бы я хотел видеть наш школьный двор». | апрель (2 неделя) | классные руководители 5-11 классов, «Совет дела » учащихся школы |
5. | Провести анкетирование «Ваше мнение». | апрель (2 неделя) | «Совет дела » учащихся школы, педагог- психолог И.А. Сулейманова |
6. | Провести конкурс рисунков и плакатов «Школьный двор моей мечты». | апрель (2 неделя) | учитель ИЗО Г.Р.Гатипова. |
7. | Собрать информацию для создания мини-проектов по оформлению школьной территории. | апрель (3-4 неделя) | учащиеся 5-11 классов, учителя трудового обучения |
2.План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. | Выбрать и утвердить должностные обязанности участников проекта. | март | директор школы Л. Н. Бабушкина |
2. | Создать эскизы оформления клумб, рабаток, газонов. | апрель | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, учащиеся 5-11 классов, «Совет дела » учащихся школы, родители |
3. | Защитить мини-проекты «Малые архитектурные формы» для оформления двора. | апрель | учитель столярного дела В.М. Плетенев |
4. | Обобщить сведения и написать проект по оформлению школьной территории. | май | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, |
3.План мероприятий практического этапа
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. | Приобрести семена однолетних растений. | март | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова |
2. | Вырастить рассаду цветочных растений. | март-май | учитель трудового обучения |
3. | Провести акции «Чистый двор», «Бой королю Мусору» по благоустройству территории школы. | май | классные руководители 1-11 классов, учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, учащихся школы 1 – 11кл. |
4. | Обработать почву и высадить рассаду цветочных культур. | май-июнь | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, ученики 5-11 классов, родители |
5. | Создать на территории школы единый ландшафт с использованием малых архитектурных форм: водоем, мост, колодец, плетень, домик с горкой , сказочные герои, солнечные часы, лебеди. | июнь | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, учитель столярного дела В.М. Плетенев трудовая бригада учащихся 6-11 классов, родители |
6. | Ухаживать за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка, прореживание, подкормка). | июнь-август | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, трудовая бригада учащихся 6-11 классов |
7. | Привлекать к участию в проекте учащихся из социально незащищенных семей и учащихся, состоящих на различных видах учета. | июнь-август | социальный педагог Е.А.Заболотская |
8. | Вносить изменения в озеленение газонов, клумб, рабаток, в связи с влиянием погодных условий | июнь-август | учитель трудового обучения Р.З.Мингазова, педагоги школы |
9. | Вносить изменения в проект, в связи с новыми творческими идеями. | июль | педагоги школы, родители, «Совет дела » учащихся школы учитель трудового обучения Р.З.Мингазова, |
4.План мероприятий заключительного этапа
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. | Провести анкетирование «Чем нравится мне школьный двор» | Сентябрь (2 неделя) | классные руководители 5-11 классов, «Совет дела » учащихся школы |
2. | Провести сравнительный анализ анкет по состоянию территории школьного двора в начале и в конце проекта. | Сентябрь (3 неделя) | учитель трудового обучения Р.З.Мингазова, «Совет дела » учащихся школы |
3. | Создание слайд-шоу «Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры». | Март-август | учитель трудового обучения Р.З. Мингазова, Учитель информатики Ожгихина Е.И. |
4. | Отчёт по проекту | сентябрь | учитель трудового обучения Р.З.Мингазова, |
Планируемые результаты проекта:
За семь месяцев реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
- Создана эстетически оформленная и озелененная территория школы.
Площадь благоустроенной территории 800 кв. м.
оформлено цветников-5 шт., использовано более 20 видов цветковых растений.
Количество высаженных цветов (по видам):
- Циннии («Карат», «Априори», «Синьорита», «Полярный медведь», «Ностальжи», «Лунный камень», «Тигровый глаз», «Золотой северен», «Император») –60 шт.;
- Бархатцы («Болеро», «Лимон», «Апельсин», «Красная вишня», «Прямостоячие») – 120 шт.;
- Астры ( «Голубая дама», « «Бордюрная смесь») – 20 шт.;
- Петуньи («Голубая», «Смесь», «Снежный шар», «Розовый», «Низкорослая красная») – 150 шт.;
- Клеома—12 шт.;
- Цинерария – 20 шт.;
- Кохея «Летний шар» - 6 шт.;
- Подсолнух дикоративный- 80 шт.
- Многолетники – ирисы, тюльпаны, нарциссы, лилии, пионы, турецкая гвоздика
2.Оформлен двор малыми архитектурными формами ландшафтной среды (10 видов): колодец, пруд, мостик через пруд, домик с горкой ,сказочные герои, солнечные часы, чудо дерево, плетень и др. изготовленные учащимися и родителями .(7-9 классы в период производственной практики и учащиеся трудовой бригады 6-10 классов.)
3. Привлечены учащиеся из социально незащищенных семей и их
родители в общественно-значимую деятельность.
8 учащихся из социально незащищенных семей, 2 ученика состоящие на учёте в ПДН.
Критерии оценки эффективности проекта.
1. Создание эстетически оформленной и озелененной территории школы.
2. Оформление малыми архитектурными формами ландшафтной среды двора.
3. Привлечение учащихся из социально незащищенных семей и их родителей в общественно-значимую деятельность.
Материальные ресурсы
1. Семена цветковых растений - 200 руб. (администрация школы.)
2.Смесь газонных трав - 100 руб. (администрация школы.)
3.Рассада однолетних и многолетних цветов –200руб. (спонсорская помощь)
4.Удобрения для подкормки цветочной рассады – 60 руб. (администрация школы)
5. Краска(2 банки) – 478 руб. (администрация школы.)
7. Колер (5 шт.) – 125 руб. (администрация школы.)
8. Плотная пленка (3 м) – 150 руб. (администрация школы.)
10.Шины (8 шт.) – 250руб. (спонсорская помощь)
11.Малые архитектурные формы - силами учащихся на уроках трудового обучения.
Информационные ресурсы
- Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000
- Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
- \Е.А. Коволева Сельскохозяйственный труд М. Просвещение 2005 г.
. учебник для 5-9 классов сециальных(коррекционных)образовательныхх учреждений 8 вида.
- Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.
- Камерилова Г.С. Экология города. – М., 1997.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя Составитель Н.А. Панченко. Волгоград : Учитель 2007г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: выполнить программу благоустройства и реконструкции школьного двора, используя коллективно-творческую деятельность учащихся, родителей, педагогов
Задачи проекта: объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, направленных на эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой экологической среды. благоустройство школьного двора через создание малых архитектурных форм ландшафтной среды; создание условий для отдыха учащихся школы, жителей микрорайона школы.
Состав участников проекта:
Подготовительный. Анкетирование Родительские собрания Сбор информации для мини-проектов Конкурс рисунков Классные часы
Проектировочный. Эскизы клумб, рабаток Малые архитектурные формы Проект «Деревенская улица на школьном дворе»
Практический.
Результаты проекта: Благоустройство и создание эстетически оформленной и озелененной территории школы Оформление малыми архитектурными формами ландшафтной среды двора Привлечение учащихся из социально незащищенных семей и их родителей в общественно-значимую деятельность
Дальнейшее развитие и перспективы по проекту: Ежегодное обновление и увеличение посадки видов и сортов цветковых растений в озеленении территории. Сотрудничество с городским озеленительным участком. Продолжение работы по созданию малых архитектурных форм для оформления площадки для детей младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-опытный участок школы как центр - экологического образования учащихся.
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО- ОПЫТНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ УСПЕШНО РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ. эТО- "ЗЕЛЕНЫЙ КЛАСС ", КОТОРЫЙ СОЗДАЕТСЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧ...
Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа
Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Формирование экологической культуры подростков на основе ценностей экологической этики
Опыт работы по реализации экспериментальной программы нравственно-экологического воспитания "Я и природа" представден мной в 2008 году на научно-практической конференции педагогов учреждений интернатн...
Цель. 1.Воспитание у подрастающего поколения экологического мировоззрения и экологической культуры
Формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся, ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы в сочетании с любовью...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...