Учебно-опытный участок школы как центр - экологического образования учащихся.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Никулина Светлана Назаровна

В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО- ОПЫТНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ УСПЕШНО РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ. эТО- "ЗЕЛЕНЫЙ КЛАСС ", КОТОРЫЙ СОЗДАЕТСЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_ogoroda.doc780.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Огород «Бархатный сезон»

                                   

Учебно-опытный участок в условиях сельской школы.

  1. Учебно-опытный  участок школы как центр

 экологического образования учащихся.

        Цель создания учебно-опытного  участка – научиться выращивать с/хозяйственные растения, узнать об особенностях овощных растений и какие условия необходимо создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай овощей

В настоящее время наш участок занимает площадь 0,5 га и служит базой для проведения уроков, сельскохозяйственных и практических работ связанных с выполнением программ по биологии и  овощеводстве, технологии,агротехники. В процессе работы на УОУ расширяются и углубляются знания, полученные на уроках биологии и других сопутствующих школьных предметах. В нем присутствуют все основные отделы согласно положению о школьных УОУ. Но в последнее время, появилась потребность  использовать его более качественно. Повысить эстетическую культуру учащихся при работе, наблюдении и закладки опытов, уходе и уборке сельхозпродукции. Показать учащимся, что  рабочее место должно соответствовать  не только техническим требованиям, но и эстетическим. А для этого необходим хороший, добротный и удобный для учащихся рабочий инвентарь. Из-за нехватки или отсутствия которого, очень сложно зав.участком правильно спланировать работу всей группы. Часто приходится ребятам самим приносить из дома недостающий инвентарь, а это очень неудобно.

Для повышения качества выполняемых работ на УОУ необходимо также  произвести маркирование, т.к. старые деревянные таблички пришли в негодность, а для этого необходим пиломатериал. Хотелось бы возродить  водоем, что тоже оживит участок и где можно будет использовать его по прямому назначению. Расширить плодово-ягодный отдел кустами смородины, малины, (площадь позволяет). Для этого необходимо большое количество воды.

В результате этого составлена смета на приобретение инвентаря, семян и посадочного материала для учебно-опытного участка школы. Дизельное топливо необходимо для вспашки производственного отдела и частично учебно-опытного участка, а так же для подвозки чернозёма, навоза в весеннее летний период.

Чтобы учебно-опытный участок стал зеркалом школы, необходимо его развивать и улучшать его материально- техническую базу.

На УОУ сформированы следующие отделы:

  1. Отдел защищенного грунта
  2. Плодово-ягодный отдел
  3.  Отдел  начальных классов 
  4. Коллекционный отдел.
  5. Дендрологический..
  6. Питомник древесных и кустарниковых культур
  7. Цветочно-декоративный отдел
  8. Отдел  лекарственных трав  
  9.  Отдел полевых культур
  10.  Зоолого-животноводческий отдел
  11. Экологический отдел.

  1. Отдел защищенного грунта, это теплица, стеклянная, хорошо освещенная, без обогрева, размером 42 кв. м. Теплица используется для выращивания рассады капусты и для выращивания теплолюбивых овощных культур - томата, перца.

2.Плодово-ягодный отдел  (площадь 550 м2), представлен садом.    Культуры, произрастающие в саду: яблоня (15), слива (2 дерева + 15 саженцев),вишня (8), черная смородина (10)). Кустарники (смородина) располагаются  в 2 ряда. Плодовые деревья расположены в 2-х специально отведенных местах УОУ.

  1. Отдел  начальных классов ( площадь 40 м2), представлен 4 грядками, на которых выращивают однолетние овощные растения. В отделе используется принцип чередования культур. Отдел предназначен для привития  элементарных навыков и умений в уходе за растениями

3.Отдел овощных культур 

(Площадь 180 м2). Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 – 4  годичный севооборот.  В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка.  Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортами  овощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ.

4.Коллекционный отдел  Цель коллекции - показать многообразие растений, что будет способствовать развитию у ребят интереса к ним, науке биологии, формированию эстетических вкусов. Семейство лилейных - лук; крестоцветные - капуста, кольраби; розоцветные - земляника; бобовые - горох, бобы, фасоль; пасленовые - перец, томаты; зонтичные - петрушка, укроп; гречишные — ревень, щавель, бахчевые культуры (тыквы, огурцы, кабачки, патиссоны);

  1. Дендрологический.. (Площадь 500 м2). Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников. Располагается  по периметру УОУ и в других отделах УОУ. Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп. Кустарники служат живой изгородью (шиповник, акация). В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: клен канадский, липа остролистая, береза пушистая, береза повислая, клен обыкновенный, акация желтая, рябина обыкновенная, сосна , туя, сирень обыкновенная,  жимолость обыкновенна, лиственница, можжевельник.  Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий и коллекций
  2. Питомник древесных и кустарниковых культур
  3. Цветочно-декоративный отдел.Представлен клумбами на которых в основном выращиваются 1-2 летние  растения как астры, бархатцы, настурция, петуния, цинния, цинерария, кохия, львиный зев и др.  (Площадь 300м2). Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. В основе размещения цветочно-декоративных растений положены следующие принципы размещения:
  1.   принцип использования приемов благоустройства территории (клумбы, газоны, альпийские горки, )
  2.   принцип эстетического оформления участка.

Отдел предназначен для знакомства с различными цветочно-декоративными растениями, привития умений и навыков выращивания растений и ухода за ними, воспитания чувства прекрасного, выполнения опытнических работ, освоения приемов озеленения территории

  1. Отдел  лекарственных трав                              
  2. Отдел полевых культур       На дополнительном участке в коллекции по систематике планируем выращивать растения из различных семейств: семейство злаковых - пшеница, овес, ячмень.Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами
  3.  Зоолого-животноводческий отдел. Работает на базе личных подворий школьников. Учащиеся проводят наблюдения и составляют отчёты (творческие работы) по данным наблюдениям за животными: КРС, кролики, домашние любимцы, пчёлы…
  4. Экологический отдел. Состоит из коллекции растений различных растительных сообществ, которые растут в условиях приближённых к естественным.  К этому отделу относится  площадка, которая позволяет учащимся наблюдать процессы формирования биоценоза и изучать жизнь организмов в растительном и животном сообществах

Предлагаю вашему вниманию огрод «Бархатный сезон»

Удобная квадратная форма. Необычные грядки. В центре круглая клумба. Несмотря на довольно четкую геометрию, этот огород может быть выполнен как в стиле «кантри» (сельском), так ив регулярном стиле, то есть в более парадном. Самый центр – круг заполнен более простыми. Но высокими цветами. Подсолнухами. На всех грядках ломанной почти треугольной формы выполнить бордюр из низкорослых бархатцев, которые не только привлекут своей оранжевой радостной окраской но и будут отпугивать многих вредителей . А сами грядки засеем необходимыми овощами

Экспликация 

Перечень растений, запланированных для возделывания на учебно-опытном участке

  1. подсолнух
  2. низкорослые бархатцы

5   дорожка

3 . петрушка

4. горох

6. редька

7.  кабачки

8.  укроп высокий

9  лук репчатый

10. огурцы

11.томаты для открытого грунта

12.фасоль спаржавая

13  морковь

14.эхиноцея+ фенхель

15.свекла

Заключение.

Учебно-опытный участок является основным местом для занятий учащихся. Это – «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя. Тот ученик, который непосредственно работает на участке, бережет насаждения и, выполняя работу, постарается понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе.

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Опытническая работа активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, способствует профориентации учащихся, приучает их к культуре труда.

У наших (сельских) детей в круг трудовых знаний и навыков включаются уход за домашним скотом и птицей, определенные умения по обработке земли, выращивания овощей.

Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к опытам.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

Тематика опытов и наблюдений

  1. Сортоиспытание моркови в условиях учебно-опытного участка.
  2. Наблюдение за произрастанием томатов в условиях открытого грунта.
  3. Наблюдение за ростом растений семейства крестоцветных (репа, редис, редька)
  4. Наблюдение за ростом растений семейства зонтичных (укроп)
  5. Пополнение коллекции зерновых.
  6. Сбор лекарственных растений.

В школе ежегодно проводится праздник Урожая

Экологическая тропа 

 

   

16.

Отдел

Лекарственных

трав

Емкость для воды

теплица

17 .  Питомник древесных и кустарниковых культур

                                   

18.Питомник цветочных культур                    (1;2- летние)

Плодово-ягодный отдел  

отдел  начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В статье отражено понятие "экология" с точки зрения воздействия окружающей человека среды на его здоровье. Рассмтрена актуальность проблемы экологическогообразования, экологической культуры школьников...

Вопросы экологического образования учащихся при изучении физической и экономической географии в школе

    Проблемы борьбы с антропогенным загрязнением нашей планеты и надежной охраны окружающей среды пока еще далеки от конкретного решения.       В настоящее время...

Экологическое образование учащихся ГБОУ школа 565 на уроках адаптивной физкультуры

Экологическое образование учащихся на уроках адаптивной физкультуры...

« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»

О необходимости взаимодействия  общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...

Из опыта работы учителя истории и обществознания Андреевой Н.И. МБОУ «Школа №3 Центр развития образования» г. Рязани в региональном проекте по взаимодействию школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России»

Представлен опыт работы по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов в рамках регионального проекта "Знакомтесь, судебная система России".Цели и задачи по формированию правового воспитания:...

Учащиеся школ и центров открытого образования Казахстана стали участниками Игры-викторины «В мире русского языка»

В течение 2-х дневного периода,  21 и  24 октября 2022 года для обучающихся русских школ г. Алматы (Университет «Туран», ул. Сатпаева, 16А) и г. Астана (РЦНК, ул. Кенесары 39) бы...

Центр экологического образования МБОУДО ДДЮТ Всеволожского района

В данной работе отражены все направления деятельности Центра экологического образования ДДЮТ Всеволожского района....