Методическая разработка урока. 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
методическая разработка по математике (5 класс)
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока в 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей", с целью отработки вычислительных навыков. Данный урок составлен в соответсвии ФГОС и обладает высоким познавательным и прикладным характером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey_2019.docx | 40.65 КБ |
5_klass_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.pptx | 1.76 МБ |
razdatochnyy_material_5_klass_2019.docx | 149.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Колесниченко Алёна Сергеева
Класс: 5
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей, обозначить перспективу практического применения знаний и умений.
Задачи:
- Образовательная: совершенствование умений и навыков сложения и вычитания десятичных дробей при решении примеров и задач, отработка полученных навыков на предыдущих уроках;
- Развивающая: организовать деятельность учащихся по повторению разрядных единиц десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел, сравнение десятичных дробей; совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений, развивать познавательный интерес, демонстрация практического применения полученных знаний;
- Воспитательная: Формирование интереса к предмету математики, формирование навыков самопроверки и поиска ошибок, ответственности и стремления к достижению желаемого результата.
Технологии:
Элементы развивающего обучения,
Элементы информационно-коммуникативные
Элементы классно-урочные
Форма работы учащихся:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Планируемые результаты в виде предметных и универсальных учебных действий:
Личностные:
Предоставление возможности для формирования потребности в согласовании действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности, формирования желания выполнять учебные действия.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу
- Умение контролировать и оценивать свои действия
- Умение вносить соответствующие коррективы в выполнение поставленных целей
Познавательные:
- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
- Умение самостоятельного выделения и формулирования целей обучения
- Умение структурировать знания
Коммуникативные:
- Умение учитывать позицию собеседника
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Предметные: уметь решать примеры сложение и вычитание десятичных дробей, уметь применять полученные навыки для решения поставленных задач.
Оборудование:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Учебник М.Г. Мерзляк «Математика». 5 класс: учеб. , Москва, Вента-Граф, 2019
4. Раздаточный материал
Продолжительность урока: 45 минут
Структура урока:
№ п/п | Этап урока | Время |
1 | Организационный. Демонстрация математического фокуса, тренировка навыков устного счета. | 5 мин |
2 | Актуализация знаний. Решение примеров с проверкой у доски, формирование цели урока | 5 мин |
3 | Практическое применение знаний. Работа с полученными результатами, выполнение различных заданий с полученными ответами предыдущего этапа, анализ полученных результатов, повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, | 10 мин |
4 | Физкультминутка. | 5 мин |
5 | Закрепление полученных знаний. Решение примеров и задач в виде математической игры, работа в парах. Развитие познавательного интереса, знакомство с числом пи. | 13 мин |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой. Самостоятельное выполнение заданий в тетради с самопроверкой | 5 мин |
7 | Домашнее задание. Выдача раздаточного материала с заданиями разного уровня сложности с ответами для организации самопроверки. | 1 мин |
8 | Рефлексия. | 1 мин |
Список литературы:
- М.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, «Математика. 5 класс: учебник», Москва, Вентана-Граф, 2019
- Н.А. Курдюмова, «Нестандартные уроки математики», Москва, Школьная пресса, 2004
- И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова «Задачи по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1988
- Интернет-ресурсы
Дидактичес кая структура | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
I.Организационный этап | Приветствие учащихся. -Сегодня у нас особенный день. На уроке я попробую проявить свои экстрасенсорные способности при помощи математики и постараюсь угадать день вашего рождения. Но для этого мне важно, чтобы вы внимательно считали и помогали мне. Вспомните число вашего рождения (только день) потом: А) умножьте его на 2 Б) результат умножьте на 10 В) прибавьте 73 Г) умножьте на 5 Д) прибавьте 9 - Назовите полученный результат, и я смогу назвать число вашего рождения. Фронтальный опрос. (учитель от результата ученика отнимает 365 и получаются первые две цифры числа рождения) | Учитель приветствует учащихся, организация внимания детей, демонстрация математического фокуса, устная работа учеников, отработка вычислительных навыков. | Учащиеся слушают учителя, считают устные примеры, развивают познавательный интерес. | 5 мин |
II.Актуализация знаний | -А сейчас вы тоже попробуете проявить свои способности. Для этого возьмите бланки, которые у вас лежат на столе. Решите пример, которые вы видите под цифрой «1» на листочке. Решаем на листах, а ответ вписываем в графу «Ответ» (у каждого ученика один пример, всего шесть примеров, раздаются в произвольном порядке). 1) 12,81+3,02=… 2) 9,56+9,25=… 3) 7,02+12,36=… 4) 25,58-6,18=-… 5) 35,54-15,5=… 6) 23,91-4,02=… -Проверьте свои ответы. Если вы сделали правильно поставьте себе один балл в графе «Баллы» в бланке. - Правило для решения данных примеров мы уже проходили, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Слайд 2 | Организует индивидуальную работу по решению примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, организует проверку правильности выполнения предложенных заданий, формулировка цели урока | Выполняют предложенные задания на бланках с заданием. По просьбе учителя кто, быстрее справился, выходят к доске и пишут правильные ответы. Осуществляют самопроверку выполнения заданий. | 5 мин |
III.Практическое применений знаний | -Расставьте эти числа в порядке возрастания. Для проверки посмотрите на слайд. Слайд 3 -Что могут означать эти числа? Если убрать запятую, то эти числа будут означать год, в который 13 марта (т.е. сегодня) произошли очень важные события. Давайте посмотрим какие. Слайд 4 -А еще одно важное событие произошло 11 марта 2019 года. 5 класс в этот день узнал правило сложения и вычитания десятичных дробей. -Давайте, повторим его. (фронтальный опрос учащихся) Слайд 5 -Кто сочинил стихотворение по правилу сложения и вычитания десятичных дробей? | Предлагает различные задания с ответами, полученными ответами для повторения пройденного материала. Демонстрирует практическое применение полученных знаний, формирование метапредметных результатов обучения. Организует повторение правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Обеспечивает проверку домашнего задания. | Выполняют предложенные задания Организуют самопроверку с доской. Отвечают на предложенные вопросы, высказывают свое мнение. Отвечают фронтально правило сложения и вычитания десятичных дробей. Рассказывают стихотворения собственного сочинения. | 10 мин |
IVФизкультминутка | 1. Посмотрите на доску. Вы видите пример. Кто найдет ошибку - встаньте: 45,34 +73,5 526,9 -В чем тут ошибка? (фронтальный опрос) 2. Второй пример. Кто найдет ошибку- поднимет правую руку) 200,3 + 5,62 205,65 -Какая здесь ошибка? 3. Третий пример. Кто увидел ошибку – поднимите левую руку. 160,45 -45,50 115,95 - В чем была ошибка? 4. Четвертый пример. Кто увидел ошибку - сядьте на место. 138 -3,5 10,3 -Кто знает, что в этом примере не верно? -Для чего нам нужны правила? Верно, они помогают увидеть свои ошибки, исправить и справиться с самыми сложными заданиями. Слайд 6 | Организует физкультминутку, с использованием регулятивных навыков, на каждое задание предлагается выполнить то или иной физическое действие. После каждого примера обеспечивает проверку. | Внимательно смотрят на предложенные примеры и пытаются найти ошибку, при полученные правильного ответа выполняют предложенное действие. Для тех, кто так и не увидел ошибку в примере, в конце каждого задания идет обсуждения задания. | 5 мин |
V. Закрепление полученных знаний | -Так же правила нам позволяют выбраться из самых сложных и запутанных лабиринтов примеров и задач. Сейчас мы с вами попробуем выбраться из такого лабиринта. 1 задание: работая в парах, ваша задача найти правильное решение примера (работаем в тетрадях) и выбрать ответ из 4-х предложенных. Ответ принимается только, если вы с соседом получите один и тот же ответ. 2,83+(7,35+8,77) -Пара, которая справилась быстрее, получает право назвать свой вариант ответа. Если ответ правильный вы получаете доступ к следующему заданию. Слайд №7 2 Задание: Так же в парах выполняем следующее задание. Кто, справится быстрее, тот получает право озвучить свой вариант ответа. Если верно, то вы получите следующее задание, если ответ неверный, то вы вернетесь к первому заданию. (27,3-х)+4,8=28,7 Слайд №9 3 Задание: Выполняем следующее задание. Так же кто будет первым, тот озвучит свой ответ «Представь данное число в виде суммы двух чисел 53,5» Слайд №11 4 Задание: Последнее задание. Так же кто будет первым, тот озвучит свой ответ. Какое число не является результатом ни одного из действий: 30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 Слайд №13 - Посмотрите, двери открылись, мы выбрались из лабиринта. Слайд №14 -Кто выполнил все правильно, поставьте в бланках напротив каждого задания 1 балл. -Какой ответ получился в последнем задании? (3,14 ) Слайд №15 -Кто знает, что это число означает? Это число ПИ. Одно из самых загадочных чисел в математике. Все ученые мира соревнуются, кто точнее всех сможет вычислить точное значение этого числа, но победителя пока нет. Ученые пришли к выводу, что это бесконечная десятичная дробь. -Есть способ, как можно быстро запомнить число ПИ. В этом нам поможет наше правило сложение и вычитания десятичных дробей. Найдите общее между числом Пи и стихотворением. Слад 16 «Это я знаю и помню прекрасно: Ты строго цифру под цифру сохраняй, Складывай, правило запоминай PS: И про запятые не забывай» -Количество букв в каждом слове совпадает с цифрами в числе пи. -Во многих городах даже стоят памятнику числу Пи. Слайд 17 -Если посмотреть на число Пи, то можно увидеть еще одну важную дату. Именно завтра 14 марта отмечают день рождения числа ПИ. Слайд 18 | Организует выполнение заданий, в виде игры «математический лабиринт». После каждого задания, организует проверку с разбором у доски или устной проверки, в зависимости от сложности задания. Помогает выполнить задание тем парам, которые затрудняются в решении. После выполнения всех заданий связывает ответ полученный в последнем этапе с числом Пи. Знакомит учащихся с числом Пи, рассказывает про его особенности. Предлагает способ запоминания числа Пи с использованием стихотворения про правило сложения и вычитания десятичных дробей. Развивает логическое мышление учащихся. | Ученики решают предложенные задания в тетрадях в парах с проверкой у доски. Ученики, которые справляются быстрее всех с заданием, получают право первыми ответить и выбрать свой вариант ответа. Выполняют самопроверку с доской, ищут и исправляют ошибки. Знакомятся с числом Пи. Пытаются увидеть связь в цифрах числа Пи и предложенным учителем стихотворением, развивая свои логические способности | 13 мин |
VI Самостоятельная работа | А сейчас вам предстоит применить все полученные сегодня навыки в самостоятельно работе. Решаем предложенный пример в тетрадях, ответ вписываем в бланк ответов. Слайд 19 | Организует выполнение самостоятельной работы, предлагает записать ответ в бланк ответов. В конце урока собирает бланки ответов с баллами за работу на уроке | Выполняют задания. Выполняют самопроверку, ищут и исправляют ошибки. Сдают бланки для проверки работы на уроке. | 10 мин |
VII. Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, в дневниках домашнее задание. Слайд 20 | Озвучивает домашнее задание, поясняя то, что необходимо сделать | Записывают домашнее задание в дневники. | 1 мин |
VIII.Рефлексия
| В завершении сегодняшнего урока, я прошу вас на бланках ответов отметить тот смайл, который характеризует ваше ощущение в конце урока, справились ли сегодня со всеми заданиями, все у вас получилось или еще надо поработать дома, для успешного выполнения заданий дома. Слайд №21 | Организует рефлексию. Объясняет значения смайлов, организует самоанализ учащихся. | Учащиеся анализируют свою работу, Учащиеся отмечают тот смайл, значение которого подходит для их самооценки. Сдают бланки ответов | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примеры: 12,81+3,02 =15,83 9,56+9,25=18,81 7,02+12,36=19,38 25,58-6,18=19,40 23,91-4,02=19,89 35,54-15,5=20,04
Расположи в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 Проверка: 15,83 18,81 19,38 19,40 19,89 20,04
Что произошло 13 марта: 1583-основан г. Архангельск 1881-убит Александр II 1938-русский язык вводится, как обязательный предмет в школах СССР 1940-советские войска занимают г. Выборг 1989-изобретена Всемирная паутина - Интернет 2004 – впервые состоялись состязания роботов
Вспомним правило сложения и вычитания:
Есть ли ошибка? 45,34 +73,5 526,9 200,3 + 5,62 205,65 160,45 -45,50 115,95 138 -3,5 10,3
Лабиринт Вычислить: 2,83+(7,35+8,77) А)11,6 Б)18,95 В)17,95 Г)16,195
!ВЕРНО! Ответ: 2,89+(7,35+8,77)=18,95
2 этап Реши уравнение: (27,3-х)+4,8=28,7 А) 20,8 Б)34 В)3,4 Г) 4,3
!ВЕРНО! Ответ: (27,3-х)+4,8=28,7 Х=3,4
3 этап Представь данное число в виде суммы двух чисел: 53,5 А)31,846 и 21,654 Б) 32,24 и 21,21 В) 30,1 и 23,5 Г) 25,2 и 27,3
!ВЕРНО! Ответ: 31,846+21,654=53,5
4 этап Какое число не является результатом ни одного из действий: 30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 А) 2,82 Б) 3,14 В)47,3 Г) 47,6
Число Пи π =3,141592653589793238462643… 3,14 Пи – самое загадочное число в мире . Пи ( π ) - буква греческого алфавита. Его обозначение (вероятно, от греч. perijereia окружность, периферия)
Число Пи Это я знаю и помню прекрасно: Ты строго цифру под цифру сохраняй, Складывай, правило запоминай PS: И про запятые не забывай π =3,141592653589793238462643 … π ≈ 3,1416
Это памятник числу ПИ. Он находится в Сиэтле.
14 марта отмечается один из самых необычных праздников – « День числа Пи » . В американском написании дата выглядит как 3.14 , отсюда и объяснение, почему именно в этот день отмечается этот праздник. 3.14 - д ень числа Пи
Домашнее задание Параграф 32, читать, учить правило Придумать задачу, ответом, которой будет число Пи. №875, 877
Решаем Самостоятельно I вариант 212,07-95,453+104,007-207,594 II вариант 537,6-(349,2+314,076-138,706) Дополнительно: ( 58-x)-41,3=6,287 Вычислите:
Перед уходом поставьте галочку напротив того смайла , который описывает ваше настроение - все ли у вас получилось сегодня?:
Предварительный просмотр:
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 12,81+3,02 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
| ||
|
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 9,56+9,25 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
4. Дополнительные баллы | ||
5.Самостоятельная работа |
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 7,02+12,36 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
| ||
|
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 25,58-6,18 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
4. Дополнительные баллы | ||
5.Самостоятельная работа |
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 23,91-4,02 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
| ||
|
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 35,54-15,5 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
4. Дополнительные баллы | ||
5.Самостоятельная работа |
ФИО________________________________________________________
Задание | Ответ | Баллы |
1. Реши пример 12,81+3,02 9,56+9,25 7,02+12,36 25,58-6,18 23,91-4,02 35,54-15,5 | ||
2. Расположи числа в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 | ||
3. Лабиринт
2,83+(7,35+8,77)
12,1-х=8,7
53,5
30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 | ||
4. Дополнительные баллы | ||
5.Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
Урок изучения нового материала. Данный урок проведен на конкурсе "Учитель года-2013" в незнакомом классе с применением презентации....
Конспект урока по математике в 5Б классе Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры....
Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока: закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей, формирование умений выполнять действи...
2.Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Разработка урока...
Разработка урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Обобщающий урок по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей....
Разработка урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Данная разработка имеет основное предназначение для проведения открытого итогового урока по математике для 5 класса на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Вводная часть знакомит учащихся с и...
Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР
Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....