Методическая разработка урока. 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"
методическая разработка по математике (5 класс)

Колесниченко Алёна Сергеевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока в 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей", с целью отработки вычислительных навыков. Данный урок составлен в соответсвии ФГОС и обладает высоким познавательным и прикладным характером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Колесниченко Алёна Сергеева

Класс: 5

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: закрепление навыков сложения и вычитания десятичных дробей, обозначить перспективу практического применения знаний и умений.

Задачи: 

  • Образовательная: совершенствование умений и навыков сложения и вычитания десятичных дробей при решении примеров и задач, отработка полученных навыков на предыдущих уроках;
  • Развивающая: организовать деятельность учащихся по повторению разрядных единиц десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел, сравнение десятичных дробей; совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений, развивать познавательный интерес, демонстрация практического применения полученных знаний;
  • Воспитательная: Формирование интереса к предмету математики, формирование навыков самопроверки и поиска ошибок, ответственности и стремления к достижению желаемого результата.

Технологии:

      Элементы развивающего обучения,

      Элементы информационно-коммуникативные

      Элементы классно-урочные

Форма работы учащихся: 

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Работа в парах

Методы:  репродуктивный, частично-поисковый

Планируемые результаты в виде предметных и универсальных учебных действий:

Личностные:

Предоставление возможности для формирования потребности в согласовании действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности, формирования желания выполнять учебные действия.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Умение контролировать и оценивать свои действия
  • Умение вносить соответствующие коррективы в выполнение поставленных целей

Познавательные: 

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
  • Умение самостоятельного выделения и формулирования целей обучения
  • Умение структурировать знания

Коммуникативные:

  • Умение учитывать позицию собеседника
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Предметные: уметь решать примеры сложение и вычитание десятичных дробей, уметь применять полученные навыки для решения поставленных задач.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Учебник М.Г. Мерзляк  «Математика». 5 класс: учеб. , Москва, Вента-Граф, 2019

4. Раздаточный материал

Продолжительность урока: 45 минут

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Время

1

Организационный.

Демонстрация математического фокуса, тренировка навыков устного счета.

5 мин

2

Актуализация знаний.

Решение примеров с проверкой у доски, формирование цели урока

5 мин

3

Практическое применение знаний.

Работа с полученными результатами, выполнение различных заданий с полученными ответами предыдущего этапа, анализ полученных результатов, повторение пройденного материала, проверка домашнего задания,

10 мин

4

Физкультминутка.

5 мин

5

Закрепление полученных знаний.

Решение примеров и задач в виде математической игры, работа в парах. Развитие познавательного интереса, знакомство с числом пи.

13 мин

6

Самостоятельная работа с самопроверкой. Самостоятельное выполнение заданий в тетради с самопроверкой

5 мин

7

Домашнее задание.

Выдача раздаточного материала с заданиями разного уровня сложности с ответами для организации самопроверки.

1 мин

8

Рефлексия.

1 мин

Список литературы:

  1. М.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, «Математика. 5 класс: учебник», Москва, Вентана-Граф, 2019
  2. Н.А. Курдюмова, «Нестандартные уроки математики», Москва, Школьная пресса, 2004
  3. И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова «Задачи по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1988
  4. Интернет-ресурсы


Дидактичес

кая структура

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.Организационный этап

Приветствие учащихся.

-Сегодня у нас особенный день. На уроке я попробую проявить свои экстрасенсорные способности при помощи математики и постараюсь угадать день вашего рождения. Но для этого мне важно, чтобы вы внимательно считали и помогали мне. Вспомните число вашего рождения (только день) потом:

А) умножьте его на 2

Б) результат умножьте на 10

В) прибавьте 73

Г) умножьте на 5

Д) прибавьте 9

- Назовите полученный результат, и я смогу назвать число вашего рождения. Фронтальный опрос. (учитель от результата ученика отнимает 365 и получаются первые две цифры числа рождения)

Учитель приветствует учащихся, организация внимания детей, демонстрация математического фокуса, устная работа учеников, отработка вычислительных навыков.

Учащиеся слушают учителя, считают устные примеры, развивают познавательный интерес.

5 мин

II.Актуализация знаний

-А сейчас вы тоже попробуете проявить свои способности. Для этого возьмите бланки, которые у вас лежат на столе. Решите пример, которые вы видите под цифрой «1» на листочке. Решаем на листах, а ответ вписываем в графу «Ответ» (у каждого ученика один пример, всего шесть примеров, раздаются в произвольном порядке).

1)  12,81+3,02=…  

2)  9,56+9,25=…

3)  7,02+12,36=…

4)  25,58-6,18=-…

5)  35,54-15,5=…

6)  23,91-4,02=…

-Проверьте свои ответы. Если вы сделали правильно поставьте себе один балл в графе «Баллы» в бланке.

- Правило для решения данных примеров мы уже проходили, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Слайд 2

Организует индивидуальную работу по решению примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, организует проверку правильности выполнения предложенных  заданий, формулировка цели урока

Выполняют предложенные задания на бланках с заданием. По просьбе учителя кто, быстрее справился, выходят к доске и пишут правильные ответы. Осуществляют самопроверку выполнения заданий.

5 мин

III.Практическое применений знаний

-Расставьте эти числа в порядке возрастания. Для проверки посмотрите на слайд. Слайд 3

-Что могут означать эти числа? Если убрать запятую, то эти числа будут означать год, в который 13 марта (т.е. сегодня) произошли очень важные события. Давайте посмотрим какие. Слайд 4

-А еще одно важное событие произошло 11 марта 2019 года.  5 класс в этот день узнал правило сложения и вычитания десятичных дробей.

-Давайте, повторим его. (фронтальный опрос учащихся)

Слайд 5

-Кто сочинил стихотворение по правилу сложения и вычитания десятичных дробей?

Предлагает различные задания с ответами, полученными ответами для повторения пройденного материала.

Демонстрирует практическое применение полученных знаний, формирование метапредметных результатов обучения.

Организует повторение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

 

Обеспечивает проверку домашнего задания.

Выполняют предложенные задания

Организуют самопроверку с доской.

Отвечают на предложенные вопросы, высказывают свое мнение.

Отвечают фронтально правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Рассказывают стихотворения собственного сочинения.

10 мин

IVФизкультминутка

1. Посмотрите на доску. Вы видите пример. Кто найдет ошибку - встаньте: 

45,34

+73,5

526,9

-В чем тут ошибка? (фронтальный опрос)

2. Второй пример. Кто найдет ошибку- поднимет правую руку)

200,3

+  5,62

205,65

-Какая здесь ошибка?

3. Третий пример. Кто увидел ошибку – поднимите левую руку.

160,45

-45,50

115,95

- В чем была ошибка?

4. Четвертый пример. Кто увидел ошибку - сядьте на место.

138

-3,5

10,3

-Кто знает, что в этом примере не верно?

-Для чего нам нужны правила? Верно, они помогают увидеть свои ошибки, исправить и справиться с самыми сложными заданиями. Слайд 6

Организует физкультминутку, с использованием регулятивных навыков, на каждое задание предлагается выполнить то или иной физическое действие. После каждого примера обеспечивает проверку.

Внимательно смотрят на предложенные примеры и пытаются найти ошибку, при полученные правильного ответа выполняют предложенное действие. Для тех, кто так и не увидел ошибку в примере, в конце каждого задания идет обсуждения задания.

5 мин

V. Закрепление полученных знаний

-Так же правила нам позволяют выбраться из самых сложных и запутанных лабиринтов примеров и задач. Сейчас мы с вами попробуем выбраться из такого лабиринта.

1 задание: работая в парах, ваша задача найти правильное решение примера (работаем в тетрадях) и выбрать ответ из 4-х предложенных. Ответ принимается только, если вы с соседом получите один и тот же ответ.

2,83+(7,35+8,77)

-Пара, которая справилась быстрее, получает право назвать свой вариант ответа. Если ответ правильный вы получаете доступ к следующему заданию.

Слайд №7

2 Задание: Так же в парах выполняем следующее задание. Кто, справится быстрее, тот получает право озвучить свой вариант ответа. Если верно, то вы получите следующее задание, если ответ неверный, то вы вернетесь к первому заданию.

(27,3-х)+4,8=28,7

Слайд №9

3 Задание: Выполняем следующее задание. Так же кто будет первым, тот озвучит свой ответ

«Представь данное число в виде суммы двух чисел 53,5»

Слайд №11

4 Задание: Последнее задание. Так же кто будет первым, тот озвучит свой ответ.

Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2

65-17,4

21+26,3

Слайд №13

- Посмотрите, двери открылись, мы выбрались из лабиринта. Слайд №14

-Кто выполнил все правильно, поставьте в бланках напротив каждого задания 1 балл.

-Какой ответ получился в последнем задании? (3,14 ) Слайд №15

-Кто знает, что это число означает? Это число ПИ. Одно из самых загадочных чисел в математике. Все ученые мира соревнуются, кто точнее всех сможет вычислить точное значение этого числа, но победителя пока нет. Ученые пришли к выводу, что это бесконечная десятичная дробь.

-Есть способ, как можно быстро запомнить число ПИ. В этом нам поможет наше правило сложение и вычитания десятичных дробей. Найдите общее между числом Пи и стихотворением. Слад 16

       «Это я знаю и помню прекрасно:

       Ты строго цифру под цифру сохраняй,

      Складывай, правило запоминай

 PS: И про запятые не забывай»

-Количество букв в каждом слове совпадает с цифрами в числе пи.

-Во многих городах даже стоят памятнику числу Пи. Слайд 17

-Если посмотреть на число Пи, то можно увидеть еще одну важную дату. Именно завтра 14 марта отмечают день рождения числа ПИ. Слайд 18

Организует выполнение заданий, в виде игры «математический лабиринт».

После каждого задания, организует проверку с разбором у доски или устной проверки, в зависимости от сложности задания.

Помогает выполнить задание тем парам, которые затрудняются в решении.

После выполнения всех заданий связывает ответ полученный в последнем этапе с числом Пи.

Знакомит учащихся с числом Пи, рассказывает про его особенности.

Предлагает способ запоминания числа Пи с использованием стихотворения про правило сложения и вычитания десятичных дробей. Развивает логическое мышление учащихся.

Ученики решают предложенные задания в тетрадях в парах с проверкой у доски.

Ученики, которые справляются быстрее всех с заданием, получают право первыми ответить и выбрать свой вариант ответа.

Выполняют самопроверку с доской, ищут и исправляют ошибки.

Знакомятся с числом Пи.

Пытаются увидеть связь в цифрах числа Пи и предложенным учителем стихотворением, развивая свои логические способности

13 мин

VI Самостоятельная работа

А сейчас вам предстоит применить все полученные сегодня навыки в самостоятельно работе. Решаем предложенный пример в тетрадях, ответ вписываем в бланк ответов. Слайд 19

Организует выполнение самостоятельной работы, предлагает записать ответ в бланк ответов. В конце урока собирает бланки ответов с баллами за работу на уроке

Выполняют задания.

Выполняют самопроверку, ищут и исправляют ошибки.

Сдают бланки для проверки работы на уроке.

10 мин

VII. Домашнее задание

Запишите, пожалуйста, в дневниках домашнее задание. Слайд 20

Озвучивает домашнее задание, поясняя то, что необходимо сделать

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин

VIII.Рефлексия

 

В завершении сегодняшнего урока, я прошу вас на бланках ответов отметить тот смайл, который характеризует ваше ощущение в конце урока, справились ли сегодня со всеми заданиями, все у вас получилось или еще надо поработать дома, для успешного выполнения заданий дома.

Слайд №21

Организует рефлексию.

Объясняет значения смайлов, организует самоанализ учащихся.

Учащиеся анализируют свою работу,

Учащиеся отмечают тот смайл, значение которого подходит для их самооценки. Сдают бланки ответов

1 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 5 классе: Десятичные дроби Учитель : Колесниченко Алена Сергеевна

Слайд 2

Примеры: 12,81+3,02 =15,83 9,56+9,25=18,81 7,02+12,36=19,38 25,58-6,18=19,40 23,91-4,02=19,89 35,54-15,5=20,04

Слайд 3

Расположи в порядке возрастания: 19,89 15,83 20,04 19,38 19,40 18,81 Проверка: 15,83 18,81 19,38 19,40 19,89 20,04

Слайд 4

Что произошло 13 марта: 1583-основан г. Архангельск 1881-убит Александр II 1938-русский язык вводится, как обязательный предмет в школах СССР 1940-советские войска занимают г. Выборг 1989-изобретена Всемирная паутина - Интернет 2004 – впервые состоялись состязания роботов

Слайд 5

Вспомним правило сложения и вычитания:

Слайд 6

Есть ли ошибка? 45,34 +73,5 526,9 200,3 + 5,62 205,65 160,45 -45,50 115,95 138 -3,5 10,3

Слайд 7

Лабиринт Вычислить: 2,83+(7,35+8,77) А)11,6 Б)18,95 В)17,95 Г)16,195

Слайд 8

!ВЕРНО! Ответ: 2,89+(7,35+8,77)=18,95

Слайд 9

2 этап Реши уравнение: (27,3-х)+4,8=28,7 А) 20,8 Б)34 В)3,4 Г) 4,3

Слайд 10

!ВЕРНО! Ответ: (27,3-х)+4,8=28,7 Х=3,4

Слайд 11

3 этап Представь данное число в виде суммы двух чисел: 53,5 А)31,846 и 21,654 Б) 32,24 и 21,21 В) 30,1 и 23,5 Г) 25,2 и 27,3

Слайд 12

!ВЕРНО! Ответ: 31,846+21,654=53,5

Слайд 13

4 этап Какое число не является результатом ни одного из действий: 30,02-27,2 65-17,4 21+26,3 А) 2,82 Б) 3,14 В)47,3 Г) 47,6

Слайд 15

Число Пи π =3,141592653589793238462643… 3,14 Пи – самое загадочное число в мире . Пи ( π ) - буква греческого алфавита. Его обозначение (вероятно, от греч. perijereia окружность, периферия)

Слайд 16

Число Пи Это я знаю и помню прекрасно: Ты строго цифру под цифру сохраняй, Складывай, правило запоминай PS: И про запятые не забывай π =3,141592653589793238462643 … π ≈ 3,1416

Слайд 17

Это памятник числу ПИ. Он находится в Сиэтле.

Слайд 18

14 марта отмечается один из самых необычных праздников – « День числа Пи » . В американском написании дата выглядит как 3.14 , отсюда и объяснение, почему именно в этот день отмечается этот праздник. 3.14 - д ень числа Пи

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 32, читать, учить правило Придумать задачу, ответом, которой будет число Пи. №875, 877

Слайд 20

Решаем Самостоятельно I вариант 212,07-95,453+104,007-207,594 II вариант 537,6-(349,2+314,076-138,706) Дополнительно: ( 58-x)-41,3=6,287 Вычислите:

Слайд 21

Перед уходом поставьте галочку напротив того смайла , который описывает ваше настроение - все ли у вас получилось сегодня?:



Предварительный просмотр:

ФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

12,81+3,02

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2       65-17,4      21+26,3

  1.   Дополнительные баллы

  1. Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.pngФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

9,56+9,25

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2    65-17,4     21+26,3

4. Дополнительные баллы

5.Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.png

ФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

7,02+12,36

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2       65-17,4      21+26,3

  1.   Дополнительные баллы

  1. Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.pngФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

25,58-6,18

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2    65-17,4     21+26,3

4. Дополнительные баллы

5.Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.png

ФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

23,91-4,02

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2       65-17,4      21+26,3

  1.   Дополнительные баллы

  1. Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.pngФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

35,54-15,5

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2    65-17,4     21+26,3

4. Дополнительные баллы

5.Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.png

ФИО________________________________________________________

Задание

Ответ

Баллы

1. Реши пример

12,81+3,02

9,56+9,25

7,02+12,36

25,58-6,18

23,91-4,02

35,54-15,5

2. Расположи числа в порядке возрастания:

19,89   15,83   20,04   19,38  19,40   18,81

3. Лабиринт

  1. Вычислить:

2,83+(7,35+8,77)

  1. Реши уравнение:

12,1-х=8,7

  1. Представь данное число в виде суммы двух чисел:

53,5

  1. Какое число не является результатом ни одного из действий:

30,02-27,2    65-17,4     21+26,3

4. Дополнительные баллы

5.Самостоятельная работа

hello_html_m16fef1c4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

Урок изучения нового материала. Данный урок проведен на конкурсе "Учитель года-2013" в незнакомом классе с применением презентации....

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...

Разработка урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Обобщающий урок по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей....

Разработка урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Данная разработка имеет основное предназначение для проведения открытого итогового урока по математике для 5 класса на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Вводная часть знакомит учащихся с и...

Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР

Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....