Программа кружка "Ловкие пальчики"
рабочая программа на тему
Программа кружка разработа для детей первой младшей группы с 2 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_lovkie_palchiki_1_ml_gr.zip | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение№2 «Вишенка» п. Ставрово
Собинского района Владимирской области
Рабочая программа дополнительного образования
Кружок «Ловкие пальчики»
срок реализации 1 год.
возраст воспитанников с 2 лет.
Программу составила
воспитатель Анцупова А. Ю.
2015 год
Проблема.
Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.
Актуальность:
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Пояснительная записка.
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Цель кружка:
Совершенствование системы работы по развитию мелкой и общей моторики как средства развития речи дошкольников.
Задачи кружка:
Обучающие:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ,
- формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
- рисование, лепка;
- музыкальное сопровождение.
Организация кружка:
Кружок организуются с детьми 1 младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Занятия проводятся с сентября по май.
Необходимые материалы и инструменты:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные , сыпучие ;
- бумага, карандаши;
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой мускулатуры рук;
- развитие тактильной чувствительности, зрительно–двигательной координации движений, умение соотносить предметы в пространстве;
- развитие сенсорного восприятия;
- повышение речевой активности детей, памяти, внимания.
Перспективно – тематическое планирование занятий.
Сентябрь
- «Поиграем»
I. Игра «Застегни - расстегни»
II. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
III. Физкультминутка «Мы ногами топ-топ»
2. «Играем ладушки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
III. Подвижная игра «Зайка серенький»
3. «Осенние забавы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мы листики осенние»
III.Физкультминутка «Мы топаем ногами»
Игра «Застегни - расстегни»
4. «У Лариски - две редиски»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Я в ладошки хлопаю»
III. Игра с пальчиками «Дождик лей», «Музыка дождя и грома»
Октябрь
1. «Компот»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»
2. «Компот» (повторение)
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.
II. Пальчиковая игра «Компот»
III. Игра «Ну-ка все встали в круг»
3. «За ягодами»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Мышка»
III. . Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)
4. «Засолка капусты»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Засолка капусты»
III Игра «Золушка» (сортировка семян фасоли и арбуза)
Ноябрь
1. «Рябинка»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук щеткой-ёжиком.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Лепка «Рябинка»
2. «Встреча с Колобком»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Встреча с Колобком» (Обрывание бумаги)
3. «Весёлые мухоморы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»
III. Рисование «Весёлые мухоморы»
4. «Лошадки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Лошадки»
III. Игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)
Декабрь
1. «Замок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук мячом.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)
2. «Снежок»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Снежок»
III. Игра «Собери снежки»
3. «Маленькой елочке холодно зимой»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. . Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)
Январь
1. «Ёлочка пушистая, нарядная».
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Ёлочка»
III. Песня-танец с Новогоднего праздника.
2. «Мои любимые животные»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Зайка»
III. Игра «Зайка серенький сидит»
3. «Весёлый Снеговик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки»
III. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).
Февраль
1. «У кормушки птички»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Кормушка»
III. Игра «Птички»
2-3. «Кто как говорит?»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
II. Пальчиковая игра «Кто как говорит?»
III. Игра «Чей малыш»
Март
1. «Мимоза для мамы»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III Игра «Собери букет»
2. «Домик»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.
II. Пальчиковая игра «Домик»
III. Игра «Разные домики?» (Выкладывание домика из геометрических фигур )
3.«Пирожки»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Пирожки»
III. Лепка «Пирожок»
Апрель
1. «Солнышко»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»
III. Рисование «Солнышко»
2. «Капель»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Капель»
III. Рисование «Лужицы» (кляксография)
3. «Жили у бабуси два весёлых гуся»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Гуси нападают»
III. Слушание песни, имитация движений «Жили у бабуси два весёлых гуся»
Май
1. «Семья»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.
II. Пальчиковая игра «Замок»
III. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)
2. «Цветочек радуется солнышку»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Цветочек»
III. Игра «Собери цветок» (мозайка)
3. «Травка»
I. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.
II. Пальчиковая игра «Ладушки »
III. Рисование «Травка»
Список литературы:
Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.
Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.
Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.
Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.
РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004
«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Зима""
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Игровая программа "Весёлые пальчики"
Я работаю с детьми со сложной структурой дефекта. Материала для них очень мало, поэтому я разработала, учитывая особенности детей моей группы, иговую програму "Весёлые пальчики"....
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики"
Дополнительная образовательная программа "Умные пальчики" для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 класов....
Общеобразовательная программа "Волшебные пальчики"
ДополнительнаяОбщеобразовательная Общеразвивающая программа Художественной направленности "Волшебные пальчики"...