Надо человеком быть» (характеры Василия Шукшина заседание клуба юных литературных критиков)
план-конспект урока на тему
Характеры Василия Шукшина, заседание клуба юных литературных критиков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shukshin_1.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
Тема: Надо человеком быть»
(характеры Василия Шукшина
заседание клуба юных литературных критиков)
Цели: 1) формирование обучающихся жизненной позиции;
2) воспитание нравственных качеств;
3) развитие речи.
Для обсуждения отбираются рассказы В.М. Шукшина, где особое внимание уделено раскрытию нравственной ценности человека, где писатель выступает против душевной черствости, эгоизма, мещанства, потребительского отношения к жизни. Дискуссионность этих рассказов и неоднозначность их трактовки в критической литературе позволяют организовать полемику на уроке развития речи, подходящей формой проведения которого и станет «заседание клуба юных литературных критиков» - Преподаватель совместно с группой выделяет учащегося на роль председателя клуба, который не только будет проводить само заседание, но и организует его подготовку: заранее составит список рассказов для обсуждения, план проведения встречи «литературных критиков», проанализирует поступившие от учащихся вопросы, возникшие у них по ходу чтения рассказов Шукшина, распределит вопросы в соответствии с тематикой между выступающими, даст им консультацию. Для этого ему необходимо заблаговременно внимательно познакомиться с обсуждаемыми произведениями и некоторыми литературно-критическими работами о писателе, соотнести собственное мнение с позициями критиков и т.д. Для обсуждения можно порекомендовать рассказы «Чудик», «Срезал», «Дядя Ермолай», «Ванька Тепляшин», «Шире шаг, маэстро!», «Беседы при ясной луне», «Бессовестные».
Индивидуальными заданиями могут стать следующие:
- Краткое «Слово о Василии Шукшине».
- «Надо человеком быть» (по рассказам В.М. Шукшина; материал отбирается председателем клуба и докладчиком самостоятельно).
- Сообщение по рассказу «Ванька Тепляшин» (тема определяется учеником самостоятельно; возможен вариант – «Тема человеческого достоинства в рассказе»).
- «В стороне от Труда, Человечности и Мысли» (выступления по рассказу «Беседы при ясной луне») или «Выбор жизненного пути» ( выступления по рассказу «Шире шаг, маэстро»).
Предполагается также по два выступления по рассказам, вызвавшим наиболее противоречивые суждения критиков,- «Бессовестные» и «Срезал» (см. материал о проблемно-дискуссионном докладе).
- «Ванька Тепляшин». Для подготовки устного сообщения по этому рассказу учащемуся следует дать задания-ориентиры:
- Найдите в тексте рассказа слова, которые можно считать его основной идеей.
2. Самостоятельно сформулируйте тему своего выступления по данному рассказу.
3. Включите в свое выступление ответы на вопросы: почему Ваньке Тепляшену не понравилось в городской больнице, к кому в рассказе обращены дважды сказанные героем слова «Надо человеком быть!»? Докажите свое мнение.
4. Проследите, какие художественные средства использует писатель для раскрытия конфликта, изображенного в рассказе.
- «Беседы при ясной луне». В качестве ориентиров могут быть предложены следующие вопросы и задания:
- Почему автор выбрал для своего рассказа столь поэтичное название? Соответствует ли оно содержанию рассказа?
- Сопоставьте изображение лунной ночи в начале и конце рассказа. В чем эти пейзажные зарисовки сходны и в чем различны?
- Определите основную тему рассказа.
- Какое отношение вызывают у автора и читателя старик Баев и его рассуждения о жизни? Какие критерии выдвигает Шукшин для оценки человеческой личности?
- Как решается в этом рассказе тема труда и человеческой совести?
- Сопоставьте поведение и работу Баева во время войны и послевоенный период с поведением героев романа Ф. Абрамова «Две зимы и три лета». Соотнесите позицию Баева и позицию героя рассказа Шукшина «Дядя Ермолай».
- «Шире шаг, маэстро!» Вопросы и задания:
- Чем интересен этот рассказ современному юноше, «обдумывающему житье»?
- Любит ли доктор Солодовников свою профессию? Как он относится к работе, больным? Можно ли согласиться с отношением к нему главного врача Анны Афанасьевны?
- Как относится писатель к планам Солодовникова? Верите ли вы в возможность их осуществления?
- Какие факторы могли повлиять на формирование жизненных идеалов молодого врача?
- С каким персонажем русской классической литературы можно сравнить доктора Солодовникова и почему?
По рассказам «Срезал» или «Бессовестные» можно подготовить по два сообщения учащихся – «критиков», придерживающихся различных позиций. Один из выступающих, которому придется говорить вторым, должен по ходу первого сообщения перестроить свое, чтобы учесть мнение оппонента и дать ему ответ по всем затронутым вопросам, исходя из собственной точки зрения на рассказ.
- «Бессовестные». Вопросы и задания к обсуждению рассказа:
1. Раскройте идейный смысл рассказа и самостоятельно сформулируйте тему своего выступления.
2. Определите свое отношение к Ольге Сергеевне Малышевой. Нужны ли такие люди в нашей сегодняшней жизни?
3. Совпадает ли ваше отношение к героине рассказа с авторским? Раскройте авторскую позицию, обращая внимание на художественные детали.
4. Почему старик Глухов дружил с Малышевой и обратился к ней с просьбой посватать Отавиху?
5. Почему Малышева не отказалась выполнить его просьбу?
6. О чем говорит заключительная фраза рассказа?
Предложенные вопросы и задания по всем рассказам служат примерными ориентирами для подготовки выступлений; план, композиция и подбор материала определяются самостоятельно.
В заключительном слове учитель обобщает ход дискуссии, формулирует свое мнение по обсуждавшимся вопросам.
Эпиграф к уроку
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту! Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки наш неимоверный тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого…
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.
В. Шукшин
Глубокий интерес к творческому наследию В.М. Шукшина, широкое признание, которые получили его лучшие книги и фильмы, интерес к личности и судьбе художника обусловлены редким единством его жизни и творчества. Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность Шукшина, но созданного им хватило бы иному на целую жизнь. Во всех его произведениях главным является – глубокое и серьезное исследование народного характера, народного миросозерцания.
Учитель русского языка Б.Х. Валишева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра «Клуб юных сыщиков»(5 класс)
1. «Азбука сыскного дела»2. «Шифровки»3. «Вещдоки»4. &la...
Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению....
Проблема "маленького человека" в литературной критике
Судя по тому, как глубоко проникает взгляд писателя в самую сущность явлений, как широко захватывает он...
Изучение литературной критики как один из путей постижения текста
Обобщение опыта работы по теме "Изучение литературной критики": система работы, приемы и формы работы с литературно-критической статьёй....
Тест. Литературная критика 2-й половины 19 века
Тест. Литературная критика 2-й половины 19 века...
Презентация к уроку "Черты характера Василия Тёркина"
Цель урока: Увидеть, как глава «О награде» дополняет образ Теркина и завершает ли его.Задачи урока: выявить авторский замысел главы какими художественными средствами выразительности речи пол...
Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс
Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс...