:Мысль народная как художественное открытие Л.Н. Толстого
план-конспект урока (11 класс) на тему

Валишева Бибисара Халимовна

Урок литературы   в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_mysl_na_rodnaya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал БОУ ХМАО-Югры

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа  в г. Нижневартовске

Тема:   Мысль народная как

художественное открытие Л.Н. Толстого

урок литературы в 11 классе

Учитель русского языка и литературы

Валишева Бибисара Халимовна

Пусть всё, что сердцу нужно,
Осуществится скоро!
Пусть станет в жизни дружба
Надеждой и опорой!
Пусть каждый день твой будет
Богат на впечатленья,
Пусть радость дарят люди
В любимый День рожденья!

Г. Нижневартовск, 2010 г.

Тема: Мысль народная как художественное открытие Л.Н. Толстого

Цели урока:

1. Раскрыть основную  идею романа мысль народную как художественное открытие

 Л.Н. Толстого.

2. Активизация познавательного интереса к роману Л. Толстого «Война и мир»

3. Воспитание  нравственных качеств  личности

 План

  1. Вступительное  слово.

Как  не велика площадь земного шара, есть на  его поверхности четыре  сотни гектаров, которые  у  человечества  на  особом  счету: здесь жил и работал  Л.Н. Толстой.

Л.Н. Толстой говорил, что «без  своей  «Ясной Поляны»  я не  могу  представить Россию  и мое отношение  к ней». На рабочем  столе  Толстого  стоит  маленький глобус, который потом   в романе   «Война и мир» будет   для  главного героя, Пьера Безухова, открытием. «В духовной жизни  человека есть нейтральная  точка, став на  которую он сразу увидит  всю правду и ложь жизни. Это все равно как в шаре есть центр.

Эту  точку  зрения Толстой пронесет через  свою долгую  жизнь, этими же мыслями будут  думать его главные  герои.

 ( Называю тему урока, цели урока)

  1. Мысль народная, воплощенная в образе  Кутузова (представитель народной  войны) (слайдовая презентация)

Нет величия там, где  нет простоты, добра  и правды.  Как изображен Кутузов.

  1. Портрет Кутузова
  2. Кутузов  и солдаты.
  3. Кутузов  на  поле  боя.
  4. Кутузов – руководитель армии.
  5. Кутузов  получает  известие о том. Что русская армия одержала победу.
  6. Кутузов   в оценке князя Андрея Болконского. Смерть Кутузова.

3. Сообщение   о Наполеоне

Итог: Толстой показывает Наполеона как самовлюбленного властелина  Франции, ослепленного  славой (безумная гордость, актерство, привык, что в се  в его руках: счастье  или   горе.  Он может изменить ход истории, влиять на  судьбы народов). Наполеон  считает себя сверхчеловеком. Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все  в мире зависело от его  воли, слово «Я» - любимое  слово  Наполеона. Наполеон отрекся от  добра  и правды.

В сравнении: Кутузов – народный полководец, думает о народе («Все народом навалиться  хотят, один  конец хотят сделать)

Сравнительна характеристика личности  героев

Наполеон

Кутузов

Видим, как воодушевляет  солдат словами «искусство быть сильнее неприятеля» присутствовало при рождении приказа

Что видел

Что слышал Пьер?

Он  слышал звон благовеста  из Собора. Громкий говор и хохот, где  работали ополченцы, плясовые  солдатские  песни

Один Наполеон

Гул  людской жизни

Наполеон   велит перейти мост и построиться

Русские  уже  сожгли мост

Ввести  бой  свою старую гвардию

Он говорит: «За три  тысячи двести верст от Франции я не могу  дать приказ на уничтожение своей старой гвардии

3. Выразительное  чтение отрывка из 29 главы.

«Собрались тучки, и  стал накрапывать  дождик на убитых, на  раненых, на  испуганных, и на  изнуренных, и на  сомневающихся  людей. Он  как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь, что вы  делаете?»

Под Бородином была наложена  рука сильнейшего духом противника.

Вопрос: Как  объяснить  слова Толстого «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение» (том 3, часть 2, глава 19)

Обобщение  ответов учащихся.

Переступить закон человечности никому не дано, пусть он будет  даже одаренным.

«200 орудий направлено против  русских, а  они все стоят».

«Наш огонь рядами  вырывает их, а они стоят»

 Наполеон потерял  в этой битве 58 578 солдат, 49 генералов. Русская армия -38 506 солдат и офицеров, 22  генерала, почти  треть всей армию

Бородинская битва – это  нравственная победа русских. « В первый раз под  Бородином  была  наложена рука сильнейшего духом  противника»

  1. Работа  учащихся над эпизодом «Пьер Безухов  в плену видит сон». Анализ  этого сна.

Вопрос: Как  вы понимаете  мысль  Толстого в этом отрывке.

Пьер  видит  во сне  поверхность шара, состоящую из  капель, плотно  сжатых   меж  собой. «Вот  жизнь, – сказал  старичок  учитель» Этот  сон  говорит  о радости и согласии  с миром.  Любовь  и добро в отношениях  между  людьми – это  и  есть  смысл жизни. «Жизнь есть  Бог»- это народные  представления об истине, справедливости, общечеловеческое  единство и мира на земле»

ИТОГ УРОКА. Судьба человека  и смысл  его жизни.

Тайна  народной  религиозности заключена  в любви   к миру. Жизнь человека – это  часть целого. Жить в  согласии  с миром. Жизнь отдельного человека – это полное  согласие с жизнью. Все  это вносит  успокоение  в душу  Пьера

Таким образом, мысль народная, воплощенная и  в солдатах, и в Кутузове, и в Пьере  Безухове, - это  художественное  открытие  Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Л. Н. Толстой "Война и мир". Мысль народная.

Данная презентация  поможет учителю в подготовке к уроку по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"....

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...

«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...

Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Мировое значение творчества Л.Толстого.

конспект по литературе на тему:"Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Ми...