:Мысль народная как художественное открытие Л.Н. Толстого
план-конспект урока (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Филиал БОУ ХМАО-Югры
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа в г. Нижневартовске
Тема: Мысль народная как
художественное открытие Л.Н. Толстого
урок литературы в 11 классе
Учитель русского языка и литературы
Валишева Бибисара Халимовна
Пусть всё, что сердцу нужно,
Осуществится скоро!
Пусть станет в жизни дружба
Надеждой и опорой!
Пусть каждый день твой будет
Богат на впечатленья,
Пусть радость дарят люди
В любимый День рожденья!
Г. Нижневартовск, 2010 г.
Тема: Мысль народная как художественное открытие Л.Н. Толстого
Цели урока:
1. Раскрыть основную идею романа мысль народную как художественное открытие
Л.Н. Толстого.
2. Активизация познавательного интереса к роману Л. Толстого «Война и мир»
3. Воспитание нравственных качеств личности
План
- Вступительное слово.
Как не велика площадь земного шара, есть на его поверхности четыре сотни гектаров, которые у человечества на особом счету: здесь жил и работал Л.Н. Толстой.
Л.Н. Толстой говорил, что «без своей «Ясной Поляны» я не могу представить Россию и мое отношение к ней». На рабочем столе Толстого стоит маленький глобус, который потом в романе «Война и мир» будет для главного героя, Пьера Безухова, открытием. «В духовной жизни человека есть нейтральная точка, став на которую он сразу увидит всю правду и ложь жизни. Это все равно как в шаре есть центр.
Эту точку зрения Толстой пронесет через свою долгую жизнь, этими же мыслями будут думать его главные герои.
( Называю тему урока, цели урока)
- Мысль народная, воплощенная в образе Кутузова (представитель народной войны) (слайдовая презентация)
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Как изображен Кутузов.
- Портрет Кутузова
- Кутузов и солдаты.
- Кутузов на поле боя.
- Кутузов – руководитель армии.
- Кутузов получает известие о том. Что русская армия одержала победу.
- Кутузов в оценке князя Андрея Болконского. Смерть Кутузова.
3. Сообщение о Наполеоне
Итог: Толстой показывает Наполеона как самовлюбленного властелина Франции, ослепленного славой (безумная гордость, актерство, привык, что в се в его руках: счастье или горе. Он может изменить ход истории, влиять на судьбы народов). Наполеон считает себя сверхчеловеком. Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все в мире зависело от его воли, слово «Я» - любимое слово Наполеона. Наполеон отрекся от добра и правды.
В сравнении: Кутузов – народный полководец, думает о народе («Все народом навалиться хотят, один конец хотят сделать)
Сравнительна характеристика личности героев
Наполеон | Кутузов |
Видим, как воодушевляет солдат словами «искусство быть сильнее неприятеля» присутствовало при рождении приказа | Что видел Что слышал Пьер? Он слышал звон благовеста из Собора. Громкий говор и хохот, где работали ополченцы, плясовые солдатские песни |
Один Наполеон | Гул людской жизни |
Наполеон велит перейти мост и построиться | Русские уже сожгли мост |
Ввести бой свою старую гвардию | |
Он говорит: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать приказ на уничтожение своей старой гвардии |
3. Выразительное чтение отрывка из 29 главы.
«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Он как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь, что вы делаете?»
Под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника.
Вопрос: Как объяснить слова Толстого «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение» (том 3, часть 2, глава 19)
Обобщение ответов учащихся.
Переступить закон человечности никому не дано, пусть он будет даже одаренным.
«200 орудий направлено против русских, а они все стоят».
«Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят»
Наполеон потерял в этой битве 58 578 солдат, 49 генералов. Русская армия -38 506 солдат и офицеров, 22 генерала, почти треть всей армию
Бородинская битва – это нравственная победа русских. « В первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника»
- Работа учащихся над эпизодом «Пьер Безухов в плену видит сон». Анализ этого сна.
Вопрос: Как вы понимаете мысль Толстого в этом отрывке.
Пьер видит во сне поверхность шара, состоящую из капель, плотно сжатых меж собой. «Вот жизнь, – сказал старичок учитель» Этот сон говорит о радости и согласии с миром. Любовь и добро в отношениях между людьми – это и есть смысл жизни. «Жизнь есть Бог»- это народные представления об истине, справедливости, общечеловеческое единство и мира на земле»
ИТОГ УРОКА. Судьба человека и смысл его жизни.
Тайна народной религиозности заключена в любви к миру. Жизнь человека – это часть целого. Жить в согласии с миром. Жизнь отдельного человека – это полное согласие с жизнью. Все это вносит успокоение в душу Пьера
Таким образом, мысль народная, воплощенная и в солдатах, и в Кутузове, и в Пьере Безухове, - это художественное открытие Толстого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...
Л. Н. Толстой "Война и мир". Мысль народная.
Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"....
Методическая разработка по литературе. Урок – семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
В помощь учителям литературы при изучении романа "Война и мир"....
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы»....
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...
«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».
Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...
Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Мировое значение творчества Л.Толстого.
конспект по литературе на тему:"Картины войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм. Ми...