«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уроки по творчеству Л.Н.Толстого | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир». (2 часа).
Тема программы: Тема 12. Л.Н.Толстой. Художественный мир писателя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- обучать навыкам коммуникативной компетентности;
- показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
2. Развивающая:
- учить рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать выполненную работу с позиции достижения наилучших результатов при наименьших затратах времени;
- развивать умения сравнения, сопоставления, обобщения, выделения главного.
3. Воспитательная:
- формировать личностное отношение к семье как к ценности; создать информационное поле о благополучной семье.
- формировать ответственное отношение к порученному заданию;
- формировать уверенность в себе, способность к самовыражению, умение работать в команде.
Межпредметные связи: история, обществознание.
Организация пространства: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
№ и название этапа | Дидактические задачи этапа | Деятельность преподавателя | Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационный этап. 1 – 2 минуты. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Предъявление единых педагогических требований: приветствие, выявление отсутствующих на уроке. | Отвечают на приветствие. Дежурные докладывают о явке учащихся на урок. | |
Психологическая установка на восприятие материала урока. | Организация внимания и готовности учащихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте) | Готовятся к восприятию урока. | ||
2. Вводный этап. Сообщение темы. 15 минут. | Подготовка к основному этапу урока. | «Семья - одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов ХIХ столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства осмысливает Достоевский. О разрушении семьи, по мысли некоторых критиков, говорит Чернышевский. И у Толстого в романе-эпопее звучит «мысль семейная»». | Слайд-текст с названием темы: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир». | Записывают тему в тетради. |
Мотивация. | Обеспечение возникновения у учащихся желания поговорить на предложенную тему. | «Что такое семья в вашем представлении?» Предлагает продолжить предложение: «Семья – это…» | Записывают предложения, желающие читают вслух. | |
Проверяет домашнее задание. Выслушивает высказывания, афоризмы, пословицы о семье, которые учащиеся подобрали дома. | Зачитывают высказывания, афоризмы, пословицы о семье, которые подобрали дома. | |||
Организует фронтальную беседу, цель которой столкнуть разные взгляды людей на семью. | Слайд-текст со словами Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив дома». | Участвуют в беседе. | ||
Постановка цели. | «Перед вами стоит следующая цель: вы должны разобраться, какую семейную жизнь Толстой считает идеальной, почему одни семьи счастливы, а другие нет». | Слайд-текст с целями урока: Показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Какую семейную жизнь Л.Н.Толстой считает идеальной? | Осознают проблему, цель урока; по-разному их формулируют. | |
Планирование деятельности учащихся. | Что нужно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос? Какие эпизоды, на ваш взгляд, наиболее целесообразно проанализировать? | Слайд-текст с планом действий. | Предлагают версии, пытаются их обосновать. Определяют, какие знания необходимы, чтобы ответить на поставленный вопрос, определяют, где и как их добыть. | |
3. Основной этап. 58 минут. | Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. | Организует групповую деятельность учащихся (последовательность работы группы объясняет учитель, т.к. это начало освоения групповой работы учащихся, не имеющих навыков работы в группе). Раздает группам карточки с заданием, памятки работы в группе, листы самооценки, критерии оценивания работы группы (см. приложение).Определяет время выполнения работы (примерно 20 минут). | Рассаживаются по группам. Повторяют правила работы в группе (см. приложение). Распределяют роли организаторского репертуара (организатор, секретарь-оформитель, докладчик). | |
Наблюдает за работой каждой группы и работой отдельных учеников, уточняет задания и проверяет понимание задания учащимися, контролирует соблюдение правил групповой работы. | Работают в группе: -планируют учебное сотрудничество, -собирают информацию через анализ материала, - выдвигают гипотезы, -выражают свои мысли в партнерстве, -управляют поведением партнеров, -слушают друг друга, -обсуждают предложения, - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; - записывают основные положения, необходимые для представления результатов работы. | |||
Организует выступление групп с результатами работы. | Слайд с иллюстрациями членов семьи Ростовых, Болконских, Курагиных. | Выступают докладчики от каждой группы, оформители заполняют таблицу на доске. | ||
Контролирует результаты работы, уточняет выводы (по необходимости задает подводящие к выводам вопросы). | Ведут записи в тетрадях. Заполняют сопоставительную таблицу. | |||
Организует фронтальную проблемную беседу по анализу таблицы. Организуют индивидуальную работу, попросив письменно ответить на вопрос: Чем похожи семьи Болконских и Ростовых? | Участвуют в беседе. Письменно отвечают на вопрос. | |||
Организует фронтальную работу по формулированию выводов при ответе на вопрос урока. | Слайд-текст с выводами | Обобщают, делают выводы по теме. Записывают выводы в тетради. | ||
4. Заключительный этап. 15 минут. Рефлексия учебной деятельности. | Анализ и оценка успешности достижения цели урока. | Организует проведение рефлексии каждой группы. | Самоанализ выполненной работы. Заполняют лист самооценки группы (см. приложение). | |
Проводит оценивание работы группы в соответствии с критериями (см. приложение) (словесное оценивание работы группы). Ставит оценки учащимся. | Самокоррекция | |||
Мотивация. | Формирование у учащихся ориентации на успех. | Поощрение учащихся в процессе достижения ими поставленной цели. | Самоактуализация. | |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему? Представить себе модель вашей будущей семьи, написав эссе «Семья, которую построю я». | Слайд-текст с домашним заданием. | Осмысление содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Приложение
Карточки с заданием.
I группа. Задание. Семья Ростовых.
Анализ эпизода «Именины у Ростовых». (т.1 ч.1 гл. 7 – 11; гл. 14 – 17)
Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Ростовых?
Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 7 – 11; гл. 14 – 17). Обратите внимание на следующие моменты:
1. Прием хозяевами гостей. Как встречают, характер их беседы.
2. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.
3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.
4. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
5. Развлечения и обычаи у Ростовых.
3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).
Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.
II группа. Задание. Семья Болконских.
Анализ эпизода «В Лысых Горах». (т.1 ч.1 гл. 22 - 25).
Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Болконских?
Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 22 - 25). Обратите внимание на следующие моменты:
- Чем интересна личность старика Болконского?
- Обратите внимание, как Толстой описывает глаза князя Николая Болконского.
- Как проявляется порода Болконских в князе Андрее и княжне Марье?
- Понимают ли члены семьи друг друга?
- Как относятся отец, сестра князя Андрея к его жене, Лизе? Вписалась ли она в семью Болконских? Почему?
3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).
Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.
III группа. Задание. Семья Курагиных.
Анализ эпизода «В салоне Шерер». (т.1 ч.1 гл. 1 - 5).
Ответить на вопрос: Что собой представляет семья Курагиных?
Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы. (На работу отводится 20 минут).
1.Осмыслить задание.
2.Добыть информацию из текста (т.1 ч.1 гл. 1 - 5). Обратите внимание на следующие моменты:
- Почему именно в салоне Шерер, а не в доме Курагиных мы встречаем членов этой семьи?
- Обратите внимание, как говорит князь Василий.
- Как относится отец к своим детям?
3. Дать развернутый ответ (соблюдать время на сообщение – 5 минут). При этом показать результат групповой работы в виде заполненной таблицы. (Таблица дана на доске).
Оформить свою часть работы. (Докладчик делает выводы, секретарь-оформитель вписывает их в таблицу).
Примечание. Используйте выражения: «Мы считаем, что…», «Об этом свидетельствует то, что…», «Мы думаем…», «Во-первых, это …» и т.п.
Таблица
Курагины | Ростовы | Болконские | |
Старшее поколение | |||
Отношения в семье между взрослыми и детьми | |||
Отношения в семье между детьми | |||
Стиль воспитания | |||
Характерные особенности семьи | |||
Недостатки | |||
Отношение автора к семьям. |
Лист самооценки работы группы
1. Как справились члены группы с решением проблемной задачи? Что удалось и что не удалось? Почему?
2. Удалось ли соблюдать правила работы в группе? Что нужно учесть при последующей работе?
3. Как справились члены группы с ролями организаторскими (организатор, секретарь-оформитель, докладчик)? Рекомендации (если есть).
4. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе? Почему?
5. Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Критерии для оценивания работы группы
1. Глубина и правильность раскрытия проблемы задания.
2. Логика изложения материала, четкость выводов.
3. Полнота и точность выражения мыслей.
4. Соблюдение учениками правила работы в группе, умение сотрудничать.
5. Владение монологической и диалогической формами речи.
6. Выполнение членами группы своих организационных и интеллектуальных ролей.
Памятка «Правила работы в группе»
1.Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2.Нужно слушать и понимать друг друга.
3.Нужно уметь договариваться.
4.Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Для эффективной работы группы необходимо:
1. Распределить организаторские роли – выбрать организатора, секретаря-оформителя, докладчика (они работают в соответствии со своими функциями)
2. Помнить всем членам группы, что все вы – генераторы идей, вы все выдвигаете предложения по решению учебной проблемы, от вклада каждого из вас будет зависеть качество работы группы.
Каждый член группы имеет право:
- Делиться своими идеями и мнениями
- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
- Выражать поддержку и одобрение
- Предлагать объяснение или разъяснение
- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
- Воодушевлять группу («Это не беда …»)
- Подытоживать вслух
- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
- Просить развить идею («А как это связано с …»)
- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
- Продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент…»)
- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)
- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный тест по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир"
Электронный тест на знание романа-эпопеи "Война и мир"...
Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"
Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...
Вопросы к роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"
Вопросы для карточек...
Русская литература. Реферат "Тема народного патриотизма в романе - эпопее Л. Н.Толстого "Война и мир"
В данном реферате исследуется тема народного патриотизма в романе - эпопее Л.Н.Толстого . Во вступлении дано определение жанра произведения и его особенностей. В основной части дан анализ изображенных...
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Методическая разработка урока по литературе «Мысль семейная» в романе-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Лев Николаевич Толстой в русской и мировой культуре является не только писателем, но философом, сумевшим отобразить свои мысли, размышления и мировоззрение в творчестве. Он сумел глубоко проникнуть в ...
Открытый урок "Мысль семейная" в романе-эпопее "Война и мир".
Конспект урока при изучении творчества Л.Н. Толстого по роману " Война и мир"....