Практическое применение морфемного анализа при изучении правил орфографии.
статья на тему

Кухаренко Наталья Викторовна

В действующих учебниках по русскому языку есть задания,  которые, несомненно, способствуют формированию морфемной зоркости. Эти упражнения, при выполнении которых учащиеся должны образовать или выписать из текста слова, соответствующие  заданным  словообразовательным модулям и схемам; образовать или выписать из текста слова с заданным значением суффиксов, приставок; сравнить лексическое значение однокоренных слов, имеющих разные словообразовательные аффиксы; определить значения словообразующих аффиксов и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Вяжля Аткарского района Саратовской области

Практическое применение морфемного анализа при изучении правил орфографии.

Кухаренко Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ-ООШ с. Вяжля.

В действующих учебниках по русскому языку есть задания,  которые, несомненно, способствуют формированию морфемной зоркости. Эти упражнения, при выполнении которых учащиеся должны образовать или выписать из текста слова, соответствующие  заданным  словообразовательным модулям и схемам; образовать или выписать из текста слова с заданным значением суффиксов, приставок; сравнить лексическое значение однокоренных слов, имеющих разные словообразовательные аффиксы; определить значения словообразующих аффиксов и т. д.

  «Вчитываться» в структуру слова, сосредотачивать внимание школьников на значение морфемы заставляет задание «вставить пропущенную морфему»/приставку, суффикс или окончание/. Однако, такие задания встречаются в учебниках редко. Между тем, задание «вставить пропущенную морфему» методически целесообразно при изучении целого ряда грамматических и  /что очень важно / орфографических правил, например: «Буквы з и с на конце приставок», «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных», « Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных» и т. д.

   Покажем, как может быть построена работа на основе заданий такого типа. Вот несколько фрагментов разных уроков.

1.Усвоение орфографического правила «Буквы З и С на конце приставок»

Задание. На месте пропусков поставить недостающую приставку. В качестве дидактического материала учащимся предлагаются сначала отдельные слова, а затем текст.

…срочный      …сонный     …дуть

…земельный    …злобный    …пугать

…застенчивый  …сильный   …дать

  Вставляя не букву, а морфему, ученик воспринимает её как значимый элемент слова: например, прилагательные с приставкой БЕЗ-(БЕС-) обозначают «отсутствие или противоположность признака»; глаголы с приставкой РАЗ- (РАС-)  могут иметь значение «направить в разные стороны, разъединить с помощью действия, названного производящим глаголом». Записывая слова в столбик, слово под словом, а значит- и присоединенную приставку под приставкой, учащийся воспринимает и её написание: перед буквой, обозначающей звонкий согласный корня, он пишет –РАЗ-, перед буквой, обозначающей глухой согласный корня, он пишет –РАС-.

 Кроме того, восстановив пропущенную приставку, ученик видит, почему в этих словах пишется два С/или два З/; на С/З оканчивается приставка, с этой же буквы начинается корень.

2. Усвоение орфографического правила «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Задание. Восстановить пропущенную морфему.

1.отрывок из стихотворения Ольги Фокиной помогает проиллюстрировать две части орфографического правила:1)две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, - ЕНН-;2)одна буква Н пишется в суффиксах –АН-/-ЯН-/ прилагательных, образованных от существительных:

       Несу по огороду

      На утр…ей заре

      Серебр…ую воду

     В серебр…ом ведре.

восстановив пропущенные суффиксы в прилагательных, учащиеся записывают их поморфемно:

УТР-ЕНН-ЕЙ; СЕРЕБР-ЯН-УЮ; СЕРЕБР-ЯН-ОМ.

 Затем стихотворные строчки по памяти записываются в тетрадь.

2. Одной из причин неверного написания слов является морфемная слепота- неумение учащегося видеть значимые элементы слова. Если ученик не видит корень, суффикс, приставку, то он не может реализовать информацию о том, что на стыке двух морфем/приставки и корня или корня и суффикса/ пишутся удвоенные согласные.

   В приведенном ниже стихотворении много прилагательных, в которых пишется два Н на стыке корня и суффикса. Предлагаем учащимся списать стихотворение, вставляя и графически обозначая пропущенные морфемы:

Ночь выходит из горы,

Ночь обходит все дворы,

Все сады лимон…ые,

Темные,

Сон…ые,

Рощи апельсин…ые,

Сон…ые,

Синие,

Все долины чайные,

Черные,

Тайные,

Все заливы пен…ые,

Лун…ые,

Бледные,

Только в утр…юю пору

Ночь опять уходит в гору.

                                         /Э.Мошковская/

3.Усвоение орфографического правила «Согласные буквы в суффиксах –ЧИК-ЩИК» будет проходить намного эффективнее, если проводить на уроках следующую систему упражнений.

Задание. Восстанови пропущенную морфему, обозначая графически условия выбора написания согласной в ней./очень важна сама запись слов- морфема под морфемой/;

Развед…    смаз…   разнос…  пулемет…   перебеж…        

Объезд…   воз…   перепис…   газет…   передерж…

Проход…   рез…   подпис…   налет…    обтяж…

Доклад…   груз…   донос…   ответ…  

Бетон…

Камен…

Прицеп…

Обой….

-Задания подобного типа способствуют формированию морфемной зоркости, а значит, и формированию прочных орфографических навыков по данной теме.

Задание. Произведи морфемный анализ слов, объясни правописание суффиксов/разбор слова по составу в сочетании с орфографическим разбором/.

Алмазчик, барабанщик, бунтовщик, гранильщик, закройщик, учётчик, погрузчик, подрядчик, сборщик, указчик, наладчик, перевозчик, лещик, плащик, лучик, ключик.

ПРИМЕЧАНИЕ. В списке даются слова, насыщенные нужными орфограммами /в данном случае орфограммой «Согласные буквы в суффиксах –ЧИК, -ЩИК/, но среди слов с суффиксами –ЧИК/ЩИК присутствуют слова, оканчивающиеся на –ЧИК/ЩИК, но с другими суффиксами. Разбор слова по составу как раз и ориентирует учеников на правильное восприятие изучаемых суффиксов.

Задание. Запишите поморфемно слова в столбик, графически выделяя части слов:

Арматурщик-арматур-щик   кладовщик – клад-ов-щик

Атомщик атом-щик   конторщик  -  контор-щик

Вкладчик – в-клад-чик    переводчик – пере-вод-чик

Газетчик  - газет-чик     рассказчик  - рас-сказ-чик

Докладчик – доклад-чик       разносчик – раз-нос-чик

Извозчик – из-воз-чик     смазчик –с – маз- чик

Каменщик – камен-щик    погонщик – по-гон-щик

  Поморфемно произнесите записанные слова, объясняя написание согласных в суффиксах.

Задание. В «Орфографическом словаре» Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова /1984/ найти слова, в состав которых входит суффикс –ЧИК/-ЩИК-;

1-вариант просматривает с.10-12;

2-вариант просматривает с. 58-60;

3 –вариант просматривает с.35-37.

 Определите лексическое значение до найденных слов, проведите морфемный анализ слов, объясняя написание суффиксов.

   О роли словаря в процессе обучения русскому языку еще в начале XX века писал А.Д.Алферов: «Полезная сторона применения таких словарей заключается в следующем. Обычный источник орфографической слабости учащихся – недостаточно воспитанная зоркость /в редких случаях органическая неспособность/ к форме слова. Когда ученик, ища слово, правописание которого ему нужно, пробегает глазами столбцы орфографического словаря, он невольно обращает внимание только на формы слов, сравнивая их друг с другом; чем чаще пользуется он таким пособием, тем более приобретает навыка быстро замечать форму слова и таким образом развивает в себе орфографическую наблюдательность. Независимо от этого, вследствие постоянного внимания к формам слов, он невольно их запоминает; некоторые столбцы словаря становятся ему совершенно знакомы, и он невольно начинает писать их правильнее» (Алферов А.Д.Родной язык в средней школе/опыт методики/, 1916.-с.124)

Задание. Напишите сочинение-миниатюру, используя в нем слова с суффиксами –ЧИК/ЩИК, на одну из следующих тем: «Случай, рассказанный  ветераном », «Все профессии хороши, все профессии нужны», «Хорошо быть…», «Плохо быть…».

  Итак, задания типа «вставить пропущенную морфему» удачно могут совмещаться с упражнениями в школьных учебниках, но позволяют лучше усваивать словообразовательное значение морфемы, её написание. Также помогают учащимся включать слова, в состав которых входит изучаемая морфема, в самостоятельно созданный текст, что важно при изучении родного языка.

  Можно, также предложить учащимся в качестве обобщающего орфографического материала тесты. Обучающий характер тестов заложен, во-первых, в принципе их составления: учащимся необходимо выбрать только один из 3-х вариантов ответа. Во-вторых, задания подбираются и составляются так, что в процессе их выполнения отрабатываются приемы применения правила, совершенствуются навыки анализа, языковой ситуации.

  Мы, в качестве примера таких заданий, предлагаем тест, составленный по образцу орфографических тестов МякшевойО.В.(Мякшева О.В. Тесты по орфографии и пунктуации русского языка)/7 – 11 классы/, Саратов, 2000). Тест по теме «Правописание суффиксов существительных, т.к. в своем исследовании мы изучали фрагмент, затрагивающий именно орфографию суффиксов существительных.

Некоторые итоги: Применение почти всех изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слова. Способность безошибочно определять морфемное строении слова помогает правильно установить грамматические свойства слова, точнее осознать его лексическое значение, орфографические признаки (н.-р, определяя морфемную структуру слова смазчик, в ходе анализа, используя семантическое значение морфемы, выделяем интересующий нас суффикс –ЧИК-. Только после определения суффикса, мы подбираем нужное орфографическое правило с целью – установить правописание согласной в суффиксе, затем, применив алгоритм решения данной орфографической задачи, находим верный вариант написания).

  Всем этим определяется важность изучения в школьном курсе русского языка раздела «Морфемика» и формирование морфемной зоркости – умения быстро и безошибочно ориентироваться в морфемном составе слова.

  Действующие программы и учебники по русскому языку способствуют выработке определенных орфографических навыков через совмещенную работу по организации морфемного и орфографического анализов. Но не всегда данного в учебниках теоретического и практического материала оказывается в достаточном количестве. Поэтому, каждый учитель-словесник всегда должен уметь заранее прогнозировать сложившуюся ситуацию, четко и грамотно, с помощью дополнительных заданий, восполнять образовавшиеся пробелы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса

Программа курса по выбору «Практическое право»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концепцией профильного обучения, а так...

Значение морфемного анализа при обучении орфографии

Научно- исследовательская работа....

Головоломка «Танграм» при изучении длины и площади, введении понятия о равновеликих фигурах в 5-6 классе, как пример наглядности и практического применения свойств площади.

Головоломка «Танграм» при изучении длины и площади, введении понятия о равновеликих фигурах в 5-6 классе, как пример наглядности и практического применения свойств площади....

Статья с приложением "Применение этимологического анализа при изучении непроверяемых безударных гласных в корне"

Изучение непроверяемых написаний с использованием этимологического анализа было и остается актуальным. В приложении к данной статье приведена система работы над порядком "этимолого-орфографического" р...

Практическое применение метода денотативного анализа текста.

Материал включает в себя примеры денотатных карт к урокам 5 - 11 классов и описание возможных упражнений для работы с ними.  УМК Spotlight...

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык)) Тема: «Анализ практического применения английского языка в жизни людей через названия магазинов»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»  по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык))Тема: «Анализ практического применения английско...

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им пред...