Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.
статья на тему
В статье рассказывается об организации деятельности ПМП консилиума в МБОУ КСОШ №1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pmpk.doc | 71 КБ |
konsilium.ppt | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется ППМС сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в ППМС-сопровождении ребенка с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ КСОШ №1. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.
Основная цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. ранняя диагностика отклонений;
2. консультирование родителей, педагогов;
3. определение необходимых специальных образовательных условий;
4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;
5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;
6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.
Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ПМПк входят: директор школы – он является и председателем консилиума, педагог-психолог; учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог, зам. директора по учебно-воспитательной работе, зам. директора по воспитательной работе. В сменный состав консилиума входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
- в соответствии с планом работы;
- по запросу учителя-предметника;
- по запросу классного руководителя;
- по запросу специалистов ППМС сопровождения;
- по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.
В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:
- 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
- 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
- 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
- 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
- разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
- определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.
Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями ТПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ КСОШ №1. В первую очередь анализируем ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.
Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.
В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.
Медсестра:
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.
Содержание информации:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам, группу здоровья;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
З. Характеристика заболеваемости за последний год.
Социальный педагог:
Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.
- характеристика семьи ребёнка, особенности взаимоотношений и стиль воспитания;
- жилищно-бытовые условия,
- конфликтные аспекты в работе с семьёй;
- настрой родителей (законных представителей) на взаимодействие со школой.
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Информация содержит:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Учителя-предметники:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).
Педагог-психолог:
Я как педагог-психолог провожу психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляю нарушения или несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного развития. Составляю заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.
- результаты исследования интеллекта;
- характеризую память: преобладающий механизм запоминания по модальности (зрительный, слуховой, моторный, комбинированный), соотношение произвольной и непроизвольной памяти, состояние кратковременной и долговременной памяти;
- характеризую внимание (концентрацию, переключаемость, устойчивость);
- личностные особенности ребёнка;
- особенности межличностных отношений ребёнка;
- состояние эмоционально-волевой сферы.
Учитель-логопед:
Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.
- особенности речевого развития ребёнка;
- возможности коррекции и прогноз;
- рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи;
- консультирование родителей;
- создание благоприятной речевой среды.
2. этап: Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ПМПк у нас возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, мы направляем (с согласия родителей) в психолого-медико - педагогическую комиссию.
На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).
3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, мы оцениваем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.
На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.
Документация ПМП консилиума
- положение О ПМПк
- приказ об организации консилиума.
- журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
- заключения специалистов ПМПк;
- договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- протоколы заседаний консилиума
- ДДН.
В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ППМС сопровождения и учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования. Тем не менее проблема работы школьного консилиума в том, что нет в его составе учителя-дефектолога.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медсестра Содержание информации: 1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: - соответствие физического развития возрастным нормам, группу здоровья; - состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; - переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития: - наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка; - факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. З. Характеристика заболеваемости за последний год.
Социальный педагог характеристику семьи ребёнка, особенности взаимоотношений и стиль воспитания; жилищно-бытовые условия; конфликтные аспекты в работе с семьёй; настрой родителей (законных представителей) на взаимодействие со школой.
Классный руководитель Информация содержит: - трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях; - индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Учителя-предметники Качественные характеристики учебной деятельности; 2. Количественные показатели учебной деятельности; З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях; 4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Педагог--психолог результаты исследования интеллекта; характеристика ВПФ; личностные особенности ребёнка; особенности межличностных отношений ребёнка; состояние эмоционально-волевой сферы.
Учитель-логопед особенности речевого развития ребёнка; возможности коррекции и прогноз; рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи; консультирование родителей; создание благоприятной речевой среды .
Заседания ПМПк проводятся: в соответствии с планом работы; по запросу учителя-предметника; по запросу классного руководителя; по запросу специалистов ППМС сопровождения; по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Ф.И. ученика _______________________________ Возраст _________________________ Школа ______________________________________ класс ___________________________ Жалобы родителей ____________________________________________________________________ Жалобы педагогов ____________________________________________________________________ Особенности поведения, общения, привычки и интересы _____________________________________ Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________________ Моторная ловкость _____________________ Ведущая : рука _____________ нога ________________ ухо _______________ глаз ________________ Характеристики деятельности : мотивация ____________________________________________________________________________ критичность __________________________________________________________________________ работоспособность _____________________________________________________________________ темп деятельности ______________________________________________________________________ Особенности внимания _________________________________________________________________ Особенности памяти ____________________________________________________________________ Характеристики интеллектуального развития ________________________________________________ Педагог - психолог ____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Ф.И. ребенка __________________________________________ Дата рождения_________________ Школа ______________________________________________________________ Класс __________ Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________ Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________ Артикуляционный аппарат ______________________________________________________________ Устная речь: Общее звучание речи ___________________________________________________________________ Понимание речи _______________________________________________________________________ Активный словарь ______________________________________________________________________ Грамматический строй речи ______________________________________________________________ Слоговая структура речи _________________________________________________________________ Звукопроизношение ____________________________________________________________________ Фонематическое восприятие звуковой анализ, синтез _________________________________________ Связная речь ___________________________________________________________________________ Темп и плавность речи __________________________________________________________________ Чтение ________________________________________________________________________________ Письмо _______________________________________________________________________________ Заключение и рекомендации : ____________________________________________________________ Дата обследования ____________ Подпись логопеда ____________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________________ Дата обследования _______________________________________________________________________ Школа _________________________________________________ Класс _________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________________ Телефон _______________________________________________________________________________ Причины напрваления на ПМПК: жалобы родителей_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ мнение учителя__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Документы представленные на консилиум: ___________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Заключение консилиума ___________________________________________________________________ Председатель ПМПк: ______________________ Члены ПМПк (специальность, подпись)________________________________
Структура заседания ПМПк Организационный момент. Заслушивание представлений специалистов, классного руководителя Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития. Выработка рекомендаций для педагогов, родителей. Разработка индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.
Перечень документации специалистов Консилиума: положение о ПМПк; приказ об организации консилиума; журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума; журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов; заключения специалистов ПМПк; договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося; индивидуальный образовательный маршрут; протоколы заседаний консилиума; ДДН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор в работе подробно ...
Реферат "Организация управления экспериментальной работой в образовательном учреждении."
Р Е Ф Е Р А Т...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.
Скажите в ваших ОУ есть ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...
Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.
Скажите в ваших ОУ есть ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...
Организация деятельности служб примирения в образовательных учреждениях
Служба примирения — это новая технология решения конфликтныхситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человекначинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипу...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Министерство просвещения Российской Федерации выпустило распоряжение от 9 сентября 2019 г. N р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме Образовательной орган...