Организация деятельности служб примирения в образовательных учреждениях
учебно-методический материал по психологии (10 класс)

 Баламутова Елена Ивановна
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных
ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек
начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции,
клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное
разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»),
срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не
даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.
ШСП
обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения
конфликтов.
ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам
образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях,
случаях правонарушений обучающихся.
Школьная служба примирения – это волонтерское движение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности служб примирения в ОУ.

Е.И. Баламутова.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №56»

города Курска.

Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных) ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать. Конфликт – это существенное препятствие, которое может возникнуть в образовательном процессе, снижающее качество образования в целом.

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения. В то же время » стрелки» становятся  способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя. Детский рэкет  также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (далее — ШСП). Идея создания ШСП заимствована из-за рубежа. Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад.

Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в  младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.  ШСП  же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.

ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

Школьная служба примирения – это волонтерское движение.

Задачи:

  1.  проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
  2.  научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
  3.  популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.

Принципы:

  1.  добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  2.  конфиденциальность;
  3.  нейтральность.

ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения,  становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
     Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Основные формы работы:

1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.

2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.

Результативность. Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Преимущества ШСП:

  1.  элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
  2.  педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
  3.  увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.

Структура и организация деятельности. Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.

Школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других,  брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.

Литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.:«ВЛАДОС», 2003.
  2. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №2.
  3. Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения.

Российская модель школьной медиации. - М: МОО Центр «Судебно-

правовая реформа», 2009.

  1. Овчинникова Т.С., Павлович Г.А. Служба примирения в образовательном учреждении. – Тюмень - 2008
  2. Cборник материалов «Школьные службы примирения: методы, исследования, процедуры». Москва – 2012
  3. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. - № 10 (107). - 2010.

                                                 Заявка

На участие во Всероссийской научно-практической конференции «Формирование психологически безопасной среды в образовательном учреждении: вопросы, проблемы, перспективы»

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов)

Баламутова Елена Ивановна

Название статьи

Организация деятельности служб примирения в ОУ.

Количество страниц

5 страниц

Место работы

МБОУ «СОШ №56» г. Курска

Должность

Педагог-психолог

Ученая степень, ученое звание

-

Контактные телефоны:

8951-333-75-49

E-mail

Balamutova.elena@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Организация деятельности службы ранней помощи

Организация деятельности службы ранней помощи...

Организация деятельности служб бронирования гостиничных услуг

Для выполнения лабораторных работ по теме: «Организация деятельности служб бронирования гостиничных услуг» необходим персональный компьютер с установленным программным обеспечением: операционная систе...

Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ «Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении»

В статье рассматривается ресурсный потенциал территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОг.М: материально-техническое, архитектурное, кадровое, программно-методическое обеспечение....

Междисциплинарное взаимодействие специалистов при реализации программ в СРП. Выступление на Городском семинаре ГБУ ГППЦ ДОгМ "Организация деятельности Службы ранней помощи в территориальном отделении".

В статье рассматривается процесс взаимодействия специалистов при разработке и реализации программы коррекционной работы в Службе ранней помощи....

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности Службы примирения в условиях образовательной организации.

Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительног...