« ФАНТАЗИЯ. ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО»
рабочая программа на тему

Шергин Дмитрий Юрьевич

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« ФАНТАЗИЯ. ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО»

художественно-творческой направленности

1-4  класс

в соответствие с ФГОС ННО

на 2011 - 2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plastelin.docx34.82 КБ
Файл ktp_plastelin.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« ФАНТАЗИЯ. ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО»

художественно-творческой направленности

1-4  класс

в соответствие с ФГОС ННО

на 2011 - 2015 учебный год

Обсуждено на заседании

методического объединения

Протокол № ...... от "......." .....................................

Руководитель МО .........................Куратова О.В.

Составил:

Шергин Д.Ю. учитель физической культуры

Утверждено педагогическим советом

Протокол № ......от "........"........................................

Приказ № .................. от "........"..................................

Директор ............................ Семенихина Л.А.

Ленинск-Кузнецкий, 2011

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), на основе « Основной образовательной программы начального общего образования» МБОУ «СОШ №2» по УМК   «Школа2100»

В данной программе основным направлением является развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности. Раскрытие потенциала каждого ребенка актуально для системы художественного воспитания. Реализация названных задач требует дополнительной системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах. Все это подчеркивает важность данной программы.

Одним из видов вне учебной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность, является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии ребенка, т. к. необходимость создания творческой работы теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов: восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Созданные ребенком произведения — рисунок, лепная поделка — в значительной мере отражают его представления об окружающем, эмоциональное отношение к миру. В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведении, композиции, пластической анатомии, технологии материалов. Кроме того, учащиеся получают обобщенные наглядные представления о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме, знания, умения и навыки работы различными инструментами и материалами.

Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • Развитие фантазии, творческих способностей, пространственного  воображения, изобретательности, развитие мелкой моторики рук, развитие умения планировать свою работу предвидеть результат.
  • Формирование умения осознанно использовать образно - выразительные средства для решения творческой задачи; стремления к творческой самореализации средствами художественно-эстетической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности,  формирование коммуникативной культуры.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельности форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом «Фантазия. Пластилиновое чудо» изучается в 1классе. Объём учебного времени составляет 34 часа

IV. Описание ценностных ориентиров  

содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основа художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического воспитания мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьниками при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере  навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коомуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных.

VI. Содержание учебного предмета

В процессе реализации программы каждая тема завершается подведением итогов.

Это могут быть:

- конкурсы

- презентации творческих работ

- рейтинг готового изделия

- мастер-класс

При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:        

- оригинальность;

- степень проявления мастерства,

- технологически верное исполнение,

- аккуратность, чистота исполнения.

Учебно-тематический план

занятия

Тема

Кол-во часов

Класс. Дата проведения занятия

а

б

в

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Три основных элемента.

1ч.

2

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Мяч

1ч.

3

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Изделие "Неваляшка».

1ч.

4

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Дерево.

1ч.

5

Корзина с дарами природы.

1ч.

6

Домашние животные. Собачка.

1ч.

7

Домашние животные. Котенок.

1ч.

8

Домашние животные. Лошадь.

1ч.

9

Домашние животные. Овечка.

1ч.

10

Домашние животные. Корова.

1ч.

11

Домашние животные. Мышка.

1ч.

12

Новогодние приключения. Зайчик.

1ч.

13

Новогодние приключения. Новогодняя елочка.

1ч.

14

Новогодние приключения. Снеговик.

1ч.

15

Новогодние приключения. Дед Мороз.

1ч.

16

Морские обитатели. Пингвин.

1ч.

17

Морские обитатели. Тюлень.

1ч.

18

Морские обитатели. Осьминог.

1ч.

19

Мир животных. Кролик

1ч.

20

Мир животных. Верблюд

1ч.

21

Мир животных. Черепаха

1ч.

22

Мир животных. Медведь

1ч.

23

Мир животных. Слоненок

1ч.

24

Мир животных. Жираф

1ч.

25

Раскрашивание пластилином.

1ч.

26

Лепим динозавра

1ч.

27

Лепим дракона

1ч.

28

Лепим единорога

1ч.

29

Лепим человека

1ч.

30

Несуществующее животное

1ч.

31

Итоговое занятие. Составление композиции

1ч.

Список литературы

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
  2. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
  3. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском  саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
  4. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
  5. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
  6. Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
  7. Первое сентября" "Начальная школа"  с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
  8. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
  9. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, «Просвещение»1983г.
  10. Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. - Москва, «Просвещение»1985г.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план 1 класс

Тема

Кол-во часов

Класс. Дата проведения занятия

а

б

в

г

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Три основных элемента.

2ч.

2

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Мяч

1ч.

3

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Изделие "Неваляшка».

1ч.

4

Выполнение изделий самых простых объемных форм. Дерево.

1ч.

5

Корзина с дарами природы.

Конструктивный способ лепки

1ч.

6

Мульт герои. Смешарики

2ч.

7

Мульт герои. Миньоны

1ч.

8

Мульт герои. Винни-Пух

2ч.

9

Мульт герои. Корпорация монстров

2ч.

10

Новогодние приключения.    Новогодняя елочка.

1ч.

11

Новогодние приключения. Снеговик.

1ч.

12

Мульт герои. Пингвины Мадагаскара

1ч.

13

Мульт герои. Дом

1ч.

14

Мульт герои. Вольт

1ч.

15

Мульт герои. Барашек Шон

1ч.

16

Мульт герои. Губка Боб

2ч.

17

Мульт герои. Чебурашка

1ч.

18

Мульт герои. Муравей Антс

1ч.

19

Мульт герои. В поисках Немо

1ч.

20

Мульт герои. Роботы

1ч.

21

Мульт герои. Котенок по имени Гав

1ч.

22

Мульт герои. Семейка монстров

1ч.

23

Мульт герои. Ну, погоди!

2ч.

24

Мульт герои. Как приручить дракона

2ч.

25

Мульт герои. Динозаврик Динк

26

Итоговое занятие.

1ч.

Учебно-тематический план 2 класс

Тема

Кол-во часов

Класс. Дата проведения занятия

а

б

в

г

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1ч.

2

Домашние животные. Собачка.

1ч.

3

Домашние животные. Котенок.

1ч.

4

Домашние животные. Лошадь.

1ч.

5

Домашние животные. Овечка.

1ч.

6

Домашние животные. Корова.

1ч.

7

Домашние животные. Мышка.

1ч.

8

Домашние животные. Петушок.

1ч.

9

Морские обитатели. Дельфин

1ч.

10

Морские обитатели. Тюлень.

1ч.

11

Морские обитатели. Осьминог.

1ч.

12

Новогодние приключения. Зайчик.

1ч.

13

Новогодние приключения. Новогодняя елочка.

1ч.

14

Символ «Нового года».

1ч.

15

Новогодние приключения. Дед Мороз.

1ч.

16

Морские обитатели. Акула.

1ч.

17

Рептилии. Змея

1ч.

18

Рептилии. Лягушка

1ч.

19

Рептилии. Крокодил

1ч.

20

Мир животных. Лиса

1ч.

21

Мир животных.  Заяц

1ч.

22

Мир животных. Медведь

1ч.

23

Мир животных. Лев

1ч.

24

Мир животных. Верблюд

1ч.

25

Мир животных. Черепаха

1ч.

26

Мир животных. Слоненок

1ч.

27

Мир животных. Жираф

1ч.

28

Мир животных.  Обезьяна

1ч.

29

Мир животных.  Носорог

1ч.

30

Мир животных. Пингвин

1ч.

31

Раскрашивание пластилином.

1ч.

32

Несуществующее животное

1ч.

33

Итоговое занятие. Составление композиции

2ч.

Учебно-тематический план 3 класс

Тема

Кол-во часов

Класс. Дата проведения занятия

а

б

в

г

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1ч.

2

Скульптурный способ лепки

1ч.

3

Лепка на форме

1ч.

4

Лепка на форме

1ч.

5

Лепка открытки

1ч.

6

Лепка открытки

1ч.

7

Лепим героев компьютерных игр

1ч.

8

Лепим героев компьютерных игр

1ч.

9

Лепим героев компьютерных игр

1ч.

10

Лепим героев компьютерных игр

1ч.

11

Составление композиций. Лепка природы

1ч.

12

Составление композиций. Лепка среды, в  которой находятся герои

1ч.

13

Новогодние приключения. Новогодняя сказка.

1ч.

14

Символ «Нового года».

1ч.

15

Лепим сказку. Курочка ряба

1ч.

16

Лепим сказку. Теремок

1ч.

17

Лепим сказку. Репка

1ч.

18

Лепим сказку. Колобок

1ч.

19

Лепим сказку. Волк и семеро козлят

1ч.

20

Лепим сказку. Зайкина избушка

1ч.

21

Лепим сказку. Маша и медведь

1ч.

22

Лепим сказку.  Журавль и цапля

1ч.

23

Лепим сказку. Кот и лиса

1ч.

24

Лепка мебели. Стол, стул, кровать

1ч.

25

Лепка мебели. Шкаф, тумба, диван

1ч.

26

Лепка электроприборов

1ч.

27

Лепка электроприборов

1ч.

28

Лепка электроприборов

1ч.

29

Лепим дом

1ч.

30

Лепим дом

1ч.

31

Лепка моей комнаты

1ч.

32

Лепка комнаты, в которой хочу жить

1ч.

33

Итоговое занятие. Моя квартира (дом)

2ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролик "Пластилиновые фантазии на тему зимы"

Видео содержит работы детей  "Пластилиновые фантазии на тему зимы" выполненные в технике пластилиновой живописи....

Презентация "Пластилиновая фантазия"

В презентации я показала работы пластилином в различных  жанрах....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...

презентация "Пластилиновая фантазия"

Картины на стекле из пластилина.Этот вид работы позволяет  оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин...

Пластилиновая картина "Космические фантазии" с 6-7 летками

Понадобится мягкий цветной пластилин, картон А-4. Если пластилин твердый, его необходимо размять( маленькими кусочками отщипывать кусочки пластилина от целого куска пластилина)Берем необходимый ц...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия" для учащихся 1-3 классов...

Перспективный план работы студии "Пластилиновое чудо"

Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография, овладение нетрадиционными способами...