ФГОС ДО и НОО. Проблема преемственности
учебно-методический материал по теме

Ковалёва Светлана Николаевна

ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

запись на доске                                                                                                      

Тема: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности.

                                                                                                                  «Школьное обучение никогда не

                                                                                                                      начинается с пустого места, а всегда

                                                                                                                     опирается на определённую стадию

                                                                                                                    развития, проделанную ребёнком».

                                                                                                                                                             Л. С. Выготский

1сл

 ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности.

Цель: подготовка педагогического коллектива  к реализации ФГОС ДО.

Задачи:

- помочь педагогам увидеть и понять, в чём заключается преемственность дошкольного и начального общего образования по ФГОС ДО, определить пути решения существующих проблем преемственности.

Основным принципом государственной политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования в течение всей жизни, т.е. непрерывное образование (Ст.3, Ст.10 .Закон « Об образовании в РФ»).

ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности.

Тема дошкольного образования очень актуальна и важна сегодня. В Российской Федерации теперь законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и должно быть общедоступным и бесплатным. 

         Дошкольное образовательное учреждение - это образовательная организация, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Что же будет гарантом обеспечения реализации  бесплатного права на дошкольное образование?

 Этим гарантом является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который вступил, как вы знаете, в силу с 1 января 2014 года.

2 сл

ФГОС-представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В отличие от школ детские сады до сегодняшнего дня работали без всяких стандартов? Зачем этот стандарт вводится?  

Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен,  хотя бы для того, чтобы дети после детского сада были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. 

Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад состоят из двух частей -  требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации.

 ФГОС ДО  отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество.

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка.  В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект и помешает гармоничному развитию.  В детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. А ведь в настоящее время по такому принципу у нас работают многие воспитатели.

Теперь же принят единый документ- ФГОС ДО. Новый стандарт  сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

 ФГОС ДО учитывает:

- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

-социокультурное разнообразие детства;

-возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

ФГОС ДО,  который приходит на смену ФГТ, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

 Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

3сл

Единая теоретическая основа ФГОС ДО и ФГОС НОО - системно-деятельностный подход:

 -воспитание и развитие качеств личности;

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-активная познавательная деятельность детей;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Главное предназначение ФГОС ДО и ФГОС НОО - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

4сл

Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО

1.Единый структурно-организационный подход-это совокупность требований к:

-условиям реализации стандарта

-структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

- образовательным результатам

2. Единый психолого-педагогический методологический подход:

- ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

- опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

-понятие об универсальных учебных действиях

- ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3. Принцип организации инклюзивного образования:

-минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

- разработка адаптированных (индивидуальных) образовательных программ

-опора на индивидуальную программу реабилитации -

4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО на:

- формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

-процесс успешной социализации ребёнка

- развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

- сохранение и укрепление здоровья детей

Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:

1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:

• условиям реализации стандарта

• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

• образовательным результатам

2. единый психолого-педагогический методологический подход:

• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

• понятие об универсальных учебных действиях

• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

3. принцип организации инклюзивного образования:

• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

• процесс успешной социализации ребёнка

• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

• сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей,  обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

5 сл

Требования к результатам освоения программы.

Основной результат-это социализация детей.

Будут оцениваться:

1.Результаты социализации

2.Личностные результаты развития ребёнка,а не результаты обучения

ФГОС НОО

3 группы результаттов:

-предметные

Метапредметные

-личностные

ФГОС ДО

1 группа результатов

-личностные

Вывод:

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

6сл

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы :

- единства стремлений и взглядов

-  общие цели и воспитательные задачи

- создание условий

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

7сл

Проблемы преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО

- отсутствие преемственных программ

-подготовка детей, не  посещающих ДОУ

-учреждения, где используют программы, не требующие жёстких стандартов

-отсутствие в программах сносок, ссылок

Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.

Это:

- Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.

- Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.

- Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.

- Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.

8сл

Работа по преемственности детского сада и школы

-методическая работа

-работа с детьми

-работа с родителями

Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .

9сл

Программа сотрудничества начальной школы и детского сада (Программа преемственности)

Цель  Программы:

реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

Цель данной Программы:

реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

10сл

Формы работы с детьми по осуществлению преемственности:

-экскурсии в школу

-совместные праздники

-участие в совместной образовательной деятельности

-сосовместные праздники

Встречи дошкольников и школьников

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

11сл

Взаимодействие педагогов по осуществлению преемственности:

-совместные педсоветы

-семинары, мастер-классы

-педагогические и психологические наблюдения

-открытые уроки и т.д.

-взаимодействие медработников, психологов ДОУ и школы

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения

12сл

Сотрудничество с родителями по осуществлению преемственности:

-совместные родительские собрания

-консультации с педагогами ДОУ и школы

-встречи с будущими учителями

-анкетирование, тестирование родителей

-дни открытых дверей

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) .

13сл

Ожидаемые результаты

Комфортная преемственная предметно-развивающая образовательная среда:

-доступность образования

-открытость и привлекательность образования

-охрана и укрепление здоровья

-комфортность образования

-развитие интегративных качеств дошкольника

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

14сл

ФГОС  ДО-это обеспечение преемственности в целостной системе образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"

В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использо...

статья "Проблема преемственности и адаптации в обучении 5-х классов в реализации ФГОС"

статья " Проблема преемственности и адаптации в обучении 5-х классов в реализации ФГОС"...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...

Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС

Проблемы преемственности  математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...