ФГОС ДО и НОО. Проблема преемственности
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
запись на доске
Тема: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский |
1сл
ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. Цель: подготовка педагогического коллектива к реализации ФГОС ДО. Задачи: - помочь педагогам увидеть и понять, в чём заключается преемственность дошкольного и начального общего образования по ФГОС ДО, определить пути решения существующих проблем преемственности. Основным принципом государственной политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования в течение всей жизни, т.е. непрерывное образование (Ст.3, Ст.10 .Закон « Об образовании в РФ»). |
ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности.
Тема дошкольного образования очень актуальна и важна сегодня. В Российской Федерации теперь законодательно установлено, что дошкольное образование является первой ступенью образования в целом и должно быть общедоступным и бесплатным.
Дошкольное образовательное учреждение - это образовательная организация, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Что же будет гарантом обеспечения реализации бесплатного права на дошкольное образование?
Этим гарантом является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который вступил, как вы знаете, в силу с 1 января 2014 года.
2 сл
ФГОС-представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. |
В отличие от школ детские сады до сегодняшнего дня работали без всяких стандартов? Зачем этот стандарт вводится?
Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен, хотя бы для того, чтобы дети после детского сада были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов.
Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад состоят из двух частей - требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации.
ФГОС ДО отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество.
Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект и помешает гармоничному развитию. В детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. А ведь в настоящее время по такому принципу у нас работают многие воспитатели.
Теперь же принят единый документ- ФГОС ДО. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. Любые действия педагога с детьми - это образовательная услуга в рамках стандарта. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
ФГОС ДО учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
-социокультурное разнообразие детства;
-возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
ФГОС ДО, который приходит на смену ФГТ, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
3сл
Единая теоретическая основа ФГОС ДО и ФГОС НОО - системно-деятельностный подход: -воспитание и развитие качеств личности; -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -активная познавательная деятельность детей; -построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. |
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главное предназначение ФГОС ДО и ФГОС НОО - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
4сл
Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО 1.Единый структурно-организационный подход-это совокупность требований к: -условиям реализации стандарта -структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы - образовательным результатам 2. Единый психолого-педагогический методологический подход: - ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности» - опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка -понятие об универсальных учебных действиях - ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей 3. Принцип организации инклюзивного образования: -минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов - разработка адаптированных (индивидуальных) образовательных программ -опора на индивидуальную программу реабилитации - 4. Направленность основных образовательных программ ДО и НОО на: - формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей -процесс успешной социализации ребёнка - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования - сохранение и укрепление здоровья детей |
Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:
1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:
• условиям реализации стандарта
• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
• образовательным результатам
2. единый психолого-педагогический методологический подход:
• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
• понятие об универсальных учебных действиях
• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
3. принцип организации инклюзивного образования:
• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
5 сл
Требования к результатам освоения программы. Основной результат-это социализация детей. Будут оцениваться: 1.Результаты социализации 2.Личностные результаты развития ребёнка,а не результаты обучения ФГОС НОО 3 группы результаттов: -предметные Метапредметные -личностные ФГОС ДО 1 группа результатов -личностные |
Вывод:
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
6сл
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы : - единства стремлений и взглядов - общие цели и воспитательные задачи - создание условий - всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей |
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
7сл
Проблемы преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО - отсутствие преемственных программ -подготовка детей, не посещающих ДОУ -учреждения, где используют программы, не требующие жёстких стандартов -отсутствие в программах сносок, ссылок |
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Это:
- Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.
- Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.
- Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
- Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
8сл
Работа по преемственности детского сада и школы -методическая работа -работа с детьми -работа с родителями |
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий) ;
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .
9сл
Программа сотрудничества начальной школы и детского сада (Программа преемственности) Цель Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. |
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы:
реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
10сл
Формы работы с детьми по осуществлению преемственности: -экскурсии в школу -совместные праздники -участие в совместной образовательной деятельности -сосовместные праздники Встречи дошкольников и школьников |
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .
11сл
Взаимодействие педагогов по осуществлению преемственности: -совместные педсоветы -семинары, мастер-классы -педагогические и психологические наблюдения -открытые уроки и т.д. -взаимодействие медработников, психологов ДОУ и школы |
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения
12сл
Сотрудничество с родителями по осуществлению преемственности: -совместные родительские собрания -консультации с педагогами ДОУ и школы -встречи с будущими учителями -анкетирование, тестирование родителей -дни открытых дверей |
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) .
13сл
Ожидаемые результаты Комфортная преемственная предметно-развивающая образовательная среда: -доступность образования -открытость и привлекательность образования -охрана и укрепление здоровья -комфортность образования -развитие интегративных качеств дошкольника |
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
14сл
ФГОС ДО-это обеспечение преемственности в целостной системе образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Наглядный материал по данной проблеме...
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....
Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС
В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....
Статья "Организация работы в школе по введению ФГОС и ее психолого - педагогическое сопровождение" в сборнике "Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения"
В данной статье изложено содержание работы педагога - психолога по введению ФГОС в школе. Предложенная модель психолого - педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса может использо...
статья "Проблема преемственности и адаптации в обучении 5-х классов в реализации ФГОС"
статья " Проблема преемственности и адаптации в обучении 5-х классов в реализации ФГОС"...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС
Проблемы преемственности математического образования между начальной и средней школой в рамках ФГОС...