Приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка в средней школе.
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс)

Харина Наталья Станиславовна

Актуальность опубликованного материала обусловлена особым местом, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам. В  данной статье я привожу приемы и методы  обучения, практическое исследование и  анализ развития диалогической речи у обучающихся среднего школьного возраста на уроках английского языка, что  является необходимым условием успешности процесса коммуникации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка в средней школе».

Развитие диалогической речи у обучающихся среднего школьного возраста на уроках английского языка является необходимым условием успешности процесса коммуникации.

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Диалог является одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка говорения в обучении английскому языку.

Как известно, диалог занимает около 70% разговорной речи и, при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения является овладение обучающимися диалогической речи.

Диалогическая речь также позволяет активизировать деятельность обучающихся, используя жизненные примеры и ситуации. Она может использоваться учителями при обучении навыкам говорения, аудирования текстов и демонстрацию диалогов-образцов на начальной ступени обучения. Но чаще всего диалогическая речь на уроках английского языка возникает только в форме беседы между учителем и детьми, где учитель-ведущий, а учащиеся – ведомые.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения таких как жесты, мимика, а также большую роль играет интонация, предложения неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений. Единицей обучения диалогической речи является микродиалог – несколько реплик, связанных по форме и содержанию. Обучение диалогической речи строится с помощью образца, короткого диалога, связанного с ситуацией, в которой происходит общение.

Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

  1. презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;
  2. презентация диалога в звуковой и графической форме;
  3. усвоение языкового материала диалога;
  4. усвоение способов связи реплик в диалоге;
  5. воспроизведение диалога;
  6. расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.

В процессе обучения диалогической речи может возникнуть большое количество трудностей, обусловленных множеством факторов.

Основными характеристиками диалога являются принципы реактивности и ситуативности. Диалогу свойственны эмоциональность и экспрессивность.

Реактивность диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для обучающихся. Когда у ребят нет навыков диалогического общения не только на иностранном, но и на родном языке. Учителю приходится формировать их практически заново: учить умению входить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, проявлять заинтересованность в том, что говорит собеседник, поддерживать разговор с помощью простых реплик, использовать мимику, жесты, интонацию.

В отличие от монолога, где говорящий сам определяет логику высказывания, выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от собеседника. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение слушать. Для успешного ведения диалога необходимо иметь определенный уровень развития речевого слуха, таким образом, обучающимся необходимо овладеть набором реплик реагирования.

Ситуативность также является неотъемлемой частью диалога. Мысль о зависимости речевого материала от ситуации высказывали многие авторы. Так В.А. Артемов писал: «Все языковые особенности речи в конечном счете обусловлены ситуацией». Речь не бывает вне ситуации. В диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи.

Учебное общение имеет свою специфику, учебные диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении. Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания обучающихся речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.

Таким образом, при обучении диалогической речи на уроках английском языка необходимо учитывать те трудности, которые обусловлены ее характеристиками, а именно: реактивность и ситуативность. Безусловно, необходимо принимать во внимание также условия общения, психологические особенности учащихся и множество других факторов.

Изучая данную проблему применительно к среднему школьному возрасту, я пришла к выводу, что в методической литературе обучение диалогической речи на уроках английского языка остается недостаточно разработанным, и имеются все основания считать проблему обучения диалогической речи учащихся среднего школьного возраста требующей специального исследования.

Таким образом, по моему мнению, налицо следующие противоречия:

- между задачей обучения учащихся среднего школьного возраста – развивать языковую личность, способную к межкультурной коммуникации и ограниченностью содержания обучения иностранному языку, ориентированного в основном на овладение системой языка;

- между признанием значимости диалогических умений учащихся среднего школьного возраста как субъектов коммуникации в процессе обучения иностранному языку и недостаточной разработанностью методического инструментария для формирования этих умений в соответствии с требованиями ФГОС.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка будет эффективным, если:

  1. определить особенности диалогической речи, обусловленные ситуацией общения, опираясь при определении содержания обучения на лингводидактическую характеристику диалога как типа текста;
  2. проводить обучение диалога в трёх направлениях:

а) усвоение правил ведения диалога;

б) накопление языковых средств, необходимых для ведения диалога;

в) использование диалогической речи на уроках английского языка при решении учебной задачи;

  1. включать в учебный диалог такие компоненты как адекватную реакцию на реплику собеседника, выражение своей субъектной позиции при решении коммуникативной задачи, оформление диалога как особой формы речи, оценивание диалога и своей роли в нём.

Теоретической базой могут являться положения, разработанные в научных трудах по теории и методике преподавания английского языка (И.Н. Верещагиной, И.Л. Бим, Г.В. Роговой, Л.В. Щербы и др.) теории иноязычной речевой деятельности (Е.И.Пассова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева); теории личностно–ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, И.А. Зимней ); концепция диалога как формы речи (М.А. Бубер, Л.В. Щерба); теория развития навыков и умений (Е.И. Пассов); теория игровой деятельности (Д. Эльконин) и теория игровой деятельности в рамках коммуникативного подхода (Е.И. Пассов).

Диалогическая речь – это форма речи, при которой происходит обмен высказываниями. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство. Для диалогической речи характерна эллиптичность и спонтанность.

Принципы коммуникативного метода служат теоретической основой для построения процесса обучения диалогической речи, а также для решения связанных с этим практических вопросов.

Я изучила и использовала на практике приемы обучения диалогической речи и эффективность использования данных приемов на уроках английского языка, работая в 5-7 классах основной общеобразовательной средней школы.

В ходе моей работы решались следующие задачи:

  1. разработать серию уроков по формированию умений и навыков диалогической речи, обучающихся среднего школьного возраста;
  2. подготовить образцы тематических диалогов для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка;
  3. проверить эффективность применения отобранных приемов обучения диалогической речи на уроках английского языка в 5-7 классах.

При разработке уроков систематически использовались приемы обучения диалогической речи, в соответствии с изучаемыми темами. Уроки были очень насыщенными и задания имели высокую степень мотивации.

Использование в учебном процессе разнообразных приёмов по формированию навыков и умений диалогической речи учащихся среднего этапа обучения, таких как, ролевых игр, драматизации диалогов, коммуникативных упражнений, направленных на развитие навыков и умений диалогической речи с опорой на диалоги – речевые клише, образцы, наглядность и аутентичные материалы значительно повышает эффективность развития навыков и умений диалогической речи учащихся, способствует формированию коммуникативности как свойства личности, произвольности внимания и запоминания, самостоятельности, планированию речи, самоконтролю, развитию кругозора, а так же приобщению обучающихся к культурным ценностям народов страны изучаемого языка, развитию личности в целом.

Рекомендуется широко использовать диалогическую речь с присущими ей готовыми образцами, разговорными формулами и клише, чтобы как можно раньше подвести обучающихся к естественному разговору. Речь всегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой-то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.

Обучение диалогической речи должно идти по пути создания внутренней мотивации у учащегося, нужно вызвать у него потребность, желание говорить, а для этого необходимо создавать условия, при которых появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие, что, к сожалению, часто наблюдается в школе, когда обучающемуся не представляется такая возможность, а подменяется воспроизведением заученного наизусть.

К таким условиям, прежде всего, можно отнести использование таких стимулов, которые бы вызвали у обучающихся потребность к самовыражению. Это возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям: доброжелательные отношения с учителем и в классном коллективе, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить эти задания хорошо. Учителю необходимо постоянно показывать обучающихся их продвижение, их успехи в экспрессивной речи. Для этого очень важен выбор и создание учебно-речевых ситуаций.

Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, попросить. При обучении диалогической речи на английском языке нельзя игнорировать эту характеристику речи. Если ученик что-то сообщает, то он должен сообщить это классу или партнеру по беседе. Иными словами, речь должна носить обращенный характер.

В ходе проведения опытно-практического исследования были разработаны образцы тематических диалогов для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка.

При работе с данными образцами необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Отбор языкового материала должен осуществляться исходя из его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту учащихся этого возраста и их лексическому запасу в английском языке. При этом лексический материал должен соответствовать установленной тематике, быть доступным, соответствовать возрасту и интересам учащихся. Эти критерии могут меняться в зависимости от целей и задач урока.

2. При обучении диалогической речи необходима широкая опора на диалоги - образцы, а также на речевые клише, наглядность и аутентичные материалы, которые стимулируют зрительные анализаторы и мобилизуют разные виды памяти. Также эффективно применение ИКТ на примере ролевых игр для эффективного формирования навыков диалогической речи у обучающихся средней ступени обучения. Технические средства обучения и зрительные опоры помогают ученику лучше осознать содержание нового материала, лучше представить себе ситуации для речевого общения, прочнее усвоить материал.

3. Следует опираться на опыт учеников в родном языке, который подразумевает познавательную активность детей по отношению к явлениям родного и английского языка, сопоставление двух языков, самостоятельное открытие языковых законов.

4. Интенсификация процесса развития диалогической речи осуществляется за счет использования разных приемов: элементов интенсивной методики, познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования.

5. Желательно сочетание разных организационных форм работы: парных, в том числе пар сменного состава, групповых, коллективных. Так, данные формы решения коммуникативных задач способствуют созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимной поддержки, подлинно коммуникативной обстановки, поскольку общение – это процесс, требующий наличие партнера или партнеров.

На своих уроках в ходе проведения опытно-практического исследования мною были разработаны и применены образцы тематических диалогов для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка, которые можно использовать в школе: “At the café”, “At the library”, ”Asking the way”,“Weather”, “At the shop”, “At the doctor”, etc.

За исходные единицы обучения чаще всего принимаются вопросно-ответные единства, поскольку они обладают наибольшей речевой активностью.

Вопросно-ответные единства могут быть трех видов:

1. Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете.

2. Ответ выступает как возражение или новое толкование.

3. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение.

В своей практике я использую систему упражнений с применением нестандартных форм подтверждения или отрицания, различные игры. Вот несколько примеров по тестирование уровня сформированности диалогических навыков на констатирующем этапе исследования:

1) Подберите реагирующую реплику: Who is your favourite writer?

a) It is C. Dickens b) The weаther is fine c) I’m fine thank you d) No. Thank you.

2) Подберите побуждающую реплику: Nick:………….. -

Diana: I’m 17.

a) How old are you?

b) What time is it?

c) What is the temperature?

d) What is the date today?

3) Составьте диалог, располагая смещенные реплики в нужном порядке:

a) Yes please.

b) Who’s got the butter?

c) Here you are.

d) I've got it. Would you like some butter?

e) I'd like some bread, please. Would you give it to me, Dad?

4) Закончите диалог: Ann: I’m so tired!

Jane: Yes, you look tired.

Ann: I’ve shopped all day.

Jane: Why?

Ann: Because today is my nephew’s birthday!

a) Jane: It’s a very interesting book!

Ann: I know.

b) Jane: Would you like a cup of tea?

Ann: Yes, please.

c) Jane: Have you bought anything?

Ann: Yes. I have bought a book for him.

d) Jane: What are you doing?

Ann: I’m reading a magazine.

5) составьте диалог, используя начало и концовку диалога

Simon: What are you doing?

Mary: I’m reading a book.

Simon:

Mary:

Simon:

Mary:

Simon: I want to read this book too.

Mary: I’ll give you the book when I’ll finish reading it.

Анализируя итоги практической части моего исследования, я пришла к следующим выводам:

1. Использование различных приёмов обучения, направленных на формирование навыков и умений устной речи на уроках английского языка, способствует развитию диалогической речи учащихся среднего этапа обучения в основной общеобразовательной школе.

2. Правильная организация педагогических условий способствует развитию диалогической речи учащихся среднего этапа обучения на уроках английского языка.

3. Использование приёмов обучения диалогической речи способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию навыков и умений устной речи, повышает интерес к изучаемому языку и расширяет кругозор обучаемых.

Таким образом, практическая значимость заключается в том, что составленный банк диалогов - образцов по применению их в процессе обучения диалогической речи служит совершенствованию процесса обучения иностранному языку учащихся среднего школьного возраста.

Список использованной литературы и электронные ресурсы:

  1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. – Москва: Просвещение, 1969. – 127 с.
  2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., МГУ, 2007.
  3. Брагина О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. – Москва, 1985. – № 3. – С. 22-27.
  4. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М., Просвещение,1999.
  5. Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – Москва: Просвещение, 1985. – 134 с. 10.
  6. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах // Иностранные языки в школе. – 2005. - № 6. – С. 33-35.
  7. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., Высшая школа, 2005.
  8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – Москва: Просвещение, 1991. – 53 с. 20.
  9. Ительсон Л. Б. Обучение диалогической речи: учебное пособие – Москва: Английский язык, 1986 – 148 с.
  10. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности// Иностранные языки в школе. 2005. №1. С. 19.
  11. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи. М., Дрофа, 2003.
  12. Маслыко Е.А. Иноязычное общение в интенсивном обучении// Методика обучения иностранным языкам. #8470;12. С. 32-35.
  13. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе/ под ред. В.М. Филатова – Ростов н/Д, Феникс, 2004.
  14. Понятие «практическое овладение иностранным языком» в средней школе// Москальская О.И. Иностранные языки в школе. 2002. №1. С. 56.
  15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., Владос, 2007.
  16. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., Просвещение, 2006.
  17. Рогова Г.В. Некоторые предложения по организации самостоятельной работы учащихся// Иностранные языки в школе. 2007. №5. С. 25-31.
  18. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2003. №6. С. 20.
  19. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранному языку за счет улучшения климата на уроке// Иностранные языки в школе. 2005. №5. С. 46.
  20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М., Просвещение, 2002.
  21. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М., Высшая школа, 2006.
  22. Утехина А.Н. Драматизация сказки в обучении иностранному языку// Класс! 2001. №3. С. 18-23.
  23. Шведова Н.Д. К изучению диалогической речи// Вопросы языкознания. 2002. №2. С. 68.
  24. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе, общие вопросы методики. М.,
  25. Гракова О.А. Применение компьютерной программы "Английский язык в три приема" на уроке // Фестиваль педагогических идей – 2015 – [Электронный ресурс] URL: (Дата обращения ).
  26. Скрынник Е. С. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по иностранному языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// (Дата обращения: ).
  27. «English. Разговорный английский» (Новейшие технологии обучения) Digital Publishing. // Aurolog Reviews–2013–[Электронный ресурс]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка

Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка.

Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

В основу обучения диалогическому общению в данной работе положены идеи компетентностного подхода и теории личностно-ориентированного обучения....

Коммуникативный метод обучения. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.

Коммуникативная тежнология  обучения английскому языку. Диалогическая речь на уроках английского языка. Использование опорных диалогов при обучении диалогической речи.     Зна...

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка

Теоретические основы обучения диалогической речи на уроке английского языка...

Методы и приемы обучения диалогической речи на уроках английского языка

Этот материал будет интересен учителям английского языка, работающим  на начальной и средней ступени обучения...