КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ (ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ)
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:
Фамилия, имя__________________________________________________
Дата рождения________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________
Детский сад___________________________________________________
Дата зачисления в логопедическую группу______________________
АНАМНЕЗ
1.НАЛИЧИЕ РЕЧЕВЫХ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ И СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
2.ПРОТЕКАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
Ребёнок от …………….. беременности
- Характер беременности:
Токсикоз (1-ой,2-ой половины беременности) _________________________________________
Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)_____________________________________________________________________
- Простудные и инфекционные заболевания (1-ая,2-ая половины беременности)_____________________________________________________________________
- Применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, анти-паразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты)________________________________________________________________________
- Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности___________________________________________________________________
- Повышенный тон радиационного излучения________________________________
- Употребление алкоголя, никотина, наркотиков______________________________
- Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)______________________________________________________________________
3.ПРОТЕКАНИЕ РОДОВ
- Роды:
В срок_______________ досрочные_________________
- Характер родов:
Нормальные стремительные затяжные (обезвоженные)
- Слабость родовой деятельности матери:
Применение средств родовспоможения (стимуляция: механическая, химическая,
электростимуляция; наложение щипцов)
- Вес и рост ребёнка при рождении______________________________________
4.РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.
Вскармливание: принесли кормить на_______________________ день
- Характер грудного вскармливания:
Сосал активно отказ от груди трудность удерживания сосков засыпание во время
Кормления быстрая утомляемость частые поперхивания обильные
срыгивания грудное вскармливание до _________
- Последующее вскармливание: смешанное искусственное
- Характер жизненного ритма ребенка:
Без особенностей чрезмерное длительное беспокойство постоянный и ничем не
обоснованный плач стойкое нарушение сна
- Раннее психомоторное развитие:
Держит голову с ______ месяцев
Сидит с _________месяцев
Ходит с _________месяцев
Первые зубы с _________месяцев
К одному году зубов ___________
5.ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
До 1 года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________
После 1 года ____________________________________________________________________
Ушибы_________________________________________________________________________
Травмы головы__________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________________
Оперативное вмешательство по закрытию небной расщелины, удалению носовых полипов,
аденоидов______________________________________________________________________
6.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Время появления, характер гуления _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Время появления, характер лепета__________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Первые слова___________________________________________________________________
- Фразовая речь__________________________________________________________________
- Речевое развитие шло
С особенностями _____________ прерывалось _____________ нет ________________
- Речевая среда __________________________________________________________________
- Занимался с логопедом___________________________________________________________
Нет___________________
Когда _________________
Где____________________
Результат ______________________________________________________________________
ОБЩИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ
- Контактность ребенка_____________________________________________________________
- Проявление негативизма___________________________________________________________
- Интерес к игрушкам, игровой и другим видам деятельности_____________________________
Стойкость интереса неустойчивость отвлекаемость
ИСЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
- Узнавание и различение звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек___________
- Определение направления звука______________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
- Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков____________________________
________________________________________________________________________________
- Соотнесение картинки с цветовым фоном_____________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА
- Показать правую, левую руку _______________________________________________________
- Показать предметы впереди, позади, вверху, внизу ______________________________________
- Сложить разрезные картинки из 2-4-6 частей___________________________________________
- Сложить фигурки из палочек ( по образцу ________________, по памяти _________________)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- Прыжки на обеих ногах____________________________________________________________
- Прыжки на правой, левой ноге попеременно__________________________________________
- Ударить мяч об пол, поймать________________________________________________________
- Подбросить мяч над головой, поймать________________________________________________
- Поймать брошенный мяч____________________________________________________________
ОБЬЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ: полный неполный
ТЕМП: нормальный быстрый медленный
АКТИВНОСТЬ: заторможенность двигательное беспокойство нормальная
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ: норма некоординированность
ИССЛЕДОВАНИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
- Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с большого пальца____________
С мизинца__________________________________
- Одновременное сгибание пальцев правой (левой) руки в кулак и поочередное их выпрямление,
Начиная с большого пальца _________________________________________________________
С мизинца________________________________________________________________________
- «Пальчики здороваются»____________________________________________________________
- «Игра на рояле»____________________________________________________________________
- Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна в кулак, другая с
распрямленными пальцами, распрямляя одну и сжимая другую___________________________
- «Кулак — ребро – ладонь»___________________________________________________________
ОБЬЕМ ДВИЖЕНИЙ: полный неполный
ТЕМП ВЫПОЛНЕНИЯ: нормальный быстрый замедленный
АКТИВНОСТЬ: нормальная заторможенность двигательное беспокойство
КООРДИНАЦИЯ: норма некоординированность
НАЛИЧИЕ СИНКИНЕЗИЙ: в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре
_________________________________________________________________________________
СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ДВИЖЕНИЙ___________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ
1. Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры
- Надувание щек____________________________________________________________________
- Поднимание бровей________________________________________________________________
- Нахмуривание бровей______________________________________________________________
- Поочередное зажмуривание глаз______________________________________________________
- Наморщивание носа________________________________________________________________
- Поднимание верхней губы___________________________________________________________
НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ДВИЖЕНИЯ__________________________________________
ЗАМЕНА ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ_________________________________________
ОБЬЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ: полный неполный
ТОЧНОСТЬ: точно неточно
АКТИВНОСТЬ: нормальная заторможенность двигательное беспокойство
МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС: нормальный повышенный сниженный
СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК: справа слева с обеих
НАЛИЧИЕ СИНКИНЕЗИЙ__________________________________________________________
ЗАМЕДЛЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗНЫХ ЯБЛОК_________________________________
- Исследование движений нижней челюсти
- Открыть рот_______________________________________________________________________
- Закрыть рот_______________________________________________________________________
- Попеременно открыть (закрыть) рот___________________________________________________
- Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону______________________________________
- Исследование движений губ (одиночных и серии движений)
- «улыбка» с оскалом резцов__________________________________________________________
- «хоботок»_________________________________________________________________________
- попеременно «улыбка – хоботок»_____________________________________________________
- Исследование движений языка (одиночных и серии)
- Высунуть язык, удержать по средней линии____________________________________________
- Язык широкий_____________________________________________________________________
- Язык узкий________________________________________________________________________
- Попеременно язык широкий – узкий__________________________________________________
- Поднять кончик языка на верхнюю губу_______________________________________________
- Опустить кончик языка на нижнюю губу_______________________________________________
- Попеременно поднять – опустить ____________________________________________________
- Узким языком коснуться правого, левого уголка рта_____________________________________
- Исследование движений мягкого неба
- Покашлять с открытым ртом, язык на нижней губе______________________________________
- Произнести звук «А» с широко открытым ртом_________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ
ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1.Губы:
тонкие, толстые, укороченная верхняя губа,
расщелина верхней губы (частичная полная, односторонняя, двусторонняя)
2. Зубы:
нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги,
сверхкомплектность, диастема.
3.Прикус:
нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогения
4.Язык:
нормальный,макроглоссия, микроглоссия, короткая (укороченная), толстая (утолщенная)
подьязычная связка, наличие послеоперационного узла
- Твердое и мягкое небо:
Нормальное, высокое, излишне низкое твердое небо,
Расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя), несквозная (полная, неполная),
Субмукозная, укорочение мягкого неба,
Отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка,
Рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки,
Искривление носовой перегородки,
Срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,
Увеличение глоточной непарной миндалины.
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Звук | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Р | РЬ | Л | ЛЬ | К | Г | Х | Др. |
Изолирован. | |||||||||||||||||
Открыт.слог | |||||||||||||||||
Закрыт.слог | |||||||||||||||||
Слог со стеч. | |||||||||||||||||
Начало слов | |||||||||||||||||
Серед. слова | |||||||||||||||||
Конец слова | |||||||||||||||||
Фраза |
СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
- Состояние биологического слуха
- Состояние восприятия речи (беседа, выполнение специальных инструкций)_________________
___________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
- Тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
- Обьем, продолжительность, плавность речевого выдоха (5 лет – 3-4 слова, 6-7 лет – 4-6 слов)
________________________________________________________________________________
- Голос: нормальный,чрезмерно громкий, с носовым оттенком (гнусавый), глухой, монотонный
- Направление голосовыдыхаемой струи при речи
_________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.
- Ритм: нормальный, дисритмия
- Паузация: правильность расстановки пауз в речевом потоке_______________________________
- Интонация: употребление основных видов интонации (повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения)_________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ СЛУХОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
- Повторение слогов с оппозиционными звуками
С 4-х лет:
Па-ба __________ ба-на __________ ва-та __________ та-да __________ мя-ма __________
На-га __________ та-на ___________ га-да __________ ка-га __________ ба-на___________
С 6-лет:
Ба-ба-па __________ та-да-та __________ га-ка-ка __________ ба-бя-ба __________
Са-ша-са __________ жа-за-жа __________ча-ща-ча __________за-са-за __________
- Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
Мышка – мишка___________ удочка – уточка ___________ бочка – почка ___________
Трава – дрова __________
- Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
Миска – мишка __________ крыса – крыша __________ речка – редька __________
Цветик – светик __________ челка – щелка __________ вечер – ветер __________
Косы – козы_____________
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
С 4-х лет:
- Выделение заданного звука М или Р на фоне слов. Слышится ли звук М (Р) в словах:
Мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
_____________________________________________________________________________
С 5-ти лет:
- Выделение ударного гласного в начале слова.
Назови первый звук в слове:
Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
___________________________________________________________________________________
С 6-ти лет:
- Определение первого согласного звука в словах.
Какой первый звук в слове:
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
- Определение последнего звука в словах.
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
- Определение последовательности звуков в слове.
Какие звуки в слове:
Мак, суп, лук, каша, рама.
- Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
«_____»__________________20 года. Логопед: __________________________
«_____»__________________20 года Родители___________________________
«_____»__________________20 года Воспитатели:________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...
Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)
Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....
Открытое занятие по обучению грамоте на смарт-доске для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие к царице Грамматике"
Занятие по обучению грамоте с использованием смарт-доски включает в себя все этапы работы: звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез речевого материала, чтение, письмо. Использование современных инте...
Особенности обучения иностранному языку детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Дети с ФФНР обучаются в общеобразовательных классах и, следовательно, со 2 класса они начинают изучать иностранный язык, что предусмотрено федеральным государственным стандартом начального образования...
Конспект занятия по логоритмике в старшей группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: "Автоматизация звука { Ж}. Весёлая лужайка"....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"
Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепление и обобщение представлений об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...
Логопедическая карта обследования детей с недоразвитием речи.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности к...