Выступление на V городской педагогической конференции"Инновационные технологии в образовании", 2015 г.
материал на тему

Бабанина Надежда Владимировна

Выступление на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.Формирование коммуникативных УДД  в рамках деятельности кружка "Журналистика в школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Внеурочная деятельность как фактор формирования коммуникативных навыков у учащихся.

2.Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.

Новые стандарты образования предполагают смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные  умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:

  • ученик должен хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
  • быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
  • уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и
  • адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

3.Но не всегда учебный процесс в полной мере дает учащемуся раскрыть свой потенциал, и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Обращение учащихся к внеурочной деятельности позволяет им понять себя, оценить свои возможности, творческие силы, осознать, как лучше себя выразить. Ведь умение выражать авторское «я» способствует развитию. саморазвитию и самосовершенствованию.

4.Одними из важнейших умений, необходимых для саморазвития, являются умения коммуникативные, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии и др.

 Без достаточно сформированных коммуникативных навыков конечный результат (гармонично развитая личность) будет недостижимым.

5.Одной из форм деятельности, которая помогает достичь желаемого результата, является курс «Журналистика в школе».

Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана  обусловлено тем, что определенный круг учащихся стремится развить в себе умения, необходимые для занятия журналистикой. Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов.

         6.Задачи программы:

-создать условия для оптимальной творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;

-формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

-изучить основы журналистского мастерства.

 

Занятия предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся , учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Коммуникативная направленность обучения в этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

         7.Планируемый результат:

-создание школьного периодического издания - школьного альманаха «Сородичи»;

-создание учащимися своего портфолио;

-освоение учащимися знаний, умений и навыков журналистской деятельности.

Главным критерием достижения результата является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения.

8.Идея курса «выросла» из проекта «Семейные альбом» и изначально ориентирована на сохранение семейных ценностей, единение школы, детей и родителей. Создание газеты так увлекло учащихся, что решено было организовать курс «Журналистика в школе», который реализуется уже 2 год.

9.Деятельность охватила учащихся с 7 по 10 класс. Ребята работают как в группах, так и индивидуально. Группы подвижны и по очереди занимаются разными видами деятельности: опросы, сбор информации, написание материала, редактирование, оформление. Темы для газеты выбираются вместе на общем собрании.

10.Для создания газеты ребятам приходится много общаться с разными людьми. Они учатся составлять разговор,  интервьюировать собеседника, проводить соцопросы ,работать с историческими документами, работать с текстами разных жанров: заметки, очерк, статья, отзыв, историческая справка. И если в первый год работа была  под руководством учителя, то во второй год деятельность учащихся практически самостоятельна.

11.За два года вышло 7 номеров школьного альманаха «Сородичи», в которых мы обратили свое внимание на семейные династии, традиционные семейные праздники, на здоровый образ жизни, на неразрывную нашу связь с историей.

12. Таким образом, внеурочная деятельность позволяет:

-создать атмосферу сотрудничества,

-формировать умения точно и кратко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

-совершенствовать умения владения различными формами речи в соответствии с нормами родного языка,

-формировать уважение к собеседнику, толерантное сознание ,

- сформировать активную жизненную позицию и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании", 2010 год

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год

Материалы педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании" , 2013 год...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Программа V городской педагогической конференции (2015 г.)

Программа V городской педагогической конференции...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...