Урок математики в 5 классе "Совместные действия с обыкновенными дробями"
методическая разработка (5 класс) на тему

Дозморова Светлана Григорьевна

Урок повторения, систематизации и расширения знаний по теме «Дроби»; контроль приобретенных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

                                                                    по теме «Совместные действия с обыкновенными дробями»

Цель: повторить, систематизировать и расширить знания по теме «Дроби»; контроль приобретенных знаний.

Учитель: Дозморова С.Г.

 Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы, формы и приемы деятельности

Формируемые УУД

  1. Проблемная ситуация.

Самостоятельное определение учащимися темы урока.

Принятие решения в выборе темы

Вопрос к классу:

Как можно представить частное от деления двух натуральных чисел?

В ходе диалога с учителем учащиеся формируют   проблемный вопрос.

Выдвигают свои предположения и формулируют тему урока.

Фронтальная работа

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.

Формулируют цели урока

Фронтальная работа

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Вычитывать все  

уровни текстовой информации

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения теории.

Устно выполняют вычисления. Выявляют пробелы.

Участвуют в работе по повторению.

Фронтальная работа,

Тестовая работа.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: высказывать свое мнение.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений.

Выбор способа сравнения дробей.

Применение знаний в жизненной ситуации.

Нацеливание на рациональный способ сравнения

Организация и контроль за процессом решения задач.

Предлагают разные способы  сравнения с обоснованием

На  доске показывают разные способы решения задачи.

Взаимопроверка

Работа  в минигруппах

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Разминка для глаз.

Упражнения  для рук.

5.Самостоятельное применение знаний. обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Задание по вариантам разной сложности. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения.

(самооценка)

Индивидуальная

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Рефлексия

Оценка эмоционального состояния класса

Вопросы классу:

- что повторили?

- что помогло справиться в трудных ситуациях?

-кто доволен своей работой?

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями

Выбор места на пьедестале знаний

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся получают карточки с домашним заданием

Ход урока

п

\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный этап

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите и улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Ведь хорошее настроение помогает справиться с любыми трудностями.

- Оцените уровень готовности к уроку. Кому-нибудь нужна моя помощь?

Подпишите корточки самооценивания. Не забывайте обращаться к ним в течение урока.

Ребята, как вы думаете, что записано на доске?

(14http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_23088f1.gif; 2http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m7077acf1.gif; 2http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m3003b6b3.gif). Расшифруйте.

Ребята, какие числа называются смешанными?

Какой вариант ответа очень хорошо подойдет к записи сегодняшнего числа?

- А какое число нельзя использовать и почему?

2

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Смешанные числа, сегодняшняя дата.

14http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_23088f1.gif

2http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m7077acf1.gif

Это число записано неверно, в дробной части смешанного числа должна быть только правильная дробь.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Давайте вспомним, в последнее время, над каким проектом мы с вами работали?

- Для чего мы изучаем дроби? Может быть, эти знания нам не нужны в жизни?

- Вспомните, все что мы изучали по данной теме, подумайте, над чем бы вы хотели еще поработать, и в своих листках самооценивания озвучьте данную проблему

-Какие же цели урока вы перед собой поставили?

-Итак! Мы начинаем!

2

Писали рукописную книгу по теме «Обыкновенные дроби»

- В кулинарии: рецепты блюд бывают в частях, дробях;

в аптеках изготавливают лекарства по рецептам;

при вступлении в наследство, определяют, какая доля наследства кому принадлежит.

- Ученики записывают свою цель урока.

- Вспомнить, какие дроби называются правильными и неправильными, как сравнивать дроби, как складывать и вычитать дроби, решать задачи на дроби

3

Актуализация знаний

Слайд №1(Устно)

  1. Какая часть часа прошла с начала суток? Как по-другому можно сказать?
  2. Какая это дробь? Какие еще бывают дроби?

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m53781d7a.pnghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m2bf8906f.png

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m2a553e7f.pnghttp://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m393dd63f.png

- Какой вывод можно сделать?

Первый этап урока прошел, не забываем про самооценку.

Продолжаем стремиться достигать цели.

4

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

1)http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_6eec8aff.gif(половина, полчаса, 30 минут);http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_685d8d49.gif(четверть, 15 минут); http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_7f8f9891.gif(треть, 20 минут);http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_6a1c94eb.gif.

- Одно и тоже можно сказать по – разному!

4

Обобщение и систематизация знаний.

Слайд №2

Математический диктант (проверяем по эталону)

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_25769aec.png

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m6908094a.png

-У кого за эту работу «5», «4», «3»?

- Каким правилом пользовались?

-Как сложить(вычесть) смешанные числа?

Проанализируйте, воспользовавшись листком самооценки.

10

Работа в группах

Записывают решение в тетрадях,

меняются тетрадями и проверяют по эталону, выставляют оценки.

-Ученики поднимают руки.

- Рассказывают правила сложения и вычитания смешанных чисел.

- Самооценка.

5

Физминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

1

6

Обобщение и систематизация знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

- Ребята, какое мероприятие мирового масштаба проходит в эти дни в нашей стране?

-Назовите дату начала игр в виде смешанного числа.

- Каким вы думаете, каким должен быть спортсмен, чтобы попасть на олимпиаду?

-Что для этого нужно делать?

- А нам необходимо следить за своим здоровьем, заниматься спортом?

 Согласно легенде, греческий воин за долго до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво.

Марафонская дистанция включена в Олимпийские игры.

(вызываю к доске ученика)

1 (марафонская дистанция)

Длина марафонской дистанции 42км 192м. Дистанция разделена на 4 этапа одинаковой длин. Бегун пробежал три этапа. Сколько он пробежал?

Сколько ему осталось бежать до финиша?

  1. Выразите ответ в виде дроби.
  2. Дайте ответ на вопрос задачи в километрах и метрах.

! Как можно сказать по-другому?

3/4

42 км 192 м

- Каким должен быть спортсмен, пробегая такую дистанцию?

Для сохранения и повышения иммунитета человеку необходимо употреблять продукты, содержащие витамин С.

- В каких продуктах содержится витамин С?

- Кто-нибудь слышал?

- Я сейчас вам раскрою секрет, а вы внимательно слушайте и запоминайте (показываю апельсин и лимон)http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_11a1d8ef.png

- Что вы видите на доске и у вас на столах?

- Оказывается, в этих цитрусовых содержится большой запас витаминов.

-Ребята, следующую работу я предлагаю выполнить в группах.

У вас получится командный зачат, как на олимпиаде. В каком виде спорта он был и принес нашей команде ЗОЛОТО?

2 (Если хочешь быть здоров!)

Суточная норма витамина С для взрослого человека – 80 мг.

В 1 апельсине около 60 мг, а в 1 лимоне – 40 мг витамина С

Необходимо выяснить:

1. Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 апельсина?

2. Какую часть суточной нормы этого витамина получит организм человека при употреблении 1 лимона?

3.Сколько нужно съесть в сутки апельсинов, чтобы пополнить организм витамином ?

4. Сколько нужно съесть в сутки апельсинов, чтобы пополнить организм витамином ?

5. Какую часть апельсина нужно съесть, если вы съели один лимон?

6. Какую часть лимона нужно съесть, если вы съели один апельсин?

Решите задачу и подумайте, как можно смоделировать на картинках данный ответ?

- Придумайте другие задачи по этому макету дома.

(выберите ответственного в группе, кто будет обосновывать ответ)

- Макет, как обычно, можно приклеить в тетрадь!

-Не забудьте оценить себя?

-Приближаемся ли мы к цели?

- Ребята, откуда мы с вами черпаем знания?

- А что мы еще не повторили?

779 (1,2) стр. 199(два ученика выходят к доске и выполняют работу самостоятельно)

  1. х + 4http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_5201997d.gif = 6http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m27c54563.gif, 2)25 – х = 8http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_3643482f.gif,

х = 6http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m27c54563.gif- 4http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_5201997d.gif, х = 25 - 8http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_3643482f.gif,

х= 1http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_31ec240.gif х = 16http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_65f15986.gif

Ответ: 1http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_31ec240.gif Ответ: 16http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_65f15986.gif

5

10

5

ХХ зимние Олимпийские игры.

7http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_23088f1.gif

- Здоровым. Физически развитым.

- Заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Работа у доски

42км 192 м=42192м

42192/4=10548 (м) длина одной дистанции

42192 -(10548 ∙ 3)=10548 м (осталось пробежать)

Ответ:http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m57c90caf.gifэтапа;

10 км 548 м;

три четверти

- Спортсмен должен быть выносливым на такой дистанции, важно чтобы он был здоров, чтобы у него был хороший иммунитет

-Фигурное катание.

Работают в группах.

  1. http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m40c9e092.gif,

  1. http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m9958a8a.gif,

  1. http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m1c3f5f04.gif(модель)

  1. 2

  1. http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m3723d254.gif, (модель)

  1. http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_6eec8aff.gif(модель)

Работа по учебнику

- Из учебника.

-Уравнения.

7

Рефлексия учебной деятельности.

- Урок подходит к завершению. Подведем итог, выставим оценки!

Оцените свою деятельность на уроке, воспользовавшись листом самооценки.

- У кого какие результаты получились?

-А на соревнованиях как оценивают деятельность спортсменов?

- На столах перед вами лежат медали. Выберите ту медаль, которой вы сегодня достойны:

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/804/241344/125838/125838.docx_html_m6c3f4cf4.png

3

-Выставляют оценки.

- Получают медали.

8

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Ребята, понравился ли вам урок?

-Что понравилось?

-Мне хочется сказать вам СПАСИБО!

2

9

Информация о домашнем задании.

-Урок заканчивается и заканчивается наша первая книга.

- Составить тест к рукописной книге на 5 заданий. См. стр.202. Образец.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Все действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме "Все действия с обыкновенными дробями" в 6 классе. (знание лекарственных растений)...

Урок -путешествие по математике 6 класс : "Действия с обыкновенными дробями"

Урок по теме: "Действия с обыкновенными дробями", урок повторения с презентацией и самоанализом урока по учебнику Н.Я. Виленкина 6 класс...

Урок в 5 классе ""Действия с обыкновенными дробями"

Урок математики проводится в 5 специальном (коррекционном) классе по теме: «Действия с обыкновенными дробями». Урок рассчитан на 40 минут. На первом этапе, на уроке систематизируем ...

Урок по математике "Выполнение совместных действий над обыкновенными дробями" (6 класс)

Цель урока - закрепление пройденного материала в игровой форме....

Урок- путешествие по теме "действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс

Конспект обобщающего  урока по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы. Урок разработан по учебнику Г.В. Муравина....

Урок-обобщение по теме "Действия с обыкновенными дробями"

Урок-обобщение по теме " Действия с обыкновенными дробями" разработан в соответствии  с  требованиями ФГОС. Разработана инструкционная карта с указанием УУД. В приложении имеется карта резул...

Обобщающий урок по теме:"Все действия с обыкновенными дробями".

Работа проводится по карточкам на четыре варианта соответственно группам обучающихся с ОВЗ по Воронковой....