Экологическое воспитание воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната.
рабочая программа на тему

Березина-Ерочкина Елена Васильевна

Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях. Формируются навыки поведения в природе, понимание экологических проблем, расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_vospitannikov_spetsialnoy.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната.

Актуальность проблемы обусловлена  загрязнением окружающей среды, исчезновением лесных массивов, некоторых видов животных и птиц в наше время. Огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Дополнительные занятия на базе предметно-практической деятельности с её особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы.

Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.

Концептуальность

Своеобразие и новизна предполагаемого опыта заключается в применение новых подходов и методов воздействия с учащимися.

Выдвигаемые принципы:

Учить ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир.

Формировать  у воспитанников позитивное отношение к природе и окружающей среде.

Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.

Воспитывать способность пользоваться природными ресурсами без причинения вреда.

Теоретическая база

Опыт основан на изучение работ Н. М. Верзилина, А.Н. Захлебного, В.А. Сухомлинского, которые рассматривают аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

Выделены следующие задачи:

  • укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
  • вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
  • вырабатывание навыков поведения в природе;
  • знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
  • развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение элементарным трудовым навыкам;
  • воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.

Ведущая педагогическая идея.

 Раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении.

Оптимальность и эффективность средств.

Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях. Формируются навыки поведения в природе, понимание экологических проблем, расширение кругозора.

Результативность опыта

При планировании были поставлены следующие задачи:

  • усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения  

В рамках этого проведены следующие занятия:

Коррекционно-воспитательные занятия

  1. Растения и животные Красной книги.
  2. Вода – источник жизни на земле.
  3. По странам и континентам.
  4. Солнце воздух и вода  -  наши лучшие друзья.
  5. Есть ли вредные животные.
  6. Деревья разные бывают.
  7. Эта хрупкая планета
  8. Сохраним планету
  9. Животные живущие рядом

Практические   занятия

  1. Очистим планету от мусора
  2. Чистый двор
  3. Приключение пластиковой бутылки
  4. Культура поведения в природе
  5. Чистый родник
  6. Птичий дом
  7. Птичья столовая
  8. Посади дерево
  9. Цветущие клумбы

Экскурсии

  1. Природа родного города осенью
  2. Посещение краеведческого музея
  3. Экскурсия на лесную полянку
  4. Экскурсия по зимнему парку

Схема занятий.

Коррекционно – воспитательное занятие.

  1. Организация воспитанников.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Подведение итогов. Оценка работы воспитанников.

Практическое занятие. 

  1. Организация воспитанников.
  2. Повторение имеющихся сведений        по теме
  3. Тренировочное упражнение.
  4. Планирование. Практическая работа.
  5. Отчет о проделанной работе. Самооценка.
  6. Итог занятия.

 Экскурсия.

  1. Организация воспитанников и подготовительная беседа о задачах экскурсии.
  2. Повторение правил поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
  3. Проведение экскурсии.

Итоги проведенной экскурсии. Заключительная беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и в первую очередь воспитанники шко...

"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

Доклад " Экологическое воспитание в специальной(коррекционной) школе VIII вида"

Данный доклад содержит информацию об экологическом воспитании в специальной(коррекционной) школе-интернат....

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.

Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...

Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируют...