Экологическое воспитание воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната.
рабочая программа на тему
Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях. Формируются навыки поведения в природе, понимание экологических проблем, расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_vospitannikov_spetsialnoy.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната.
Актуальность проблемы обусловлена загрязнением окружающей среды, исчезновением лесных массивов, некоторых видов животных и птиц в наше время. Огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.
Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Дополнительные занятия на базе предметно-практической деятельности с её особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы.
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.
Концептуальность
Своеобразие и новизна предполагаемого опыта заключается в применение новых подходов и методов воздействия с учащимися.
Выдвигаемые принципы:
Учить ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир.
Формировать у воспитанников позитивное отношение к природе и окружающей среде.
Воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Воспитывать способность пользоваться природными ресурсами без причинения вреда.
Теоретическая база
Опыт основан на изучение работ Н. М. Верзилина, А.Н. Захлебного, В.А. Сухомлинского, которые рассматривают аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.
Выделены следующие задачи:
- укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
- вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
- вырабатывание навыков поведения в природе;
- знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
- развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- обучение элементарным трудовым навыкам;
- воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.
Ведущая педагогическая идея.
Раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении.
Оптимальность и эффективность средств.
Воспитанники используют знания, полученные на коррекционных и практических занятиях. Формируются навыки поведения в природе, понимание экологических проблем, расширение кругозора.
Результативность опыта
При планировании были поставлены следующие задачи:
- усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения
В рамках этого проведены следующие занятия:
Коррекционно-воспитательные занятия
- Растения и животные Красной книги.
- Вода – источник жизни на земле.
- По странам и континентам.
- Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья.
- Есть ли вредные животные.
- Деревья разные бывают.
- Эта хрупкая планета
- Сохраним планету
- Животные живущие рядом
Практические занятия
- Очистим планету от мусора
- Чистый двор
- Приключение пластиковой бутылки
- Культура поведения в природе
- Чистый родник
- Птичий дом
- Птичья столовая
- Посади дерево
- Цветущие клумбы
Экскурсии
- Природа родного города осенью
- Посещение краеведческого музея
- Экскурсия на лесную полянку
- Экскурсия по зимнему парку
Схема занятий.
Коррекционно – воспитательное занятие.
- Организация воспитанников.
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов. Оценка работы воспитанников.
Практическое занятие.
- Организация воспитанников.
- Повторение имеющихся сведений по теме
- Тренировочное упражнение.
- Планирование. Практическая работа.
- Отчет о проделанной работе. Самооценка.
- Итог занятия.
Экскурсия.
- Организация воспитанников и подготовительная беседа о задачах экскурсии.
- Повторение правил поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
- Проведение экскурсии.
Итоги проведенной экскурсии. Заключительная беседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь воспитанники шко...
"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида
Данный проект предусматривает развитие связей с социумом в целях создания условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы 8 в...
Доклад " Экологическое воспитание в специальной(коррекционной) школе VIII вида"
Данный доклад содержит информацию об экологическом воспитании в специальной(коррекционной) школе-интернат....
Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Программа воспитания и социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Пояснительная записка.В современных условиях развития системы образования активизируется в...
Формирование способности воспитанников к саморазвитию в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната
Выступление педагога-психолога на совместном методическом объединении классных руководителей и воспитателей.Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируют...