Авторская программа по этике для 5-11 классов
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких — к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков — д.п.н., профессор Курского государственного университета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_po_etike_dlya_5-11_klassov.odt | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное образовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
Адаптированная рабочая программа
по этике
Учитель русского языка и литературы, этики
Карепова Юлия Григорьевна
г. Биробиджан
Предмет: этика
Класс — 5 - 11
Уровень – базовый
Всего на изучение программы – 34 часа
Количество часов в неделю – 1
Пояснительная записка
Статус документа
Преподавание предмета «Этика» отражают следующие документы:
- Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199.
Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких — к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков — д.п.н., профессор Курского государственного университета.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.
Цель — создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.
Осуществление цели способствует:
- развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;
- воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми, о нравственном регулировании общественных отношений;
- овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
- формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.
Задачи:
- Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
- Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
- Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
- Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
- Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
- Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
- Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Пути и методы достижения поставленных задач:
- Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-11 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.
- Обучение этическим нормам через практическую деятельность: игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, беседа, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).
- Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
- Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
- Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.
Материалом курса являются:
Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей.
Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:
сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);
определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;
владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий:
использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Этика» ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, ирансшпшую основу его взаимодействия с другими людьми;
- содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
- источники нравственных знаний;
- нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
- Уметь:
- описывать человека как морально-нравственное существо;
- сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
- оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
- осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
- самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
- осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
- реализации этических познаний в повседневной жизни,
- претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
- нравственной оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. | |||||
Мои друзья | ||||||||
2 | О дружбе. Как становятся друзьями. | 1 | Беседа. Комментированное чтение | |||||
3 | Жадность и ложь. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | О дружбе и понимании. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
Культура поведения и правила поведения | ||||||||
5 | Вежливость. Уважение. Деликатность | 1 | Беседа. | |||||
6 | Правила вежливости с близкими, окружающими людьми | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
7 | Правила вежливости в незнакомом городе | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
8 | Поведение культурного человека на отдыхе, в гостях | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
9 | Поведение культурного человека в общественных местах, в школе | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем. | |||||
Нравственность | ||||||||
10 | Чуткость и забота | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
11 | Честность и лживость | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
12 | Совестливость и бессовестность | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
13 | Справедливость | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
14 | Уважение или толерантность | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
15 | Мораль | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
16 | Добро и зло в жизни людей | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
17 | Что такое благо и стоит ли его творить? | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
18 | О благодарности | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
Внутренний мир человека | ||||||||
19 | Что такое личные качества человека? | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
20 | Ответственность за свои поступки и поведение | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
21 | Точность и обязательность | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
22 | Верность слову-честь | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
Человеческая жизнь-высшая ценность | ||||||||
23 | Что такое ценности? | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
24 | Ценности человеческой жизни | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
25 | Что такое подвиг? | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ | |||||
26 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ | |||||
27 | Смысл и счастье жизни | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ | ||||||
Искусство и современная культура | ||||||||
28 | Творчество как способ осмысления жизни | 1 | Беседа. Презентация | |||||
29 | Умозрение в красках | 1 | Беседа. Презентация | |||||
30 | Массовая культура | 1 | Беседа. Презентация | |||||
31 | Обобщающие и итоговые уроки | 1 | Беседа. Презентация | |||||
32 | Обобщающие и итоговые уроки | 1 | Беседа. Презентация | |||||
33 | Резервный урок | 1 | Беседа. Презентация | |||||
34 | Резервный урок | 1 | Беседа. Презентация |
6 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
Правила культуры поведения | ||||||||
2 | Поведение культурного человека в труде | 1 | Беседа. Комментированное чтение | |||||
3 | Поведение культурного человека на отдыхе | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | Правила культуры поведения | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
Дела и поступки нравственного человека | ||||||||
5 | Доброе сердце | 1 | Беседа. | |||||
6 7 | Чуткость и забота | 2 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
8 | Долг и забота | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
9 10 | Что посеешь, то и пожнешь | 2 | Беседа. Анализ поведения | |||||
Нравственные обязанности | ||||||||
11 | Поступки — это поведение | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
12 | От чего зависит поведение? | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
13 | Нравственные обязанности перед близкими | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
14 | Нравственные обязанности перед обществом | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
15 | Обязанности и долг перед Родиной | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
Культура внутреннего мира | ||||||||
16 | Понимание других | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
17 | Требовательность к себе | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
18 | Ответственность за свои поступки и поведение | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
19 | Ответственность за свои дела и поступки | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
20 | Точность и обязательность | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
21 | Верность обещанию | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
22 | Верность слову - честь | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
Нравственные законы | ||||||||
23 | Честность и лживость | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
24 | Что такое долг | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций | |||||
25 | Совестливость и бессовестность | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ | |||||
26 | Можно ли человеку прожить без совести | 1 | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ | |||||
27 | Совестливые люди в государстве | Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ Презентация | ||||||
28 | Человеческое достоинство. Что делать если тебя унижают | 1 | Беседа. Презентация | |||||
29 | Честь и бесчестие | 1 | Беседа. Презентация | |||||
30 | Равенство или равноправие | 1 | Беседа. Презентация | |||||
31 | Справедливость | 1 | Беседа. Презентация | |||||
32 33 | Обобщающие и итоговые уроки | 2 | Беседа. Презентация | |||||
34 | Резервный урок | 1 |
7 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
Примирение с собой | ||||||||
2 | Что в тебе имени моем. | 1 | Беседа. Комментированное чтение | |||||
3 | Идеалы или образцы для подражания | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | Истинное счастье человека | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
5 | Физическая культура и здоровый образ жизни | 1 | ||||||
Мы живем среди людей | ||||||||
6 | Дела житейские | 1 | Беседа. | |||||
7 | Потребности и интересы | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
8 | Нравственная оценка и нравственные законы | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
9 | Принципиальность и беспринципность | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
10 | Мысли, чувства и желания | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем. | |||||
11 | Я тебя слушаю | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем. | |||||
12 | Нравственный выбор и ответственность | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
13 | Нравственный выбор и верность | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
Нравственные законы жизни | ||||||||
14 | Не быть равнодушным | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
15 | За что уважают и кого уважают | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
16 | Уважение или толерантность | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
17 | Уважение старших в семье | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
18 | Уважение старших в школе | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
19 | Уважение старших - закон жизни | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
20 | Почитание, почтение и уважение | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
21 | Чуткость, и предупредительность | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
22 | Вежливость и деликатность | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
Мир человека с природой | ||||||||
23 | Сила материнской любви | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
24 | Бессознательная и сознательная жизнь | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
25 | Мир русского пейзажа и живописи | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
26 | «Над вечным покоем» | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
27 | Созидание или разрушение | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
Слово и образ | ||||||||
28 | И.А. Гончаров. Сильнее всякой морали | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
29 | Н.С. Лесков. Отчего на свете доброе не ладится? | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
30 | И.С. Тургенев. Когда ноет в самом нутре | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
31 | В. Немирович-Данченко. Пока еще сердце бьется в груди | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
32 | А.П. Чехов. Художество | 1 | Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация | |||||
33-34 | Обобщающие и итоговые уроки | 2 | Беседа. Презентация |
8 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
Нравственные понятия и категории | ||||||||
2 | Главные понятия морали | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Презентация | |||||
3 | Добро и зло в жизни людей | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | Что такое благо и стоит ли его творить? | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
5 | Кому тяжелее жить — доброму или злому? | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
6 | «Спасибо». О благодарности | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
7 8 | Добро и зло в сказках народов мира | 2 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
9 | Добро и зло в мифах народов мира | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
10 | Различия в понимании категорий «добро и зло» в различных культурах | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
11 | Различия в понимании категорий «добро и зло» в разные исторические периоды | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
12 | Понимание «добра и зла» в первобытном обществе | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
13 | Нравственные нормы и правилам жизни в родовой общине | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
14 15 | Духовность и нравственность в Древней Руси | 2 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
16 | Добро и зло в Средние века | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
17 | Почитание семейных связей | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
Духовно-нравственные ценности | ||||||||
18 | Что такое ценности? | 1 | Беседа. | |||||
19 | Человеческая жизнь - высшая ценность | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
20 | Ценности человеческой жизни | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
21 | Базовые ценности человека (продолжение) | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
22 | Ценности и моральный долг | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
23 | Ценности и моральный долг (продолжение) | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
24 25 | Что такое подвиг? | 2 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
26 | Жизненные ценности и духовно-нравственные нормы жизни | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
27 | К.С. Льюис. Главные добродетели человека | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
28 | Добродетельные люди | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
29 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
30 | Смысл и счастье жизни | 1 | Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития | |||||
31 32 33 | Обобщающие и итоговые уроки | 3 | Беседа. Презентация | |||||
34 | Резервный урок | 1 |
9 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
Личное, общее и всеобщее | ||||||||
2 | Настроение и интересы | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Презентация | |||||
3 | Опасности и спасение | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | Смелость, мужество или безрассудство | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
5 | Не давши слова — крепись, а давши — держись! | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
6 | «Слово — серебро, а молчание — золото» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
7 | Рыцарь, друг и дружина. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
8 | В чести честь. Герб | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
9 | Дружба и друзья. Правила дружбы | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
10 | Флаг и герб России | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
В ладу с собой | ||||||||
11 | Тревоги, беспокойства и страхи | 1 | Беседа. | |||||
12 | Понимание себя | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
13 | Разумен ли эгоизм. Эгоизм и эгоцентризм. | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
14 | Праздник непослушания | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
15 | О нравственной оценке и нравственном законе (И. Кант о нравственном законе внутри нас) | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
16 | Невидимая брань | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
17 | Диалог с совестью | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
Дар жизни бесценный | ||||||||
18 | Бессознательная и сознательная жизнь | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
19 | Голова или пустой котелок | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
20 | Войны | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
21 | Экстремальные ситуации | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
22 | Грех самоубийства | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
23 | Психологический кризис | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
24 | Что такое мое «я» | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
25 | Л.Н. Толстой. А для чего жить то? | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
26 | Ф.М. Достоевский. Преображение утром перед дуэлью | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
27 | А.П. Чехов. Жизнь в вопросах и восклицаниях | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
Искусство и современная культура | ||||||||
28 | Творчество как способ осмысления жизни | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
29 | Е. Трубецкой. Умозрение в красках. Немая проповедь душевной чистоты | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
30 | Массовая культура | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
31 32 33 | Обобщающие и итоговые уроки | 3 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
34 | Резервный урок | 1 |
10 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
Личное, общее и всеобщее | ||||||||
2 | Человек в человеке | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Презентация | |||||
3 | Решение жизненных проблем | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | «Разве можно на этом свете не быть зубастым?» по рассказу А.П. Чехова «Размазня» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
5 | О тревожности | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
6 | О разных одиночествах | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
Самосовершенствование и поиск духа мирного | ||||||||
7 | Открытие самого себя | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
8 | Встреча с совестью | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
9 | Я против «Я» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
10 | Внутренний диалог | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
11 | Молчание как вершина диалога | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
12 | Духовная брань | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
13 | Очищение души | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
Союз священный | ||||||||
14 | Самопознание в диалоге | 1 | Беседа. | |||||
15 | Выслушивание другого | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
16 | Символы симпатии и любви | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
17 | Любовь или влечение | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
18 | Идеал и идеализация | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
19 | Мудрость любви | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
20 | «Не сошлись характерами» | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
21 | Власть женщины в семье | 1 | ||||||
22 | Женственной быть нелегко | 1 | ||||||
23 | Защита и возрастание любви | 1 | ||||||
Смысл жизни человека | ||||||||
24 | «Быть или не быть». (Сакральные ценности) | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
25 | «То, ради чего я хочу жить» | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
26 | О самом надежном капиталовложении в жизни | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
27 | Не убивай! | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
28 | Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна! | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
29 | Удивительно умирают русские люди! | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
30 | Две смерти | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
31 | А.П. Чехов. На кладбище. Смерть и надежда | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
32 33 | Обобщающие и итоговые уроки | 2 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
34 | Резервный урок | 1 |
11 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||
Введение | ||||||||
1 | Что такое этика? | 1 | Беседа. Презентация | |||||
В ладу с миром | ||||||||
2 | Человек - дом души и храм духа | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Презентация | |||||
3 | О природе совести | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
4 | Духовное возрастание | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
5 | Зрелость личности | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
6 | Кризисы и задачи возрастов | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
7 | Наведение порядка внутри себя | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций | |||||
Союз священный | ||||||||
7 | И.С. Тургенев. Первая любовь. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
8 | Муж – глава жены? | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
9 | Закон цельности. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
10 | Когда в сердце разгорается любовь. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
11 | Жизнь в браке. | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
12 | Семья как целостная единица государства. «Государство – семейство семейств» | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
13 | Пробные браки | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
14 | Кризис семьи | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
15 | О целомудрии и телегонии | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
16 | Любовь родителей к детям | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
17 | Любовь детей к родителям | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
18 | Русская семья | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
19 | Жива ли дружба в современном мире | 1 | Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация | |||||
Жизнь и смерть | ||||||||
20 | Вместо жизни – слабый скрип | 1 | Беседа. | |||||
21 | Поиски подлинной реальности и путей возвыситься над жизнью. Отрывки из книги Е. Трубецкого «Смысл жизни» | 1 | Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями | |||||
22 | Языческие религии о смерти. Почитание предков. Ваша родословная. | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
23 | Материалистический взгляд на смерть. (Ж.-П. Сартр «Стена») | 1 | Беседа. Анализ поведения | |||||
24 | Христианский взгляд на смерть. ( Основы нравственности.Москва: ПРО-ПРЕСС.2000.– С. 439.) | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
25 | Жизнь после смерти. | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
Высшая природа человека | ||||||||
26 | Идеал. Ориентация в нравственном поиске правды | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
27 | К свету и целостности подлинной человечности (А. Шлеман) | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
28 | Покаяние. Самовоспитание. | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация | |||||
29 | Ч. Диккенс. Простишь ли ты меня когда-нибудь? | 1 | Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
30 | Свобода. Свобода сына – кошмар для отца? | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
31 | К.С. Льюис. Главные добродетели человека | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
32 33 | Обобщающие и итоговые уроки | 1 | Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации. | |||||
34 | Резервный урок | 1 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1.
- Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (серия «Этика», №10).
- Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996.
- Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989.
- Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.
- Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997.
- Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992.
- Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994.
- Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
- Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985.
- Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1995.
- Лосский И.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.
- Лосский И.О. Условие абсолютного добра. - М.: Изд.попит.литер-ра,1991.
- Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. Ч. 1. -Владимир, изд-во Влад. гос. Ун-та, 2002.
- Матвеев П.Е. Этика. Моральные ценности гражданского общества. Курс лекций. Ч. 4. - Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"
Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс
Авторская программа элективного курса для 9 класса...
Авторская программа Групповых и индивидуальных занятий 9 класс
программа групповых и индивыдуальных занятий по подготовке к ГИА...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.
Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...
Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.П.Кузовлева 2-4 классы
Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.П.Кузовлева 2-4 классы...