Авторская программа по этике для 5-11 классов
рабочая программа по теме

Карепова Юлия Григорьевна

Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких — к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков — д.п.н., профессор Курского государственного университета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_etike_dlya_5-11_klassov.odt32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение «Центр образования «Ступени»

Адаптированная рабочая программа

по этике

Учитель русского языка и литературы, этики

Карепова Юлия Григорьевна

г. Биробиджан

Предмет: этика

Класс — 5 - 11

Уровень – базовый

Всего на изучение программы – 34 часа

Количество часов в неделю – 1

Пояснительная записка

Статус документа
Преподавание предмета «Этика» отражают следующие документы:

  • Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199.

Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких — к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков — д.п.н., профессор Курского государственного университета.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель — создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

  • развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;
  • воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
  • освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми, о нравственном регулировании общественных отношений;
  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
  2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
  3. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
  4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
  5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
  6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
  7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  • Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-11 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.
  • Обучение этическим нормам через практическую деятельность: игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, беседа, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).
  • Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
  • Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
  • Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:

сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);

определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;

владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий:

использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Этика» ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, ирансшпшую основу его взаимодействия с другими людьми;
  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
  • источники нравственных знаний;
  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
  • Уметь:
  • описывать человека как морально-нравственное существо;
  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
  • реализации этических познаний в повседневной жизни,
  • претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
  • нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа.

Мои друзья

2

О дружбе. Как становятся друзьями.

1

Беседа. Комментированное чтение

3

Жадность и ложь.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

О дружбе и понимании.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

Культура поведения и правила поведения

5

Вежливость. Уважение. Деликатность

1

Беседа.

6

Правила вежливости с близкими, окружающими людьми

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

7

Правила вежливости в незнакомом городе

1

Беседа. Анализ поведения

8

Поведение культурного человека на отдыхе, в гостях

1

Беседа. Анализ поведения

9

Поведение культурного человека в общественных местах, в школе

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем.

Нравственность

10

Чуткость и забота

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

11

Честность и лживость

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

12

Совестливость и бессовестность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

13

Справедливость

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

14

Уважение или толерантность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

15

Мораль

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

16

Добро и зло в жизни людей

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

17

Что такое благо и стоит ли его творить?

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

18

О благодарности

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Внутренний мир человека

19

Что такое личные качества человека?

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

20

Ответственность за свои поступки и поведение

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

21

Точность и обязательность

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

22

Верность слову-честь

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

Человеческая жизнь-высшая ценность

23

Что такое ценности?

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

24

Ценности человеческой жизни

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций

25

Что такое подвиг?

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

26

Жизнь дана на добрые дела

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

27

Смысл и счастье жизни

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

Искусство и современная культура

28

Творчество как способ осмысления жизни

1

Беседа. Презентация

29

Умозрение в красках

1

Беседа. Презентация

30

Массовая культура

1

Беседа. Презентация

31

Обобщающие и итоговые уроки

1

Беседа. Презентация

32

Обобщающие и итоговые уроки

1

Беседа. Презентация

33

Резервный урок

1

Беседа. Презентация

34

Резервный урок

1

Беседа. Презентация

6 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

Правила культуры поведения

2

Поведение культурного человека в труде

1

Беседа. Комментированное чтение

3

Поведение культурного человека на отдыхе

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

Правила культуры поведения  

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

Дела и поступки нравственного человека

5

Доброе сердце

1

Беседа.

6

7

Чуткость и забота

2

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

8

Долг и забота

1

Беседа. Анализ поведения

9

10

Что посеешь, то и пожнешь

2

Беседа. Анализ поведения

Нравственные обязанности

11

Поступки — это поведение  

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

12

От чего зависит поведение?

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

13

Нравственные обязанности перед близкими

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

14

Нравственные обязанности перед обществом

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

15

Обязанности и долг перед Родиной

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Культура внутреннего мира

16

Понимание других

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

17

Требовательность к себе

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

18

Ответственность за свои поступки и поведение

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

19

Ответственность за свои дела и поступки

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

20

Точность и обязательность

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

21

Верность обещанию

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

22

Верность слову - честь

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

Нравственные законы

23

Честность и лживость

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

24

Что такое долг

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций

25

Совестливость и бессовестность

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

26

Можно ли человеку прожить без совести

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

27

Совестливые люди в государстве

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ Презентация

28

Человеческое достоинство. Что делать если тебя унижают

1

Беседа. Презентация

29

Честь и бесчестие

1

Беседа. Презентация

30

Равенство или равноправие

1

Беседа. Презентация

31

Справедливость

1

Беседа. Презентация

32

33

Обобщающие и итоговые уроки

2

Беседа. Презентация

34

Резервный урок

1

7 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

Примирение с собой

2

Что в тебе имени моем.

1

Беседа. Комментированное чтение

3

Идеалы или образцы для подражания

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

Истинное счастье человека

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

5

Физическая культура и здоровый образ жизни  

1

Мы живем среди людей

6

Дела житейские

1

Беседа.

7

Потребности и интересы

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

8

Нравственная оценка и нравственные законы

1

Беседа. Анализ поведения

9

Принципиальность и беспринципность

1

Беседа. Анализ поведения

10

Мысли, чувства и желания

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем.

11

Я тебя слушаю

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем.

12

Нравственный выбор и ответственность

1

Беседа. Анализ поведения

13

Нравственный выбор и верность

1

Беседа. Анализ поведения

Нравственные законы жизни

14

Не быть равнодушным

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

15

За что уважают и кого уважают  

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

16

Уважение или толерантность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

17

Уважение старших в семье

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

18

Уважение старших в школе

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

19

Уважение старших - закон жизни

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

20

Почитание, почтение и уважение

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

21

Чуткость, и предупредительность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

22

Вежливость и деликатность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Мир человека с природой

23

Сила материнской любви

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

24

Бессознательная и сознательная жизнь

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

25

Мир русского пейзажа и живописи

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

26

«Над вечным покоем»

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

27

Созидание или разрушение

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

Слово и образ

28

И.А. Гончаров. Сильнее всякой морали

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

29

Н.С. Лесков. Отчего на свете доброе не ладится?

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

30

И.С. Тургенев. Когда ноет в самом нутре

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

31

В. Немирович-Данченко. Пока еще сердце бьется в груди

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

32

А.П. Чехов. Художество

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций. Презентация

33-34

Обобщающие и итоговые уроки

2

Беседа. Презентация

8 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

Нравственные понятия и категории

2

Главные понятия морали

1

Беседа. Комментированное чтение. Презентация

3

Добро и зло в жизни людей

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

Что такое благо и стоит ли его творить?         

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

5

Кому тяжелее жить — доброму или злому?

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

6

 «Спасибо». О благодарности

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

7

8

Добро и зло в сказках народов мира

2

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

9

Добро и зло в мифах народов мира

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

10

Различия в понимании категорий «добро и зло» в различных культурах  

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

11

Различия в понимании категорий «добро и зло» в разные исторические периоды

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

12

Понимание «добра и зла» в первобытном обществе

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

13

Нравственные нормы и правилам жизни в родовой общине

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

14

15

Духовность и нравственность в Древней Руси

2

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

16

Добро и зло в Средние века

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

17

Почитание семейных связей

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

Духовно-нравственные ценности

18

Что такое ценности?

1

Беседа.

19

Человеческая жизнь - высшая ценность

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

20

Ценности человеческой жизни

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

21

Базовые ценности человека (продолжение)

1

Беседа. Анализ поведения

22

Ценности и моральный долг

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

23

Ценности и моральный долг (продолжение)

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

24

25

Что такое подвиг?

2

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

26

Жизненные ценности и духовно-нравственные нормы жизни

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

27

К.С. Льюис. Главные добродетели человека  

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

28

Добродетельные люди  

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

29

Жизнь дана на добрые дела

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

30

Смысл и счастье жизни  

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

31

32

33

Обобщающие и итоговые уроки

3

Беседа. Презентация

34

Резервный урок

1

9 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

Личное, общее и всеобщее

2

Настроение и интересы

1

Беседа. Комментированное чтение. Презентация

3

Опасности и спасение

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

Смелость, мужество или безрассудство

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

5

Не давши слова — крепись, а давши — держись!

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

6

«Слово — серебро, а молчание — золото»

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

7

Рыцарь, друг и дружина.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

8

В чести честь. Герб

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

9

Дружба и друзья. Правила дружбы

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

10

Флаг и герб России

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

В ладу с собой

11

Тревоги, беспокойства и страхи

1

Беседа.

12

Понимание себя

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

13

Разумен ли эгоизм. Эгоизм и эгоцентризм.

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

14

Праздник непослушания

1

Беседа. Анализ поведения

15

О нравственной оценке и нравственном законе (И. Кант о нравственном законе внутри нас)

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

16

Невидимая брань

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

17

Диалог с совестью

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Дар жизни бесценный

18

Бессознательная и сознательная жизнь

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

19

Голова или пустой котелок

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

20

Войны

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

21

Экстремальные ситуации

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

22

Грех самоубийства

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

23

Психологический кризис

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

24

Что такое мое «я»

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

25

Л.Н. Толстой. А для чего жить то?

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

26

Ф.М. Достоевский. Преображение утром перед дуэлью

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

27

А.П. Чехов. Жизнь в вопросах и восклицаниях

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

Искусство и современная культура

28

Творчество как способ осмысления жизни

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

29

Е. Трубецкой. Умозрение в красках. Немая проповедь душевной чистоты

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

30

Массовая культура

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

31

32

33

Обобщающие и итоговые уроки

3

Беседа. Анализ поведения. Презентация

34

Резервный урок

1

10 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

Личное, общее и всеобщее

2

Человек в человеке

1

Беседа. Комментированное чтение. Презентация

3

Решение жизненных проблем

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

«Разве можно на этом свете не быть зубастым?» по рассказу А.П. Чехова «Размазня»

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

5

О тревожности

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

6

О разных одиночествах

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

Самосовершенствование и поиск духа мирного

7

Открытие самого себя

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

8

Встреча с совестью

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

9

Я против «Я»

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

10

Внутренний диалог

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

11

Молчание как вершина диалога

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

12

Духовная брань

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

13

Очищение души

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

Союз священный

14

Самопознание в диалоге

1

Беседа.

15

Выслушивание другого

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

16

Символы симпатии и любви

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

17

Любовь или влечение

1

Беседа. Анализ поведения

18

Идеал и идеализация

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

19

Мудрость любви

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

20

«Не сошлись характерами»

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

21

Власть женщины в семье

1

22

Женственной быть нелегко

1

23

Защита и возрастание любви

1

Смысл жизни человека

24

«Быть или не быть». (Сакральные ценности)

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

25

«То, ради чего я хочу жить»

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

26

О самом надежном капиталовложении в жизни

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

27

Не убивай!

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

28

Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна!

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

29

Удивительно умирают русские люди!

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

30

Две смерти

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

31

А.П. Чехов. На кладбище. Смерть и надежда

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

32

33

Обобщающие и итоговые уроки

2

Беседа. Анализ поведения. Презентация

34

Резервный урок

1

11 класс

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа. Презентация

В ладу с миром

2

Человек - дом души и храм духа

1

Беседа. Комментированное чтение. Презентация

3

О природе совести

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

Духовное возрастание

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

5

Зрелость личности

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

6

Кризисы и задачи возрастов

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

7

Наведение порядка внутри себя

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

Союз священный

7

И.С. Тургенев. Первая любовь.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

8

Муж – глава жены?

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

9

Закон цельности.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

10

Когда в сердце разгорается любовь.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

11

Жизнь в браке.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

12

Семья как целостная единица государства. «Государство – семейство семейств»

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

13

Пробные браки

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

14

Кризис семьи

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

15

О целомудрии и телегонии

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

16

Любовь родителей к детям

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

17

Любовь детей к родителям

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

18

Русская семья

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

19

Жива ли дружба в современном мире

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций. Презентация

Жизнь и смерть

20

Вместо жизни – слабый скрип

1

Беседа.

21

Поиски подлинной реальности и путей возвыситься над жизнью. Отрывки из книги Е. Трубецкого «Смысл жизни»

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече  с родственниками, друзьями

22

Языческие религии о смерти. Почитание предков. Ваша родословная.

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

23

Материалистический взгляд на смерть. (Ж.-П. Сартр «Стена»)

1

Беседа. Анализ поведения

24

Христианский взгляд на смерть. ( Основы нравственности.Москва: ПРО-ПРЕСС.2000.– С. 439.)

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

25

Жизнь после смерти.

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Высшая природа человека

26

Идеал. Ориентация в нравственном поиске правды

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

27

К свету и целостности подлинной человечности (А. Шлеман)

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

28

Покаяние. Самовоспитание.

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация

29

Ч. Диккенс. Простишь ли ты меня когда-нибудь?

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

30

Свобода. Свобода сына – кошмар для отца?

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

31

К.С. Льюис. Главные добродетели человека

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

32

33

Обобщающие и итоговые уроки

1

Беседа. Анализ поведения. Презентация. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

34

Резервный урок

1

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодина Е. Как вести себя на улице и в общественных местах. Этикет в гостях. // Воспитание школьников. - 1996. - №1.
  2. Бондарев Ю.Я. У истоков современной морали. - М.: Знание, 1991 (серия «Этика», №10).
  3. Брейкин О.В. Становление нравственного идеала в культурах Древнейшего мира. - Саранск, 1996.
  4. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - Изд. 3-е. - М.: Педагогика,1989.
  5. Десять заповедей. // Словарь по этике. Изд. 6-е. - М., 1989.
  6. Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. - М.: Экономика, 1990.
  7. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и Практикум. - М.:Тетрасистемс, 1997.
  8. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. - М.: Просвещение, 1992.
  9. Карсавин Л.П. Добро и зло. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. - М.,1994.
  10. Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.
  11. Леви В. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991.
  12. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература,1985.
  13. Лихачева Л.С. Школа этикета. - Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1995.
  14. Лосский И.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.
  15. Лосский И.О. Условие абсолютного добра. - М.: Изд.попит.литер-ра,1991.
  16. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций. Ч. 1. -Владимир, изд-во Влад. гос. Ун-та, 2002.
  17. Матвеев П.Е. Этика. Моральные ценности гражданского общества. Курс лекций. Ч. 4. - Владимир, изд-во Влад. гос. ун-та, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

авторская программа спецкурса по химии для 9 класса по теме:"Химия и сельское хозяйство"

Пояснительная запискаХимизация – это одно из направлений научно-технического прогресса, основанное на широком применении химических веществ, процессов и методов в различных отраслях, например, в...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа Групповых и индивидуальных занятий 9 класс

программа групповых и индивыдуальных занятий по подготовке к ГИА...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...

Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.П.Кузовлева 2-4 классы

Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.П.Кузовлева 2-4 классы...