Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»
статья на тему
В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pavlovoy_n.n.docx | 701.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы учителя – дефектолога
с педагогами группы и родителями
по формированию мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью)
через работу с опорными схемами
Нарушение интеллекта (умственная отсталость или олигофрения) – это врожденное или приобретенное в раннем возрасте недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта.
Умственная отсталость отражается на всех психических процессах, в основном – познавательных. При данном нарушении мышление конкретное, ограниченное, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не планирует свою деятельность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) активное внимание нарушено, а способность к запоминанию обычно замедлена. Словарный запас бедный, а для речи характерно неточное использование слов, неразвернутых фраз, нарушение произношения и т.д. Отмечаются трудности в выделении главных свойств и признаков рассматриваемого объекта, в изложении последовательности данных признаков; детям тяжело концентрировать внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, обычно описательный рассказ ограничивается отдельными перечислениями предметов и их частей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов логического мышления.
Использование заместителей и наглядных моделей-опор развивает умственные возможности дошкольников. Для формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные символы, заместители, пиктограммы, графические опорные схемы, отображающие последовательность выполнения действий, событий.
Схема представляет собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения (современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой). При работе с детьми дошкольного возраста используются: опорная наглядная схема для составления описательных рассказов, технологическая карта для определения последовательности выполнения действия, графическая схема (плоскостной образец).
В программах дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальными нарушениями Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной и др. (2007г.), Гаврилушкиной О.П., Соколовой Н.Д. (1991.г.) Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой (2010г.), рекомендуется применение опорных схем в работе с детьми с легкой умственной отсталостью, но методическое обеспечение по данной теме отсутствует.
Волкова Ю.С., Черткова Л.В. разработали опорные схемы для составления описательных рассказов для детей дошкольного возраста. Но в данном пособии большинство схем очень абстрактны и недоступны для понимания детям с нарушением интеллекта. Количество пунктов схемы велико: 8–9 критериев для описания объекта (события), что вызывает затруднения у наших воспитанников.
Ткаченко Т.А., разработала схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов и упражнения по развитию словесно – логического мышления детей с нарушениями речи. Данные схемы доступны и детям с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью). Но так как для детей данной категории характерно «привыкание» к наглядному материалу и формулировке задания, требуется разнообразие опорных схем и способов их подачи.
Волчкова В.Н. и Степанова Н.В. в конспектах занятий для второй младшей группы детского сада предлагают схемы для ознакомления детей с культурно-гигиеническими навыками, правилами поведения в группе, последовательностью одевания на прогулку, составления описательных рассказов. Предложенные схемы используются и в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта, но и они требуют доработки. Например, схема последовательности мытья рук детям второй младшей группы предлагается из 11 пунктов, а для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) из-за нарушения внимания и памяти целесообразно сократить её до 5-6 картинок.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. разработали комплект рабочих тетрадей "Я - говорю!", предназначенный для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности. Данная методика направлена на всестороннее развитие ребенка, основанное на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы. Но пиктограммы в данной методике достаточно примитивны и с точки зрения эстетики неприглядны. Данная методика в работе с детьми с легкой умственной отсталостью не используется.
Таким образом, применение опорных схем в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) в литературе не освещено.
Наш МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 г.Ангарска работает по основной общеобразовательной программе, разработанной на основе программы Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа для ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» М: «Просвещение», 2010г. В данной программе выделен отдельный раздел «Формирование мышления» для детей 1-4 годов обучения. Но в программном содержании данного раздела отсутствует работа по применению опорных схем.
Поэтому я считаю актуальным описать опыт коррекционно – развивающей работы по формированию мышления детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) через работу с наглядными опорными схемами.
Организация работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) 4 года обучения через работу с опорными схемами на примере лексической темы «Труд людей осенью. Урожай»
Работа с детьми:
Планы занятий учителя – дефектолога по лексической теме «Труд людей осенью. Урожай» с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) 4 года обучения
СР – социальное развитие
ОО – ознакомление с окружающим
РР – развитие речи
ФЭКП – формирование элементарных количественных представлений
К – конструирование
СВ – сенсорное воспитание (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное)
ОИ – обучение игре
ФМ – формирование мышления
Вид СР+ОО+РР
Цели занятия:
Повторить признаки времени года осени.
Обобщить знания об овощах и фруктах.
Познакомить с трудом взрослых в саду и огороде.
Учить «загадывать загадки» – составлять рассказ-описание фруктов и овощей по опорной схеме.
Учить выделять существенные признаки, обобщать.
Развивать зрительное восприятие при дорисовывании недостающих частей рисунка.
Оборудование: муляжи, картинки «фрукты», «овощи», «признаки осени», опорные схемы «Времена года», «Фрукты-овощи», сюжетная картина «Собираем урожай»
Ход
1.ОМ: - Какие признаки осени вы знаете?
2. Повторение: работа с опорными схемами «Времена года» - повторение признаков осени.
3. Рассматривание сюжетной картины «Собираем урожай»:..- Какие овощи вы знаете? Где растут овощи?
- Какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты?
4. отгадывание загадок об овощах и фруктах.
5. Составление загадок по опорной схеме:
- форма
- цвет
- величина
- где растет
- что готовят
6. Работа в тетради: дорисовывание овощей, фруктов.
Вид ФЭКП+К+СВ (зрительное восприятие)+ОГ
Цели занятия:
Познакомить с арифметическими знаками «=», «+».
Учить создавать рисунки к тексту задачи.
Закрепить знание цифр 1-6(4), их последовательность.
Продолжать учить считать предметы при разном расположении в пределах 6.
Воспитывать умение внимательно слушать.
Оборудование: демонстрационный материал: цифры 1-6(4), муляжи фруктов, овощей, раздаточный – цифры 1-6(4), знаки «=», «+», простые карандаши, тетради
Ход
1.ОМ: – Сядет тот, кто назовет 1 фрукт и 1 овощ.
2.Устный счет: «Возьми и назови цифру»
«Вагончики»: - Поменяйтесь местами в соответствии со своими номерами (определение последовательности цифр)
- Назови своих соседей. Назови соседей своей цифры.
3. Решение задач на наглядном материале (овощи, фрукты), Зарисовывание задачи и запись решения на доске.
Знакомство со знаками «=», «+».
4. за столами: «Разложи цифры 1-6(4) по порядку»
«Жмурки»: - Какой цифры не стало?
5. работа в тетради:
1 подгр. – создание рисунка с тексту задачи
6.Итог: - Назови соседей цифры…
Вид ФМ+К + Театр. деят. /ОИ
Цели занятия:
Закрепить названия частей моста, деталей конструктора.
Учить опознавать предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно – двигательного обследования.
Учить сравнивать детали конструктора и отображать результат сравнения в речи.
Учить анализировать графический образец.
Учить зарисовывать постройку.
Развивать зрительное восприятие при рассматривании образца, творчество.
Оборудование: схемы построек, «Волшебный мешочек», детали конструктора, разные по величине и материалу, цветные карандаши, тетради
Ход
1.ОМ: - Сядет тот, кто назовет деталь конструктора.
2. Дид.игра «Волшебный мешочек»: пластина, крыша, кирпичик, кубик, (1 подгр. – брусок, арка, цилиндр)
3. Сравнение деталей конструктора:
- разные по цвету
- по величине
- по количеству углов
- по длине
- по материалу
- по 2 признакам
4. Дид.игра «Какая геом.фигура получится, если нарисовать кубик,…?»
5. Анализ графической схемы «Мост»: - Какие детали потребовались?
- Что сначала надо построить, что потом?.
6. Самостоятельная постройка моста.
7. Зарисовка постройки в тетрадь (предварительный показ на доске)
8. Итог: - Какая геом.фигура получится, если нарисовать кубик,…?
Вид ФЭКП+СВ (такт.- двиг. восприятие)+СР
Цели занятия:
Знакомить с арифметическими знаками «=», «+».
Учить составлять примеры, решения задач.
Продолжать учить считать предметы при разном расположении в пределах 6.
Учить ориентироваться на листе бумаги, выделяя верх, низ, левую и правую стороны, середину листа.
Повторить названия геометрических фигур.
Воспитывать умение внимательно слушать.
Оборудование: демонстрационный материал: цифры 1-6(4), геом.фигуры, раздаточный – цифры 1-6(4), знаки «=», «+», цветные карандаши, тетради
Ход
1.ОМ:– Сядет тот, кто назовет какое число идет после ….
2.Устный счет: счет при разном расположении цифр «Какая цифра потом?»
3. Закрепление знаков «=», «+».Решение задач на наглядном материале (геом. фигуры) и запись решения на доске.
4. за столами: «Разложи цифры 1-6(4) по порядку»
«Жмурки»: - Какой цифры не стало?
«Посчитай и покажи»: - Сколько колес у машины?.....
1 подгр. - составление записи решения задачи на наглядном материале.
Физминутка: - Покажите, где верх, низ, левая и правая рука, нога. Что слева, справа, вверху, внизу? Покажите верх, низ, середину, левую сторону, правую у доски.
5. работа в тетради: «Укрась платочек»: нарисовать слева красный треугольник,…
6.Итог: - Назови соседей цифры…
Вид ОО + РР + ОГ + СВ (слуховое восприятие)
Цели занятия:
Познакомить с понятием «слово», со схемой слова.
Упражнять в делении слов на слоги.
Учить опознавать местоположение и интенсивность звука (близко, далеко, рядом, вверху, внизу, слева, справа)
Учить составлять описательный рассказ об овоще, фрукте по опорной схеме.
Воспитывать умение внимательно слушать.
Оборудование: схемы 1,2,3.4-сложных слов, погремушки, муляжи фруктов, овощей, опорные схемы «Овощи», «Фрукты»
Ход
1.ОМ: – Сядет тот, кто назовет 1 фрукт и 1 овощ.
2. Послушайте (хлопок, стук, скрип, погремушка и т.д.). Это звуки.
- А мы может сказать звук? (примеры детей)
- Еще мы говорим слова. Каждое слово имеет свое значение. (примеры)
- Назовите любое слово.
- Каждое слово делится на части – слоги.
Знакомство со схемой слова.
3. Дид.игра «Найди домик для слова» (муляжи овощей и фруктов)
Физминутка: - Покажите, где верх, низ, левая и правая рука, нога. Что слева, справа, вверху, внизу? Игра «Жмурки» (где звучит погремушка?)
4. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах по опорной схеме.
5. Итог: Сколько слогов в слове …
Работа с педагогами:
Задания для воспитателей группы для закрепления с детьми по теме
«Труд людей осенью. Урожай» с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) 4 года обучения
Образовательная область, разделы | Содержание |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: «Формирование мышления» + «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим» | Повторить и закрепить признаки времени года – осень. Закрепить составление описательного рассказа о времени года осени по опорным схемам, сюжетной картине. Знакомить на прогулке со звуками живой и неживой природы (д.и. «Угадай, что ты слышишь»). Развивать грамматический строй речи при подборе к существительным качественных прилагательных и согласовании слов (яблоко какое?…, огурец какой? … и т.д.). Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы. |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ: РАЗВИТИЕ: «Обучение игре» + «Ознакомление с художественной литературой» | Чтение Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы» Цели: Учить детей слушать текст вместе с группой сверстников, подбирать иллюстрации к содержанию текста. Формировать знания о внешних признаках овощей, умение передавать их в рисунках. Учить давать оценку поступкам героев. Упражнять в отгадывании загадок об осени. Повторить стихотворения об овощах и фруктах, которые дети выучили с родителями дома. |
С-р игра «Магазин». Обобщить знания об овощах и фруктах. Продолжать учить вежливо общаться в диалоге «продавец – покупатель», правильно использовать атрибуты в игре. Учить планировать этапы игры. Развивать умение выполнять выбранную роль до конца игры. | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: «Сенсорное восприятие» + «Формирование элементарных математических представлений» | Учить опознавать предметы на ощупь, определяя их форму, величину, материал в процессе тактильно – двигательного обследования (д.и. «Определи на ощупь») и отображать результат в речи. Упражнять в ориентировке в пространстве, учить пользоваться в речи терминами: верх, низ, лево и право. Закрепить названия и последовательность дней недели. |
Индивидуальная работа с детьми воспитателей группы №1 по заданию учителя – дефектолога на _____________
Дата, день недели, время | ФИ ребенка | Содержание работы
| Результат | |
Илья В. | Дид.игра «Почтовый ящик» - учить при проталкивании объемных геометрических фигур в прорези пользоваться приемом зрительного соотнесения. Привлекать к совместным действиям со взрослым для создания построек из 2 – 3 деталей (стол, стул, кровать) и обыгрывания их. Упражнять в складывании разрезных картинок из 6 частей, кубиков из 4-6 штук «Овощи», «Фрукты». | |||
Саша В. | Закрепить названия основных цветов: красный, желтый. Повторить фрукты, овощи. Словообразование: салат из капусты какой?...., сок из яблок какой? и т.д. Учить составлять описательный рассказ об фрукте, овоще по опорным схемам 9у учителя – дефектолога). | |||
Натали Г. | Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 6: назови следующее число за …, предыдущее перед | |||
Миша Д. | Упражнять в штриховке изображений сверху вниз и слева направо. Повторить фрукты, овощи. Словообразование: салат из капусты какой?...., сок из яблок какой? и т.д. Учить составлять описательный рассказ об фрукте, овоще по опорным схемам (у учителя – дефектолога). | |||
Андрей Ж. | Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих звуков) Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 6: назови следующее число за …, предыдущее перед | |||
Владик Л. | Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 10: назови следующее число за …, предыдущее перед | |||
Илья Р. | Артикуляционная гимнастика (комплекс для свистящих звуков) Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 6: назови следующее число за …, предыдущее перед | |||
Андрей С. | Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих звуков) Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 4: назови следующее число за …, предыдущее перед | |||
| Арсений Т. | Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 10: назови следующее число за …, предыдущее перед | ||
Серёжа Ш. | Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих звуков) Закрепить знание названий деревьев и кустарников: черемуха, береза, рябина, тополь, клен, сосна, ель. Словообразование: лист с березы какой? – березовый и т.д. Закрепить признаки времени года осени. Учить рассказывать об осени по опорной схеме (у учителя – дефектолога). Закрепить знание натурального ряда чисел в пределах 6: назови следующее число за …, предыдущее перед |
Работа с родителями: Домашнее задание по теме
«Труд людей осенью. Урожай»
- Назови овощи, которые ты знаешь (записать в тетрадь).
- Чем похожи все эти овощи? (растут в огороде на грядке)
- Назови фрукты, которые ты знаешь (записать в тетрадь).
- Чем похожи все эти фрукты? (растут в саду на деревьях)
Дид.игра «Большой – маленький»: - Я буду называть большой овощ или фрукт, а ты называй маленький … (яблоко – яблочко и т.п.)
Дид.игра «Приготовим сок»: - Какой сок получится из яблока - груши - лимона - персика - винограда - моркови - тыквы - апельсина - ананаса - сливы -
Составить рассказ – описание к-либо овоща и фрукта по плану:
- как называется
- какой формы
- какого цвета
- где растет
- какой на вкус, какой на ощупь, что внутри
- что из него можно приготовить
На прогулке рассмотреть осенние листья на березе, тополе, рябине, черемухе, клене. Наклеить в тетрадь (предварительно прогладив утюгом) 2-3 листочка – особенно понравившихся, необычных по форме, цвету, размеру.
Список литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 392 с.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007. – 265 с.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: «Просвещение», 2010. – 267 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2009. – 174 с.
- Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов. - М.: Сфера, 2010. – 16 с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
- Т.А.Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно». – Гном,2004.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет). М.: Гном и Д. 2001.
предложить разработанные для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью) опорные схемы и адаптированные к образовательным возможностям детей общеизвестные опорные схемы.
Перечень оборудования и дидактического материала
по формированию мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (лёгкой умственной отсталостью)
через работу с опорными схемами
Наглядные опорные схемы в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) применяются:
- популярные, которые предлагаются детям без изменений (Напр.: Т.А.Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов);
- популярные, которые адаптируются под возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, берется часть схемы или схема предлагается детям более старшей возрастной группы, чем той, для которой она была предназначена авторами – разработчиками (Напр.: Ю.С.Волкова, Л.В.Черткова Опорные схемы для составления описательных рассказов; дидактические игры «Пройди по тропинке», «Подбери по схеме», «Заполни таблицу»);
- схемы, разработанные с учетом специфики образовательных потребностей детей – мобильные (конкретно для данного возраста и индивидуальных способностей детей, поставленной учебной задачи). Среди них:
а). дидактические игры:
«Отыщи тропинку»
Цель: Учить определять последовательность перемещения на плоскости, опираясь на схему.
Закрепить знание названий геометрических форм, основных цветов.
Оборудование: игрушка, раздаточный материал (картинки: цифры, игрушки, фрукты, овощи), карты-схемы с изображением последовательности перемещения (3 варианта по 8 штук), листы с изображением схемы пути, где ориентирами служат:
1). круги 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый);
2). основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
3). геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
Возраст играющих: 4 – 7(8) лет.
Ход:
Перед игрой на листе-пути раскладываются картинки (цифры, игрушки, фрукты, овощи) как конечный путь следования. Играющие выбирают себе карту-схему к данному листу и, основываясь на ней, проводят игрушку «по тропинке» к конечной тропинке
Дидактическая игра «Замри»
Цель: Учить ориентироваться в схеме собственного тела, соотносить его со схематичным изображением.
Оборудование: карточки со схематичным изображением человека в какой-либо позе.
Возраст играющих: 4 – 7(8) лет.
Ход:
Дети бегают по комнате и по команде ведущего «Раз, два, три – замри!» останавливаются. Ведущий показывает одну из карточек со схематичным изображением человека в какой-либо позе. Играющие должны принять такую же позу. Если поза не соответствует схематическому изображению, ведущий предлагает ребенку посмотреть на сверстника и принять нужную позу.
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Цели: Учить анализировать рисунок – образец и выполнять постройки по нему. Формировать умение подбирать детали конструктора к рисунку – образцу, учить составлять одни элементы строительных наборов из других.
Оборудование: детали конструктора, а). карточки с рисунками - образцами непредметного конструирования; б). карточки с рисунками - образцами непредметного конструирования, - «подсказки», на которых обозначены необходимые детали конструктора.
Возраст играющих: 6 – 7(8) лет.
Ход:
Детям предлагаются детали конструктора и карточка с рисунком - образцом. Дети должны подобрать соответствующие рисунку – образцу детали конструктора. При затруднении детям предлагается рисунок – образец, на котором обозначены необходимые детали конструктора.
Дидактическое упражнение «Зрительный диктант»
Цель: Учить анализировать рисунок – образец непредметного конструирования и выполнять постройку в соответствии с ним.
Оборудование: карточки с рисунками – образцами непредметного конструирования, детали конструктора.
Возраст играющих: 5 – 7(8) лет.
Ход:
Детям поочередно предлагаются карточки с рисунками – образцами непредметного конструирования, в соответствии с которыми они должны выполнять постройку.
Дидактическая игра «Цвет, форма, величина»
(см. в конспектах организованной деятельности)
Дидактическая игра «Следопыты»
Цели: Закрепить умение ориентироваться по плану-схеме комнаты, учить «видеть» реальные предметы в плане. Учить находить спрятанный предмет, ориентируясь на план-схему комнаты.
Оборудование: карточки со схемой-планом комнаты с отмеченным красной точкой местом, где спрятана игрушка, игрушка.
Возраст играющих: 6 – 7(8) лет.
Ход:
Игрушки предварительно прячутся в комнате. Детям предлагается найти их, используя планы-схемы комнаты с отмеченным красной точкой местом, где спрятаны игрушки.
Опорные схемы для составления описательных рассказов о предмете, явлении природе, для сравнения двух понятий
«Домашние птицы»
1.Цвет, величина
2.Строение
3.Чем питаются
4.Название жилища
5.Название птенцов
6.Польза
«Домашние животные»
1.Цвет, величина
2.Строение
3.Чем питаются
4.Название жилища
5.Название детенышей, кто как голос подает
6.Польза
«Времена года»
(отдельные карточки – для описания признаков времени года берется от 3 до 8 критериев)
1.Длительность дня и ночи 5.Птицы
2.Небо 6.Животные
3. Деревья 7.Одежда людей
4.Почва 8.Труд людей в природе
«Сравнение животных и птиц»
(отдельные карточки)
1.Птицы: строение, чем покрыты, птенцы
2.Животные: строение, чем покрыты, птенцы
«Сравнение животных, спиц, рыб»
1.Животные: строение, чем покрыты, место обитания, потомство
2.Птицы: строение, чем покрыты, место обитания, потомство
3.Рыбы: строение, чем покрыты, место обитания, потомство
«Линейные опорные схемы»
Данные опорные схемы просты и конкретны. Они предназначены для начала работы по составлению описательных рассказов (можно применять уже на 3 году обучения), а также для закрепления при выполнения домашнего задания с родителями.
4.2 Список литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 392 с.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007. – 265 с.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991. – 115 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: «Просвещение», 2010. – 267 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2009. – 174 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение. 1981.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение. 1990.
- Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов. - М.: Сфера, 2010. – 16 с.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя – дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 256 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
- Т.А.Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно». – Гном,2004.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет). М.: Гном и Д. 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учрежден...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошк...
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью по математике 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программы для детей с умственной ...
Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость)
Мониторинг выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость) - составлен совместно с учителями п...
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченнымивозможностями здоровья (легкой умственной отсталостью) Возраст детей 5 – 6 лет (третий год обучения)Продолжительность: 25 минОсновная образ...
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)
Подготовка умственно-отсталых обучающихся к самостоятельной жизни. Клиника и этиология умственной отсталости. Психологические особенности умственно отсталых школьников. Обучение умственно отсталых дет...
Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....