Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
проект
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya.docx | 59.28 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….2
2. Общая характеристика учебного предмета….………………………………………………3
3. Описание места коррекционного курса……………….…………………………………….3
4. Личностные и предметные результаты освоения…………………………………………5
5. Содержание курса……………………………………………….………... …………………7
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………………………..12
7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
обучающихся……………………………………………………………………………………17
8. Описание материально-технического обеспечения……………………………………….21
9. Список литературы………………………………………………………………………….21
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Департамента образования и науки Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2023 года № 10-П-1114 «Об организации подготовки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу нового 2023/2024 учебного года подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ Кондинская СОШ;
Положения об организации обучения больных детей на дому в МКОУ Кондинская СОШ;
Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2.Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
5. Основное содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
- «Временные представления»
«Количественные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые, в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.
- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Метод мониторингов;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
В рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также предполагается проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- развития мотивации. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа
Краткая характеристика
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается. |
Двигательная сфера | Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | В контакт не вступает, взгляд не фиксирует. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Не сформированы |
Память | Не сформированы |
Мышление | Не сформированы |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
2 подгруппа
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Опосредованное запоминание недоступно. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
3 подгруппа
Краткая характеристика
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.
6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полефункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора
- Сопоставляет два объекта по величине большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида». Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию: Катай, катай самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- Играет в сухом бассейне: ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям)
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори - материалами: «Розовая башня» (3-5 больших куба), с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом
- Умеет рассматривать вместе с учащимися постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, прибегая к помощи учеников (дай куб, дай еще фигуру),
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: орехов, каштанов, шишек) в одну ем-кость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: играет в сухом бассейне с шариками, с мячиком (первый «Дар Фребеля»), катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые, тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересы¬пать различные плоды, крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно; с пузырьковой колонной с подсветкой.
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): принеси мишку, посади его на стул и т. п.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу |
1 модуль | ||
1. | «Формирование представлений о форме» «Круг» «Квадрат» | 2 |
2. | «Маленькие и большие квадраты» | 2 |
3. | «Предметы похожие на круг, квадрат» | 2 |
4. | «Раскрашивание круга, квадрата» | 2 |
5. | «Обведение круга, квадрата по контуру» | 2 |
6. | «Штриховка круга, квадрата» | 2 |
Всего 12 часов | ||
2 модуль | ||
7. | «Формирование представлений о величине» «Большой-маленький «Длинный - короткий» | 2 |
8. | «Большие и маленькие игрушки» | 2 |
9. | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 |
10. | «Я большая, а ты маленький» «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». | 2 |
11. | «Постройка башни» «Длинный мост, короткий мостик» «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». | 3 |
Всего 11 часов | ||
3 модуль | ||
12. | «Формирование пространственных представлений» «Вверху-середина-внизу» | 2 |
13. | «Разложи игрушки по полкам» | 2 |
14. | «Разложи одежду по полкам» | 2 |
15. | «Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина» «Середина – низ» | 3 |
16. | «Ориентация в классе» «Середина класса» | 3 |
Всего 12 часов | ||
4 модуль | ||
17. | Формирование временных представлений «День-вечер-ночь» | 3 |
18. | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 2 |
19. | «Части суток» «День-вечер-ночь» | 2 |
20. | «Ночной режим» | 2 |
21. | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи, что ты делал ночью» | 3 |
Всего 12 часов | ||
5 модуль | ||
22. | «Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 |
23. | «Один-много» «Цифра 1» | 2 |
24. | «Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». | 2 |
25. | «Мои игрушки» | 2 |
26. | « В гостях у Лесовичка» Посчитай сколько шишек, найди цифру 1» | 2 |
Всего 10 часов | ||
6 модуль | ||
27. | «Формирование пространственных представлений» «Поровну-больше» | 2 |
28. | «Разложи игрушки» | 2 |
29. | «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» | 2 |
30. | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела». | 2 |
30. | «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» | 2 |
31. | Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху - середина-внизу» «поровну-больше» | 2 |
Всего12 часов | ||
Всего за год 68 часов |
7. Тематическое планирование по предмету «Математические представления»
1 доп. класс (66 часов в год/2 часа в неделю) (обучение на дому)
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
Формирование представлений о форме | ||||
1-2 | Круг Квадрат | 2 | Формировать представление о круге, соотносить и дифференцировать круг, квадрат. | 4.09.23г. 5.09.23г. |
3-4 | Маленькие и большие квадраты | 2 | Дифференцировать, раскладывать маленькие квадраты в маленькую коробку, большие квадраты в большую коробку. | 11.09.23г. 12.09.23г. |
5-6 | Предметы похожие на круг, квадрат | 2 | Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывать мяч по столу. Уметь находить в окружающей обстановке кубик. Находить разницу между предметами. | 18.09.23г. 19.09.23г. |
7-8 | Раскрашивание круга, квадрата. | 2 | Уметь правильно держать карандаш, раскрашивать не выходя за контур. Рассматривать объемную фигуру - куб. | 25.09.23г. 26.09.23г. |
9-10 | Обведение квадрата по контуру | 2 | Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия. | 2.10.23г. 3.10.23г. |
11-12 | Штриховка квадрата | 2 | 9.10.23г. 10.10.23г. | |
Формирование представлений о величине | ||||
13-14 | Большой-маленький, длинный-короткий | 2 | Выделять большие и маленькие круги с помощью метода наложения, выделять и группировать предметы по величине длинный-короткий. | 16.10.23г. 17.10.23г. |
15-16 | Большие и маленькие игрушки. Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приёмы наложения и приложения. | 2 | Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приёмы наложения и приложения. | 23.10.23г. 24.10.23г. |
17-18 | Я большая, а ты маленький. Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента. | 2 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента. | 13.11.23г. 14.11.23г. |
19-20 | Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы. | 2 | Соотносить одежду с ростом. Одевает на куклу: кофту, штаны. | 20.11.23г. 21.11.23г. |
21-22 | Постройка башни. Выделение «больших-маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности. Длинный мост, короткий мостик. | 2 | Выделение «короткий»-«длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности. | 27.11.23г. 28.11.23г. |
Формирование пространственных представлений | ||||
23-24 | Вверху-середина - внизу | 2 | Соотносить одежду с ростом. Одевать на куклу кофту, штаны. | 4.12.23г. 5.12.23г. |
25-26 | Разложи игрушки по полкам | 2 | Переносить игрушки разные по размеру с одного места на другое (Лиза возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывать руками какой мяч? большой | 11.12.23г. 12.12.23г. |
27-28 | Разложи одежду по полкам | 2 | Находить свои личные вещи | 18.12.23г. 19.12.23г. |
29-31 | Ориентация на листе бумаги | 3 | 25.12.23г. 26.12.23г. 8.01.24г. | |
32-34 | Ориентация в классе | 3 | Сформировать навыки ориентации на листе бумаги. Выполнять последовательно организованные движения. | 9.01.24г. 15.01.24.г. 16.01.24г. |
35-36 | Поровну - больше | 2 | 22.01.24г. 23.01.24г. | |
37-38 | Разложи игрушки | 2 | 29.01.24г. 30.01.24г. | |
39-40 | Пространственные понятия: поровну-больше, к, от | 2 | 5.02.24г. 6.02.24г. | |
41-42 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела | 2 | 19.02.24г. 20.02.24г. | |
43-44 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну – больше. | 2 | 26.02.24г. 27.02.24г. | |
45-46 | Закрепление тем: «Короткий длинный», «вверху-середина-внизу», «поровну-больше» | 2 | 4.03.24г. 5.03.24г. | |
Формирование временных представлений | ||||
47-48 | День-вечер-ночь | 2 | Формировать знания о частях суток, об их характерных особенностях | 11.03.24г. 12.03.24г. |
49-50 | Части суток День-вечер-ночь | 2 | Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась). Показывать как на себе глазки, так и на дидактической кукле. | 18.03.24г. 19.03.24г. |
51-52 | Режим дня | 2 | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога. | 1.04.24г. 2.04.24г. |
53 | Ночной режим | 1 | Закрывать и открывать глаза по требованию учителя (Лиза спит. Лиза проснулась.) Ночь придёт, закрой же глазки. Ты уже почти не спишь. Ночь всегда приносит сказки. | 8.04.24г. |
54-55 | Закрепление по теме: Покажи, что ты делал днём, вечером. Покажи, что ты делал ночью. | 2 | Находить картинки по частям суток (маша гуляла на улице. Каталась на карусели. Обедала. Когда это было?-днём. Показывает картинку, где Маша гуляет и т.д. Играет с бусами разной величины. | 9.04.24г. 15.04.24г. |
Формирование количественных представлений | ||||
56-57 | Один и «много» «Знакомство с цифрой 1» | 2 | Вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с бусами разной величины. | 16.04.24г. 22.04.24г. |
58-59 | Один – много. Цифра 1 | 2 | Показывает на пальцах (один апельсин), много нас (жест руками) Набрасывать кольца на стержень игрового модуля. | 23.04.24г. 29.04. 24г. |
60-61 | Много. Выполнение различных действий: один-много хлопков. | 2 | Показывает жестом (разводит руки широко в стороны-много) | 30.04.24г. 6.05.24г. |
62-63 | Мои игрушки. Цифра 1. | 2 | Определять один и много предметов на основе предметно-практических действий. Переносить с одного места стола на другое бытовые предметы. | 7.05.24г. 13.05.24г. |
64-66 | В гостях у Лесовичка. Посчитай сколько шишек, найди цифру 1. | 3 | Выбирать предметы из множеств. Играть с предметами и объектами контрастного размера:большая шишка- маленькая шишка, полный стакан-пустой стакан(банка, миска и др.). | 14.05.24г. 20.05.24г. 21.05.24г. |
8. Описание материально технического обеспечения
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
9. Список используемой литературы
1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания
времени учащимися вспомогательной школы [Текст] / М. Г. Аббасов
// Дефектология. — 1983. — №2. — с. 131-153.
2. Алышева, Т. В. Математика: 2 класс : учебник для специальных
образовательных учреждений 8 вида. , В 2 ч. Ч. 1, 2/ Т. В Алышева. -
М.: Просвещение, 2016. - с. 128
3. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.
4. Алышева Т.В. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных учреждений 8 вида.
5.Ахметгалиева, А.А. Развитие математической памяти у младшего
школьника. [Текст] / А.А. Ахметгалиева // Начальная школа. – 2005. –
№ 6. - С. 68-73.
6. Бантова, М.А. Методика начального обучения математике. [Текст] /
7.М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М. : Просвещение, 1984. - 335 с.
8. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе :
курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. – Москва : ВЛАДОС, 2007. –
455 с.
9. Боданский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших
школьников [Текст] / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников
в процессе учебной деятельности : сб. науч. трудов. – М., 1983. – С.
115-125.
10.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.
[Текст] - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. – с. 346
11.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования
образовательной политики и системы: материалы международной
конфр. 19-20 июня 2008г. – СПб.: Из-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008.-
215с.
12.Каирова Л.А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении
математике: учебное пособие [Текст] – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 91с.
13.Калинина, Г.П. Развитие математической речи в начальных классах.
[Текст] / Г.П. Калинина, В.П. Ручкина // Специальное образование –
2016. – № 1(41). – С. 62-74.
14.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей [Текст] /
Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2017. – 32 с.
15.Кузьмина-Сыромятникова Н.В. Методика арифметики во
вспомогательной школе. [Текст] Изд. 2-е, - М., 1949.
16.Нигматов З. Г. , Инклюзивное образование: история, теория,
технология [Текст]/ З. Г. Нигматов, Д.З. Ахметова , Т. А. Челнокова -
Казань: Познание, 2014. - 220 с.
17.Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных
детей М.М. Нудельман [Текст] / MГПИ им. В.И.Ленина, 1978. 64 с.
18.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001.-481с.
19.Староверов М.С. Инклюзивное образование : Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие [Текст] /
М.С. Староверов - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2011 – 168 с.
20.Шадрина, И.В. Обучение математике в начальных классах [Текст] :
пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. / И.В. Шадрина.
– М. : Школьная Пресса, 2003. – 152 с.
18.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных
(коррекционных) образовательных. Учреждений VIII вида: пособие для
учителя [Текст] / В.В. Эк. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005.
- 221 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы
Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный г...