Урок "Культура России второй половины XIX века"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.
Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_Kultura_Rossii_vtoroy_poloviny_XIX_veka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Базалук О.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 п.Пангоды
Тема: Культура России второй половины XIX века
Класс: 10 б класс(социально-экономический профиль)
Место проведения: компьютерный класс с локальной сетью и точкой подключения к Интернет
Цели:
- Сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX века, ее достижениях и вкладе в мировую культурную сокровищницу;
- Развивать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности одноклассникам;
- прививать учащимся чувство гордости, ответственности за сохранение культурного наследия; любовь к Отечеству и его истории.
Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран, рабочие листы с заданиями для групп.
Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке:
- Недостаточное количество наглядного материала
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации, на примере Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и поисковых систем Интернет.
- Наглядная презентация учебного материала.
- Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
- Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вхождение в урок. Сообщение темы урока, целей, разъяснение практической значимости занятия, постановка перед учащимися задач урока .Работа с ресурсом Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов- Аудиофрагмент: М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке". Вступление к опере «Хованщина»
(N 165255).
- Актуализация опорных знаний.
Ребята! Сегодня мы с вами погружаемся в эпоху пореформенной России, вспомним наиболее важные исторические события в жизни страны в этот период, определим их значение для политического, экономического и духовного развития российского общества второй половины XIX века. Из курса обществознания вам известно, что все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи- изменения в одних ведут к переменам в других. Тема сегодняшнего урока связана с развитием культуры.
Давайте вместе поразмышляем:
Какое из определений термина «Культура» вы считаете более полным? Ответ необходимо аргументировать.
А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.
Б)Культура несет отпечаток исторической эпохи.
( учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят к следующим выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов на духовное развитие российского общества).
Падение крепостного права озна чало начало нового, капиталистического периода в ис тории России. Капитализм внес существенные пере мены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду ховный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более вы сокого культурного уровня общества, расширял объек тивные социальные возможности для овладения куль турой значительных общественных слоев.
Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культур ную жизнь России. 60-е годы воспринимались совре менниками как время духовных преобразований, боль ших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель револю ционного движения Н. В. Шелгунов,- спавшая до то го времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи гро мадные».
- Изучение нового материал.
Ребята! А теперь мы вместе с вами определим какой отпечаток на культуру России наложили исторические события второй половины XIX века и в этом нам поможет Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и поисковые системы Интернет. Для этого мы с вами создадим четыре группы, каждая из которых получит свое задание. Через 10-12 минут вы должны представить результаты работы одноклассникам.
Группа I – работая с галереей изображений "Передвижники" (карточка N 168284 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)и поисковыми системами Интернет готовит сжатый рассказ о живописцах России второй половины XIX века.
Группа II – работая с галереей изображений "Памятники архитектуры 2-ой пол. XIX в." (карточка N 165038 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)и поисковыми системами Интернет, определяет типические черты русской архитектуры данного периода и готовит сжатый рассказ о выдающихся памятниках архитектуры.
Группа III – работая с таблицей "Достижения науки и техники 2-ой пол. XIX в." ( карточка N 165040 Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов), материалом учебника систематизирует материал и определяет мировое значение научных открытий ученых России.
Группа IV – работая с поисковыми системами Интернет, создает галерею «Поэты и писатели России второй половины XIX века», оформляет презентацию.
- Отчет групп о выполнении задания. По ходу «защиты» результатов работы учащиеся ведут краткий конспект и готовят ответ на вопрос: Какой вклад в мировую культурную сокровищницу внесла Россия?
- Закрепление изученного материала: Выполнение интерактивного задания "Русская литература 2-ой пол. XIX в." ( карточка N 168225).
- Подведение итогов урока. Учащиеся делают самостоятельные выводы о мировом значении русской культуры второй половины XIX века.
- Рефлексия. Возникло ли у вас после сегодняшнего урока желание посетить Третьяковскую галерею и воочию увидеть картины передвижников, увидеть своими глазами или посетить величественный Храм Христа Спасителя?
- Домашнее задание: выучить параграфы 77, 78 и подготовить дополнительный материал о развитии образования в России во второй половине XIX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культура России второй половины 19 века"
Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века": русские композиторы, живопись и скульпрутра...
ВС России второй половины XIX века (презентация к уроку истории в 8, 11 классах)
1.Военный министр Д. А. Милютин2.Военная реформа - “Устав о воинской повинности” (1 января 1874 г.)3.Военная форма и снаряжение План урока Военный министр Д. А. МилютинВоенная реформа - “Устав о ...
Тесты по истории России второй половины XIX века
Материалы помогут при подготовке к ЕГЭ по истории и обобщении материала по теме "История России второй половины XIX века"...
Тест по истории России вторая половина 19 века
Тест правление Александра второго...
Внешняя политика России второй половины XIX века
В презентации рассказывается о Русско-турецких войнах 1768-1884 и 1787-1791 гг. и разделе Речи Посполитой...
Художественная культура России второй половины XIX века
интегрированный крок истории и искусства 8,10 классе...
Художественная культура России второй половины XIX века (презентация)
к уроку истории и искусства 8, 10 классе...
Комментарии
Культура России второй половины XIX века
"Культура России второй половины XIX века"
Ольга Владимировна большое спасибо!Данный урок развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации в различных источниках, представлять результаты учебно-познавательной и поисковой деятельности.