Статья Зариповой М.А. "Антон Эйхенвальд: Долгий путь к признанию"
материал по теме

Зарипова Миляуша Афраимовна

Статья была напечатана в газете "Республика Татарстан"  02.06.2005 г. № 110-111 (25446)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anton_eyhenvald_dolgiy_put_k_priznaniyu.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья была напечатана в газете «Республика Татарстан» 02.06.2005
Выпуск: 
№ 110-111 (25446)

Ссылка на статью в интернете:    http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-78/62507/

Антон Эйхенвальд: долгий путь к признанию

http://www.rt-online.ru/upload/information_system_1/3/4/6/item_34628/information_items_1347368849.jpg

В мае нынешнего года исполнилось 130 лет со дня рождения Антона Александровича Эйхенвальда (1875-1952) - композитора, фольклориста, дирижера, театрального режиссера, педагога, художника, музыкально-общественного деятеля. Сегодня его имя почти забыто в Татарстане. Незаслуженно забыто. Многочисленные материалы архива А.Эйхенвальда свидетельствуют о том, что своей многолетней плодотворной деятельностью он внес значительный вклад в становление татарской музыкальной культуры и фольклористики. Имя Антона Эйхенвальда можно с уверенностью поставить в один ряд с такими дорогими для нас именами, как Султан Габаши, Газиз Альмухамедов, Василий Виноградов, Александр Ключарев.

Он вел разнообразную деятельность: дирижировал оперными спектаклями и симфоническими концертами, преподавал, собирал и изучал музыкальный фольклор разных народов. За полвека им было записано около четырех тысяч образцов песенного фольклора, среди которых коллекция татарских и башкирских народных песен и напевов -самая объемная. Впрочем, чем бы ни занимался А.Эйхенвальд, невидимые нити всегда связывали его с музыкальным творчеством татарского народа, с нашей республикой. Сегодня, спустя полвека после его смерти, настало время восстановить историческую справедливость и осветить истинное место и значение А.Эйхенвальда в истории татарской музыкальной культуры.Антон Эйхенвальд

Мое первое знакомство с его творческим наследием состоялось в 1999 году, когда я (тогда еще аспирантка КГПУ) по совету своего научного руководителя, известного татарского музыковеда М.Нигмедзянова впервые поехала в Москву для ознакомления с архивом Антона Александровича. Хранится он в Государственном Центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки. С тех пор я не перестаю восхищаться широтой творческих интересов этого удивительного человека. И с каждым годом все больше убеждаюсь в том, насколько значителен был его вклад в развитие татарского музыкального искусства.

Антон Эйхенвальд родился в Москве 13 мая 1875 года (по новому стилю). Отец его был художником Академии художеств, мать - известной арфисткой, профессором Московской консерватории. Начальное образование А.Эйхенвальд получил в частной московской гимназии, затем окончил училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. С раннего детства мальчик обнаружил незаурядные музыкальные способности. Первые уроки музыки он получил от матери, затем учился у таких мастеров, как Н.С.Кленовский, С.И.Танеев, Н.А.Римский-Корсаков.

В семнадцать лет А.Эйхенвальд начинает преподавать в музыкальных классах своего учителя Н.С.Кленовского в Москве и вместе с ним участвует в сборе и записи музыкального фольклора. А уже через год, в 1893-м, работает хормейстером в Казанской опере. Кроме того, вместе с профессором Казанского университета, известным лингвистом-ориенталистом Н.Ф.Катановым он совершает ряд этнографических экспедиций. Именно тогда в нем и зарождается интерес к татарскому народному музыкально-поэтическому творчеству.

В последующие двадцать лет Эйхенвальд дирижирует оперными спектаклями и симфоническими концертами в Тифлисе, Перми, Екатеринбурге, Саратове, Одессе, Харькове, Ялте и ряде других городов. В 1907 году он работает дирижером оперы в Казани, приобщая местную публику к лучшим образцам мировой музыкальной классики.

В 1915 году Эйхенвальд уже зрелым музыкантом снова возвращается в Казань и в течение пяти лет преподает, занимается этнографической деятельностью, дирижирует симфоническими концертами. К сожалению, сведений об этой поре его жизни сохранилось очень мало. Можно предположить, что в этот период значительно пополнилась его коллекция татарских народных песен и напевов.

Последующие несколько лет А.Эйхенвальд живет в Красноярске и Москве. Однако татарский музыкальный фольклор продолжает интересовать его и вдали от Татарстана. Он изучает ранее собранный материал, делает попытки гармонизовать его. Поначалу ему кажется, что эта простая диатоническая музыка очень легко поддается гармонизации. Однако, по признанию самого композитора, в адрес своих первых обработок он получает резко отрицательные отзывы. Татарские музыканты, которым он демонстрирует свою работу, в один голос заявляют, что такая гармонизация режет им слух и что мелодия при этом теряет свой национальный колорит. Но эти неудачи не останавливают Эйхенвальда. После упорного многолетнего труда он находит способ органичного сочетания одноголосных народных напевов с гармонией и полифоническими приемами, а затем решает сделать их обработку для симфонического оркестра.

Народные мелодии казанских татар, записанные и обработанные А.Эйхенвальдом для симфонического оркестра, впервые прозвучали 3 августа 1923 года на концерте восточной музыки, устроенном в Красноармейском дворце (ныне - театр им. К.Тинчурина). В тот день оркестром под управлением автора были исполнены татарские песни "Каз канаты", "Акоп кое", "Салкын чишмэ", "Муслима", "Туган ил", "Газизэ балдыз". Ценность этого концерта была тем более значимой, что он явился первым в истории татарской музыки симфоническим концертом восточной музыки. В нем приняли участие также татарские певцы С.Садыкова, Х.Чамаева и Х.Чамаев.Афиша

Концерт прошел с большим успехом. По свидетельству очевидцев, публика каждый номер встречала восторженными аплодисментами. Некоторые номера пришлось повторить несколько раз. Событие это получило широкий общественный резонанс и было признано историческим, так как татары впервые услышали свои народные мелодии в исполнении симфонического оркестра, в полнозвучной европейской гармонизации. В прессе (как татарской, так и русской) был напечатан ряд положительных отзывов. Автор одного из них писал: "Концерт этот имел большой художественный успех и должен быть отмечен в культурной жизни Татреспублики как положивший начало возрождению народной татарской музыки и дающий энергию композиторам к дальнейшему собиранию и обработке народных песен...".

Таким образом, успех концерта поставил под сомнение существовавшее мнение о том, что татарская музыка не поддается гармонизации и, следовательно, не может развиваться в русле профессионального музыкального творчества.

Спустя год Эйхенвальд выезжает за рубеж и до 1926 года живет во Франции. В Париже он сразу же включается в музыкальную жизнь. Воодушевленный успехом исполнения своих обработок в Казани, композитор решает продемонстрировать их и перед парижской аудиторией. Большой общественный резонанс получают два концерта восточной музыки, устроенные Эйхенвальдом в Париже в 1926 году. Первый из них состоялся 28 апреля. "Концерт собрал полную залу и вызвал подлинный восторг публики, почувствовавшей в этих песнях и музыкальных пьесах не только что-то новое, но и свежее, яркое, молодое - как свежо и молодо бывает все, выходящее из истоков подлинного народного творчества", - сообщала спустя несколько дней одна из парижских газет.

Отзывы о концерте оказались столь доброжелательными, что А. Эйхенвальду было предложено его повторить. Второй концерт состоялся через два месяца, 30 июня 1926 года. На нем присутствовало много музыкантов и критиков. Как и на предыдущем концерте, слушатели горячо приветствовали композитора и исполнителей, а парижская пресса единодушно отметила исключительный успех мероприятия.

В конце 1926 года Эйхенвальд возвращается в Россию и работает в Тифлисе, Томске и Новосибирске, где также устраивает несколько концертов восточной музыки, привлекая к этому артистов местных оперных театров. А в 1928 году волею судьбы он снова оказывается в Казани.

Говоря о вкладе А.Эйхенвальда в развитие татарской музыки, необходимо более подробно остановиться на его опере "Степь" ("Дала"), основанной на народных татарских песнях. История написания и постановки "Степи" - одной из первых татарских опер, созданной в одно десятилетие с операми "Сания" и "Эшче" ("Рабочий") С.Габаши, Г.Альмухамедова и В.Виноградова, по сей день остается одной из наименее изученных страниц истории татарской музыки.

Задумана была опера А.Эйхенвальдом еще во время его пребывания во Франции. На ее окончательную отделку композитору потребовалось около четырех лет. Премьера "Степи" состоялась 17 ноября 1931 года в Самаре и прошла с большим успехом. На следующий день газета "Рабочая Самара" сообщала: "Вчера в Госоперном прошло первое представление новой оперы "Степь" А.Эйхенвальда. Опера имела громадный успех у зрителей. Автора т.Эйхенвальда, дирижировавшего своим произведением, встретили шумными овациями".

В августе 1932 года опера "Степь" была впервые показана в Казани в рамках гастролей Самарского оперного театра. Постановка получила горячий отклик и высокую оценку татарской общественности. В местной печати появился ряд восторженных отзывов, в которых опера А.Эйхенвальда единодушно была признана ценным вкладом в музыкальную культуру татарского народа.

Дальнейшая судьба "Степи" сложилась менее удачно. Как оказалось, спектакли в Казани стали ее последними сценическими постановками. В тридцатые годы отдельные ее фрагменты исполнялись в концертах учащимися Татарского музыкального техникума, студентами Татарской оперной студии при Московской консерватории, а также передавались по радио в исполнении певцов и симфонического оркестра. В 1936 году велись переговоры о включении "Степи" в репертуар будущего Татарского оперного театра. Однако в Казани опера так и не была поставлена. И в связи с этим необходимо остановиться еще на одном факте из биографии композитора.

В 1937 году А.Эйхенвальд назначается заведующим только что созданным в Казани кабинетом музыкального фольклора. На кабинет была возложена серьезная задача по собиранию и публикации образцов музыкального творчества татарского народа. Уже через месяц на фонограф было записано более 60 народных песен. Однако вскоре А.Эйхенвальд неожиданно отстраняется от должности и объявляется "разоблаченным врагом народа". Разумеется, после этого о постановке его оперы в Казани не могло быть и речи. Ошеломленный столь несправедливыми обвинениями в свой адрес, А.Эйхенвальд покидает Казань. И на этот раз уже навсегда... Дальнейшая его судьба, в основном, была связана с научной и музыкальной деятельностью в Башкирии и Самаре.

Долгое время в силу ряда причин (прежде всего идеологического характера) имя Антона Эйхенвальда в Татарстане было предано забвению. Впервые попытка реабилитировать его была предпринята в шестидесятые годы в трудах М.Нигмедзянова. И наш долг, уже не терпящий отлагательства, - восстановить справедливость по отношению к этому неутомимому музыканту и удивительному человеку, отдавшему значительную часть своего таланта и жизни служению татарской музыкальной культуре.

Миляуша ЗАРИПОВА.
Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Мой долгий путь в профессию.

Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем.  Очень приятно, что я...

Долгий путь к победе.

"Две станички календаря.Два дня жизни планеты.Два дня истории человечества,А между ними долгий путь к победе..."Документально - поэтическая композиция для учащихся 7-8 класса - сочетание  музыки,...

Презентация "Долгий путь Питирима Сорокина"

Основные этапы биографии Питирима Сорокина....

Долгий путь к победе

Внекласное занятие к дню победы...

Статья Зариповой М.А. "Семья Эйхенвальд как феномен в истории культуры и науки России второй половины XIX - начала ХХ века"

Статья напечатана в сборнике: Этнические немцы России: Исторический феномен народа в пути. Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18-20 сентября 2008 г.  - М.: МСНК-пресс, 2009....

Статья Зариповой М.А. "В Татарском культурном центре Москвы состоялся вечер памяти Сары Садыковой"

Статья была опубликована агентством "Татар-Информ" 7 ноября 2006 года.Ссылки на статью в интернете см.: http://sarasadykova.su/texts-cir.htmhttp://sarasadykova.su/T071106.htm...

Выходные данные на статью Зариповой М.А. "Деятельность Антона Александровича Эйхенвальда во Франции в 1920-е годы"

Статья была подготовлена мною для конференции «Русское зарубежье: проблемы искусства и искусствознания 1917-1939», проведенной 25-27 января 2005 года Научным советом по историко-теоретическим проблема...