Мастер класс для преподавтаелей
материал на тему
«Деловые игры как эффективное средство диагностики в образовательном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»
Мастер – класс
«Деловые игры как эффективное средство диагностики в образовательном процессе»
Подготовили:
председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.
методист Данильцева Е.В.
с. Починки 2012 г.
Цель: выявить современные диагностические методики, позволяющие классному руководителю изучить особенности обучающихся и классного коллектива для успешного решения педагогических задач.
Задачи:
1. Выявить понятие о диагностике.
2. Описать виды диагностики.
3. Проанализировать, диагностические методики.
4. Определить педагогические задачи классного руководителя.
5. Выявить роль диагностики в работе классного руководителя.
6. Рассмотреть виды диагностик индивидуальных способностей обучающихся.
7. Выявить, с помощью каких методов диагностики классный руководитель изучает особенности коллектива.
Вид занятия: мастер-класс
Материалы и оборудование: картинки с изображением масок, молекул; белые листы; цветные карандаши; аудиозаписи.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Чтение доклада на тему «Управление воспитательным процессом на основе диагностики» Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.
2. Вступительная часть. Председатель МО классных руководителей Кожаева Т.А.
а)Социально – психологический тренинг способствует решению проблемы адаптации и в полной мере, поможет стабилизировать психическое состояние студентов, сформировать необходимые навыки учебной деятельности и адекватное представление о профессии, также сформировать навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала.
В основной части тренинга включен коллективный разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и более эффективному усвоению знаний и выработке умений и навыков саморегуляции.
б)Знакомство с правилами поведения во время проведения диагностических упражнений. Методист Данильцева Е.В.
Прежде чем приступить к тренингу, мне хотелось бы познакомить вас с правилами работы в группе:
- говорить по одному
- не перебивать того, кто говорит
- никого не оскорблять, не дерзить
- не рассматривать личностные качества и физические недостатки других людей.
3. Практическая часть.
(Практические занятия проводит Данильцева Е.В.)
Упражнение «Мое настроение»
Присутствующим предлагается описать свое эмоциональное состояние в виде высказывания о погодных явлениях, крылатых фраз, стихов и т.д.
(каждый высказывается по кругу).
Упражнение «Маска, я тебя знаю»
Присутствующим раздаются листы с изображением молекул. В центре молекулы необходимо написать свое имя, в других кружках написать ответ на вопрос «Кто я?». «Какие роли я исполняю в жизни?»
Далее все работы собираются. Участникам раздаются маски, которые крепятся на спину каждому участнику.
В течении нескольких минут присутствующие пишут друг другу, пожелания, свое отношение и т.д. далее идет обсуждение:
- Кому было интересно участвовать в игре?
- Кому было очень нужно знать, что о нем напишут?
- Кто в начале игры чувствовал себя неловко? И др.
Затем разбираются записи на молекулах, а присутствующие должны угадать, кто такое написал о себе.
Упражнение «Карета»
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут.
Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студентов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.
Упражнение «Автопортрет»
Исходное положение участников: участники сидят за столом, каждому участнику ведущий выдает игровой листок.
Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его.
Время на выполнение: 5 минут.
Правила:
- По истечении времени на выполнение участники сдают автопортреты ведущему.
- Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке.
- Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.
- После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.
- Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.
- Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску.
- Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают автопортреты.
- По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам.
Упражнение-релаксация
Текст
Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).
Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.
Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.
Текст выхода из релаксационного состояния.
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.
Итак, семь… Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре… Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три… Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два. Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.
Обсуждение.
Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).
(Все упражнения сопровождались музыкальными композициями).
4. Рефлексия мероприятия. Вручение сертификатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....