Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО
статья по математике (11 класс)
Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Рассматриваются виды профессионально-ориентационной работы и раскрывается их практическое значение при обучении математике в контексте с профессией.
Ключевые слова: профессиональная направленность, практикоориентированность, прикладная задача, практическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_avtosohranennyy.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная направленность обучения математике обучающихся в системе СПО.
Аннотация: В статье рассматривается профессиональная направленность обучения математике, ее значение для овладения студентом будущей профессии. Автор перечисляет виды профессионально-ориентационной работы и раскрывает их практическое значение при обучении математике в контексте с профессией.
Ключевые слова: профессиональная направленность, практикоориентированность, прикладная задача, практическая работа.
Математические знания как элемент математической культуры в частности, как элемент общечеловеческой культуры, в общем, развивались вместе с производственной деятельностью людей и для нее. Фактически, они являлись локомотивом НТР.
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС является подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Математика как фундаментальная дисциплина имеет большие возможности для формирования ключевых компетенций специалиста, как профессиональных, так и личностных.
Студент должен уметь переносить обобщенные основы учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях. Стандарты разработаны на основе компетентностного подхода, а значит вопрос повышения качества математического образования очень актуальный. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования, но роль математики сложно переоценить, как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов. Именно математические знания дают мощный инструмент для решения задач в области профессиональной деятельности.
В современной практике среднего образования присутствует прямое противоречие между необходимостью получения прочных математических знаний и слабой самомотивацией студентов к изучению курса математики. Студенты часто не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Они отторгают нагрузку начального математического цикла, аргументируя тем, что имеют иные интересы и способности, которые делают невозможным усвоение математического материала. Студенты стараются убедить себя и окружающих в том, что знание предмета не будет востребовано в их будущей работе[1]. У первокурсников не формируется правильное представление о взаимосвязи содержания математических дисциплин и дисциплин специализации и месте математики в интеграции интеллектуальных умений для профессиональной конкурентной деятельности. В сознании обучающихся первого курса не возникают представления о параллельности областей общеобразовательных и специальных дисциплин. Поэтому для педагога-преподавателя математики первоочередной задачей является необходимость показать первокурснику практическое применение математики в конкретной специальности, при решении конкретных бытовых и производственных задач.
Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. В соответствии с требованиями ФГОС, вся система обучения математики в СПО должна показывать практическое значение математической науки, учить студентов применять теоретические знания для решения конкретных вопросов и задач, с которыми они столкнутся в процессе обучения выбранной специальности. Изучение математики для большинства студентов техникума не является самоцелью. Они нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают математические знания с их будущей профессией, показывают математику как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем. Преподавание математики в техникуме теснейшим образом связано с изучением спецдисциплин и производственного обучения. В этом состоит специфика работы преподавателя математики в системе СПО. Возможных форм работы по осуществлению профессиональной направленности много. К ним можно отнести:
• составление и решение задач с производственным содержанием;
• иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из материала предметов профессионально - технического цикла;
• использование имеющихся знаний по спецпредметам для изучения нового материала по математике;
• применение на уроках математики учебно-наглядных пособий (таблиц, плакатов, макетов, моделей, инструментов), применяемых на производственном обучении и уроках профессионального цикла;
• проектная и исследовательская деятельность студентов.
Я работаю над осуществлением профессиональной направленности на основе ФГОС в группах, обучающихся по специальностям:
∙ строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
∙ техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования;
∙ технология комплексной обработки древесины.
Профессиональная направленность преподавания математики полностью зависит от конкретной специальности, поэтому приходиться тщательно отбирать профессионально значимый материал. Для техникума профессионально значимыми являются знания и навыки расчетного характера, умение оперировать с обыкновенными и десятичными дробями, умение оперировать процентами, активно используются отношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа. Особую значимость в технических расчетах имеют тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. При описании принципов работы различных механизмов применяются тригонометрические функции, умение вычислять их значение, работать с графикам тригонометрических функций[2]
[1] Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., 2009. – № 6.
[2] Копецкая Марина Геннадьевна Роль математики в профессиональной подготовке будущих специалистов https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/praktikoorientirovannij_harakter_prepodavaniya_mat_220302.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная направленность обучения немецкому языку
Имея многолетний опыт работы в профессиональном училище, я пришла к твердому убеждению, что в современных условиях для повышения качества изучения иностранного языка и в частности, немецко...
Профессионально-преобразовательная направленность развития личности обучающихся в системе НПО и СПО.
Динамика развития нашего общества зависит от многих факторов, в том числе от уровня профессиональной подготовленности специалистов различных профессий. Целью любого учреждения СПО является подготовка ...
статья "Потенциал профессиональной направленности обучения физике в развитии учебной мотивации нахимовцев"
Быстрый прогресс науки и техники приводит к тому, что каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Теперь правилом становится девиз «Учись учиться». Интерес к учению, умение учиться теп...
Статья "Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО"
Статья "Профессиональная направленность преподавания математики в системе СПО"...
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ
В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...
Заключение по результатам диагностического обследования «Выявление профессиональной направленностей и склонностей обучающихся 9-11 классов»
Исследование проводилось по плану работы педагога-психолога года с целью определить профессиональные интересы и склонности учащихся 9-11 классов, через типологические черты личности. В исследовании бы...