РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Основам религиозных культур и светской этики для 5 класса
рабочая программа по теме

Круподерова Ирина Алексеевна

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

  _____________/ЯрославцеваТ.П/

                      ФИО

Протокол № ___

от «__» ___________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

_____________/ТкаченкоЛ.И. /

                           ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 34 с

углубленным изучением художественно-эстетических предметов»

_____________  / Бортникова  Н.Ф./

                         ФИО

Приказ № __ от « __»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

первой категории  

Круподёровой Ирины Алексеевны

Ф.И.О., категория

по «Основам религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы православной культуры») для 4 «А»,

4 «Б», 4»В», 4»Г»  классов

Предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2014 – 2015  учебный год


Пояснительная записка.

       Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной  религиозной  культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное  значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно- нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

       В то же время преподавание основ православной религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, воспитательных проблем.

       В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (православие) , опирающегося на нравственные ценности,  гуманизм и духовные традиции.

        Данная  рабочая программа  по модулю  «Основы православной культуры» для 4-х классов  на 2014 – 2015 учебный год  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рекомендациями Примерной программы основного общего образования, особенностями образовательного учреждения,  отраженными в основной образовательной программе  начального общего образования (ООП НОО) и ориентирована на работу  по учебно-методическому комплекту:

1.А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы  (учебник для общеобразовательных учреждений) -Москва «Просвещение» 2012

2.В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова «Книга для учителя» 4-5 классы  (основы духовно- нравственной культуры народов России, основы религиозных культур и светской этики) –Москва «Просвещение» 2012

3.Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры» (4-5 классы)

4. А.Я. Данилюк «Основы духовно- нравственной культуры народов России»; «Основы религиозных культур и светской этики» (программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы; Москва «Просвещение»2012)

Общая характеристика учебного предмета:

       Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)»  «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. 

Цель курса:

Целью курса «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») является духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской духовной традиции, формирование у младшего подростка основ мировоззрения, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций своего народа и уважению к ним.

  Задачи:

1. Приобщать школьников  к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа.

2. Развивать представления школьников о значении нравственных норм и традиционных ценностей народа для достойной жизни человека, семьи, общества.

3. Формировать у младших школьников начальные представления о российской духовной традиции.

4. Формировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

5. Познакомить учащихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям.

6. Развивать в детях навык совестной реакции, нравственного самоанализа.

7. Учить детей с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре и уважать каждую из традиционных российских религиозных культур.

8.Показать детям их глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.

Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета:

       Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль

 «Основы православной культуры) призван актуализировать в содержании общего образования  вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными  общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном  процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Образовательный процесс  в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозной культуре посредством:

  • ориентации на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина  России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулем курса, а также между другими учебными предметами  (окружающий мир, русский язык, литература,  история и др.);
  • ориентации учебного содержания  на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной  ценностно - смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам  освоения содержания учебного курса.  

. Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»):

   

  • Россия - наша Родина.
  • Культура и религия.
  • Человек и Бог в православии.
  • Православная молитва.
  • Библия и Евангелие.
  • Проповедь Христа.
  • Христос и Его крест.
  • Пасха.
  • Православное учение о человеке.
  • Совесть и раскаяние.
  • Заповеди.
  • Милосердие и сострадание.
  • Золотое правило этики.
  • Храм.
  • Икона.
  • Творческие работы учащихся.
  • Как христианство пришло на Русь.
  • Подвиг.
  • Заповеди блаженств.
  • Зачем творить добро?
  • Чудо в жизни христианина.
  • Православие о Божием суде.
  • Таинство Причастия.
  • Монастырь.
  • Отношение христианина к природе.
  • Христианская семья.
  • Защита Отечества.
  • Христианин в труде.
  • Любовь и уважение к Отечеству.

Место учебного курса в учебном плане:

изучается в рамках учебного предмета 1ч в неделю в 4 классе. Всего 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, обучение  на занятиях по модулю «Основы православной культуры» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,  религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;
  • понимания и сопереживания чувствам других людей; развития начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств  и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.  

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися  ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

По окончанию 4 класса учащиеся  научатся:

  • понимать значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
  • формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
  • делать осознанный нравственный выбор;
  • связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
  • обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета:

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.;

-нормативные документы, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;

-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религоведению,  культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-документальные источники ( фрагменты текстов исторических письменных источников , в том числе  религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий);

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к разделам курса;

2.Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету;

-электронные библиотеки по «Основам православной культуры»;

-аудиозаписи, видеофильмы, интернет- ресурсы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

4.Технические средства обучения: (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, музыкальный центр, CD и DVD, мультипроектор, и др.);

-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника и др.

Учебно- тематическое  планирование

по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Классы: 4 «А», 4 «Б», 4«Г»,4 «Д»

Учитель: Круподёрова Ирина Алексеевна

Количество часов:

Всего  34 часа;  в неделю 1  час.

Планирование составлено на основе  федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры» 4-5 классы А.В.Кураев. ( Москва, издательство «Просвещение», 2012г.)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ православной культуры, которые определены стандартом.

                                                                             

                Дополнительная литература:

Анашкевич М. А. Храмы России. – АСТ: Астрель, 2008

Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. В 2-х томах. Том 1. Сост. Л. Брауде. Перевод А. Ганзен. Л.: Художественная литература, 1969

Андерсен Г.-Х. Райский сад: Сказки. – М., 2002

Бабушкины сказки. – М.: Дом Славянской книги, 2006

Берсенева Т., Священник Тимофей. Уроки о здоровье и добродетели. Православный учебник для детей 3-5 классов. – М., 1999

Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей. – М.: Российское Библейское Общество, 1996

: Центр.-Чернозёмное книжное издательство, 2000

Горелова Н. Г., Пивоваров Б. И. Родная история. Начальный курс. – Новосибирск: ЭКОР, 1995

Городок в табакерке: Сказки русских писателей. – М.: Правда, 1989

Достоевский Ф. М. Повести и рассказы. – М.: Детская литература, 1984

Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Отчий дом, 2006

Круг лета Господня. Антология русской поэзии: Приложение. Методическое пособие основам красноречия. - М., 2009

Крылов И.А. Басни. Драматургия. - М., 1982

Лагерлеф Сельма. Легенды о Христе - М., 2004

Лесков Н.С. Сочинения в 3-х тонах. Том 2. - М. Художественная литература, 1988

Митяев А. Книга будущих командиров. - М.: Молодая гвардия, 1970

Никифоров-Волгин В.А. Мягкий свет детства: Избранное - М.: Путем зерна, 1998

Отец Арсений - М., 1994

Праздники Православной Церкви - М., 2000

Рассказы о святых. Сост. С. Куломзина - М. Паломник, 2002

Уайльд Оскар. Избранное. - М.: Правда, 1989

Хрестоматия, часть 1,-С. 66-67

Хрестоматия, часть 2

Шамаева С. Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы – Воронеж: Левый берег, 1996

Шаиаева С. Е. Родная природа. В 2-х частях. Часть 1. Издание 2 исправленное и дополненное. – Воронеж: Левый берег, 1996

Шамаева С. Е. Родная природа. В 2-х частях. Часть 2. Издание 2 исправленное и дополненное. – Воронеж: Левый берег, 1996

Шмелев И. С. Лето Господне - М., 1982

Юдин


№ урока

п/п

Наименование тем

Содержание тем учебного курса

Планируемые результаты

Календарные строки

Предметные

Метапредметные

Личностные

4 «а»

4 «б»

4«в»

1

Россия - наша Родина.

Особенности

учебного предмета «Основы православной

культуры»,  его цели и задачи.

Раскрытие смысла слов «Родина»,

«Отечество, «Отчизна».

Государственные символы России.

Знакомство с текстом Государственного

Гимна, объяснение значения слова

«священный».

Понятия: Государствен-ный Гимн России,  Госу-дарственные символы России:  Флаг, Герб.

Научатся: находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

 с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2

Культура и религия.

Раскрытие смысла слов «культура», «религия», «православие».

Православие хранилище  истоков русской культуры.

Знать: что такое «культура», «религия», «православие», слова благодарности.

Научатся:

объяснять смысл слов благодарности, находить в современной жизни культурные и православные  традиции прошлого.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

 

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национально-стей,  религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

3

Человек и Бог в православии.

Происхождение слова «Бог». Православие и Бог. Совесть, доброта, любовь, свобода человека. Дары Божьи людям. Поступки людей и вера .

Знать: смысл слова Бог в православии, дары Бога человеку.

Научатся: находить ответ на вопрос «что значит быть  православным человеком»

Рассказывать о том, что изображе0о на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

воспитание доброжелательности и эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти на основе православ-ных традиций.

4

Православная молитва.

Что такое молитва. Виды молитвы (молитва-просьба, молитва- благодарение, молитва- славословие).

Что значит слово «благодать». Кого мы называем святыми. Молитва «Отче наш» (смысл молитвы).

Знать: что значит «молитва», разновидности молитв, смысл слова «святой».

Научатся: рассуждать о том, какое прошение в молитве «Отче наш» является самым важным.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

Задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов,

осознанного построения речевых высказываний,

установление аналогий и причинно - следственных связей,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций.

5

Библия и Евангелие.

Понятия «христианство», «христиане», «откровение». Библия- «книга книг», части Библии.

Что такое Евангелие, Евангельские авторы.

Знать: смысл слов «христиане», «Библия», «Евангелие».

Научатся: рассуждать о том, в чём состоит смысл Нового Завета, заключённого Богом с чело-веком.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

6

Проповедь Христа.

Что такое Нагорная проповедь, происхождение названия. О мести, о богатстве. Завет Христа.

Знать: смысл названия Нагорная проповедь, основное содержание проповеди.

Научатся: размышлять о том, какое богатство христиане считают истинным и вечным, способствует ли месть уменьшению зла.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

овладение

логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

7

Христос и Его крест.

Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика креста.

Знать: значение слов «Богочеловек», «воплощение», «распятие», «символика креста»

Научатся:

понимать, почему Христос не уклонился от казни, размышлять о том, как мы ведём себя, когда нас обижают.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных зада-ний;

готовность слушать собеседника.

воспитание чувства сострадания, отзывчивости, жертвенности, любви  по отношению к ближним на основе подвига Иисуса Христа.

8

Пасха.

Исследовательский

Проект «Празднование Пасхи на Руси»

Христианский смысл слова «воскресение». Значение слова «Пасха». Празднование Пасхи на Руси. Пасхальный гимн.

Знать: смысл слова «Пасха»

Научатся: рассказывать об обычаях празднования Пасхи на Руси.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления;

адекватное использование речевых средств  и средств информационно- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

формирование уважения и бережного отношения к православным традициям на Руси.

9

Православное учение о человеке.

Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Размышления о душе. Болезни души.

Знать: понятия «внутренний мир человека», «душа»

Научатся:

анализировать, какие мысли и поступки приводят к болезни души.

Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

10

Совесть и раскаяние.

Что такое совесть. Понятия добра и зла. Отречение апостола Петра. Работа совести. Раскаяние.

Знать: понятия «совесть», «раскаяние»

Научатся: объяснять, почему покаяние называют лекарством для души; связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа»

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

11

Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Связь между словами «заповедь", «заповедник», «заповедный».

Знать: 10 заповедей, полученных пророком Моисеем

Научатся: соотносить собственное поведение и библейские заповеди.

Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии.

Отвечать на вопросы учителя

(с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации)

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений,

изложение своего мнения, аргу-ментирование своей  точки зрения и собственная оценка событий.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

12

Милосердие и сострадание.

Чем милосердие отличается от дружбы.

Кого называют ближним.

Как христианин должен относиться к людям.

Знать: что значит «милосердие»

Научатся: соотносить дела милосердия с собственной жизнью, давать определение «что значит для меня ближний»;

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций.

13

Золотое правило этики.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Как правильно указать человеку на его ошибки.

Знать: «золотое» правило этики

Научатся: объяснять смысл этого правила;  руководство-ваться главным правилом человеческих отношений в своих поступках.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

14

Храм.

Что такое храм. Предназначение храма.

Устройство православного храма.

Понятия «икона», «благословение», «иконостас», «алтарь».

Знать: понятия «храм»,  «икона»,  «иконостас», «благослове-ние», «алтарь»

Научатся: рассуждать о правилах поведения в храме и общественных местах.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

15

Икона.

Предназначение иконы. Отличие иконы от живописной картины. Каноны православных икон. Икона и молитва.

Знать: понятия «икона», предназначение иконы

Научатся: приводить примеры различных образов святых

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

16-17

Творческие работы учащихся.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества.

18

Как христианство пришло на Русь.

Понятия  «церковь», «крещение». Крещение Руси. Святая Русь.

Знать: что такое «церковь», «крещение»

Научатся: устанавливать хронологию событий крещения Руси, рассуждать об изменении жизни киевлян после крещения.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний,

установления аналогий и причинно - следственных связей.

воспитание доверия и уважения к истории Руси, православным традициям и духовным ценностям.  

19

Подвиг.

Значение слова «подвиг». О человеческой жертвенности. Подвижник.

Знать: смысл слова «подвиг»

Научатся: рассуждать о проявлении подвига в собственных поступках, в отношении окружающих.

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и религиозных нормах.

20

Заповеди блаженств.

Значение слова «блаженный». Заповеди Блаженств. Нагорная проповедь Христа.

Знать: заповеди Блаженств

Научатся: объяснять смысл заповедей, задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

21

Зачем творить добро.

  Христианские причины неэгоистичного отношения к людям. Понятие «самоотверженность».  Почему христиане благодарны Христу.

Знать: что значит «самоотверженность»

Научатся: объяснять смысл притчи  «о дикаре и царе»; смысл слов: » Даром приняли- даром давайте».

Участвовать в коллективном обсужде-нии темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие навы-ков сотрудни-чества со взрос-лыми и сверст-никами  в раз-личных социаль-ных ситуациях, умений не созда-вать конфликтов и находить вы-ходы из спорных ситуаций на основе представлений о

нравственных и религиозных нормах.

22

Чудо в жизни христианина.

О Святой Троице. Понятия «добродетель», «чудо». Три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь.

Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях

Научатся: замечать добродетели в окружающих людях, в себе.

использование речевых средств  и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

23

Православие  о Божием суде.

Как видеть в людях образ Божий. Легенда о Христофоре. Почему христиане верят в бессмертие.

Знать: православное мнение о совершении добрых дел во имя Христа, о Божием суде.

Научатся: участвовать в коллективном обсуждении темы урока, рассуждать о том, только ли христиане могут быть добрыми людьми.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

24

Таинство Причастия.

Как Христос передал Себя ученикам («Тайная вечеря»). Что такое Причастие. Христианские Таинства. Литургия.

Знать: смысл христианских таинств

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме; задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме.

овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения.

25

Монастырь.

Монах и монастырь. Инок. Монашеские обеты. Смысл жизни монахов. Послушание.

Знать: значения слов «инок», «монах». «монастырь».

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

построение  рассуждений.

воспитание доверия и уважения к православным традициям и духовным ценностям.  

26

Отношение христианина к природе.

Ответственность человека за мир. Что делает человека выше природы. Христианское милосердие.

Знать: об ответственности человека к окружающей природе

Научатся: рассуждать о примерах милосердного отношения к природе и  животным,  участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.

развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

27

Христианская семья.

Что значит «семья», «венчание», «обручальное кольцо», «тактичность». Какое поведение называют «хамским». Законы совести в семье.

Знать: смысл слов «венчание», «семья», нравственные законы семьи 

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

воспитание доброжелательности,  эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти,   понима-ния и сопере-живания на основе православ-ных традиций.

28

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. (Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков).

Знать: имена и подвиги святых защитников Отечества

Научатся: рассуждать на темы: «Может ли война быть справедливой; «Какие поступки недопустимы даже на войне»; « Как нужно реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит»,

участвовать в коллективном обсуждении темы урока.

использование речевых средств  и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

адекватная оценка собственного  поведения и поведения окружающих.  

формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова ния на  основе религиозных представлений о нравственных нормах.

29

Христианин в труде.

Заповедь труда. О первом грехе людей. Что такое «пост». Какой труд напрасен.

Знать: какие заповеди получили первые люди от Творца, что такое «пост»

Научатся: рассуждать о том, что значит «работать на совесть; какой труд вреден для человека,

подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории,  вспомнить текст Государственного Гимна России, закрепить понятия

 «Отечество», «патриотизм», «святой», «священный», «духовные традиции России». Наши обязанности по отношению к другим людям и к природе.

Знать: основные понятия, полученные учащимися в течение года

Научатся: отвечать

на вопросы, расположенные в конце  урока, а также на вопросы учителя по рассматрива-емой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме.

участвовать в коллективном обсуждении темы урока,

самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочета

ний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурно-историческое наследие России».

овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение  рассуждений.

формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова-ния на основе религиозных представлений о нравственных нормах.

31-32

Работа над творческими проектами

Готовят сообщение по выбранной теме, участвуют  в диспутах, излагают своё мнение.

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Представляют итог своей работы, защищают ее.

Рекомендуемая литература:

Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.

Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа-Пресс, 1996.

Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.

Лукашенко К. «СЕЯТЕЛЬ». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8-е изд. СПб., 1914.  

Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2-е изд. Новосибирск, 2010.

Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2-х кн. М.: Лествица, 2003.

Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи.
1857–1861 гг. М.-Л., 1948. С. 425–488.

Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2-х тт. Т. 1. М., 1953. С. 327–332.

«Молитвы русский поэтов». XI–XIX: Антология / Автор-составитель В.И. Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].

«Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4-х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.


ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА

ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ»

_____   (_______________ ____________ )   ЛИСТА(ОВ)

ДИРЕКТОР ________________  Н.Ф. БОРТНИКОВА



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.

Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»  по  модулю  «Основы мировых религиозных культур»  для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б  кла...