РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Основам религиозных культур и светской этики для 5 класса
рабочая программа по теме
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/ЯрославцеваТ.П/ ФИО Протокол № ___ от «__» ___________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» _____________/ТкаченкоЛ.И. / ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» _____________ / Бортникова Н.Ф./ ФИО Приказ № __ от « __»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
первой категории
Круподёровой Ирины Алексеевны
Ф.И.О., категория
по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры») для 4 «А»,
4 «Б», 4»В», 4»Г» классов
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20_ г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной религиозной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно- нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ православной религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (православие) , опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Данная рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» для 4-х классов на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рекомендациями Примерной программы основного общего образования, особенностями образовательного учреждения, отраженными в основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) -Москва «Просвещение» 2012
2.В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова «Книга для учителя» 4-5 классы (основы духовно- нравственной культуры народов России, основы религиозных культур и светской этики) –Москва «Просвещение» 2012
3.Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры» (4-5 классы)
4. А.Я. Данилюк «Основы духовно- нравственной культуры народов России»; «Основы религиозных культур и светской этики» (программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы; Москва «Просвещение»2012)
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Цель курса:
Целью курса «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») является духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской духовной традиции, формирование у младшего подростка основ мировоззрения, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций своего народа и уважению к ним.
Задачи:
1. Приобщать школьников к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа.
2. Развивать представления школьников о значении нравственных норм и традиционных ценностей народа для достойной жизни человека, семьи, общества.
3. Формировать у младших школьников начальные представления о российской духовной традиции.
4. Формировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
5. Познакомить учащихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям.
6. Развивать в детях навык совестной реакции, нравственного самоанализа.
7. Учить детей с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре и уважать каждую из традиционных российских религиозных культур.
8.Показать детям их глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль
«Основы православной культуры) призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозной культуре посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулем курса, а также между другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно - смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
. Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»):
- Россия - наша Родина.
- Культура и религия.
- Человек и Бог в православии.
- Православная молитва.
- Библия и Евангелие.
- Проповедь Христа.
- Христос и Его крест.
- Пасха.
- Православное учение о человеке.
- Совесть и раскаяние.
- Заповеди.
- Милосердие и сострадание.
- Золотое правило этики.
- Храм.
- Икона.
- Творческие работы учащихся.
- Как христианство пришло на Русь.
- Подвиг.
- Заповеди блаженств.
- Зачем творить добро?
- Чудо в жизни христианина.
- Православие о Божием суде.
- Таинство Причастия.
- Монастырь.
- Отношение христианина к природе.
- Христианская семья.
- Защита Отечества.
- Христианин в труде.
- Любовь и уважение к Отечеству.
Место учебного курса в учебном плане:
изучается в рамках учебного предмета 1ч в неделю в 4 классе. Всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, обучение на занятиях по модулю «Основы православной культуры» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;
- понимания и сопереживания чувствам других людей; развития начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
По окончанию 4 класса учащиеся научатся:
- понимать значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
- формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;
- делать осознанный нравственный выбор;
- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;
- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы православной культуры» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.;
-нормативные документы, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
-документальные источники ( фрагменты текстов исторических письменных источников , в том числе религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий);
-энциклопедическая и справочная литература (философские и религоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к разделам курса;
2.Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
-мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету;
-электронные библиотеки по «Основам православной культуры»;
-аудиозаписи, видеофильмы, интернет- ресурсы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
4.Технические средства обучения: (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, музыкальный центр, CD и DVD, мультипроектор, и др.);
-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника и др.
Учебно- тематическое планирование
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Классы: 4 «А», 4 «Б», 4«Г»,4 «Д»
Учитель: Круподёрова Ирина Алексеевна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры» 4-5 классы А.В.Кураев. ( Москва, издательство «Просвещение», 2012г.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ православной культуры, которые определены стандартом.
Дополнительная литература:
Анашкевич М. А. Храмы России. – АСТ: Астрель, 2008
Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. В 2-х томах. Том 1. Сост. Л. Брауде. Перевод А. Ганзен. Л.: Художественная литература, 1969
Андерсен Г.-Х. Райский сад: Сказки. – М., 2002
Бабушкины сказки. – М.: Дом Славянской книги, 2006
Берсенева Т., Священник Тимофей. Уроки о здоровье и добродетели. Православный учебник для детей 3-5 классов. – М., 1999
Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей. – М.: Российское Библейское Общество, 1996
: Центр.-Чернозёмное книжное издательство, 2000
Горелова Н. Г., Пивоваров Б. И. Родная история. Начальный курс. – Новосибирск: ЭКОР, 1995
Городок в табакерке: Сказки русских писателей. – М.: Правда, 1989
Достоевский Ф. М. Повести и рассказы. – М.: Детская литература, 1984
Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М.: Отчий дом, 2006
Круг лета Господня. Антология русской поэзии: Приложение. Методическое пособие основам красноречия. - М., 2009
Крылов И.А. Басни. Драматургия. - М., 1982
Лагерлеф Сельма. Легенды о Христе - М., 2004
Лесков Н.С. Сочинения в 3-х тонах. Том 2. - М. Художественная литература, 1988
Митяев А. Книга будущих командиров. - М.: Молодая гвардия, 1970
Никифоров-Волгин В.А. Мягкий свет детства: Избранное - М.: Путем зерна, 1998
Отец Арсений - М., 1994
Праздники Православной Церкви - М., 2000
Рассказы о святых. Сост. С. Куломзина - М. Паломник, 2002
Уайльд Оскар. Избранное. - М.: Правда, 1989
Хрестоматия, часть 1,-С. 66-67
Хрестоматия, часть 2
Шамаева С. Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы – Воронеж: Левый берег, 1996
Шаиаева С. Е. Родная природа. В 2-х частях. Часть 1. Издание 2 исправленное и дополненное. – Воронеж: Левый берег, 1996
Шамаева С. Е. Родная природа. В 2-х частях. Часть 2. Издание 2 исправленное и дополненное. – Воронеж: Левый берег, 1996
Шмелев И. С. Лето Господне - М., 1982
Юдин
№ урока п/п | Наименование тем | Содержание тем учебного курса | Планируемые результаты | Календарные строки | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
4 «а» | 4 «б» | 4«в» | ||||||
1 | Россия - наша Родина. | Особенности учебного предмета «Основы православной культуры», его цели и задачи. Раскрытие смысла слов «Родина», «Отечество, «Отчизна». Государственные символы России. Знакомство с текстом Государственного Гимна, объяснение значения слова «священный». | Понятия: Государствен-ный Гимн России, Госу-дарственные символы России: Флаг, Герб. Научатся: находить в тексте учебного пособия ответы на вопросы, находящиеся в конце урока. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) | овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение рассуждений. | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | |||
2 | Культура и религия. | Раскрытие смысла слов «культура», «религия», «православие». Православие хранилище истоков русской культуры. | Знать: что такое «культура», «религия», «православие», слова благодарности. Научатся: объяснять смысл слов благодарности, находить в современной жизни культурные и православные традиции прошлого. Участвовать в коллективном обсуждении темы урока.
| умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, построение рассуждений. | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национально-стей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | |||
3 | Человек и Бог в православии. | Происхождение слова «Бог». Православие и Бог. Совесть, доброта, любовь, свобода человека. Дары Божьи людям. Поступки людей и вера . | Знать: смысл слова Бог в православии, дары Бога человеку. Научатся: находить ответ на вопрос «что значит быть православным человеком» Рассказывать о том, что изображе0о на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную | воспитание доброжелательности и эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти на основе православ-ных традиций. | |||
4 | Православная молитва. | Что такое молитва. Виды молитвы (молитва-просьба, молитва- благодарение, молитва- славословие). Что значит слово «благодать». Кого мы называем святыми. Молитва «Отче наш» (смысл молитвы). | Знать: что значит «молитва», разновидности молитв, смысл слова «святой». Научатся: рассуждать о том, какое прошение в молитве «Отче наш» является самым важным. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) Задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме. | овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний, установление аналогий и причинно - следственных связей, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | воспитание доброжелательности, эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти, понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций. | |||
5 | Библия и Евангелие. | Понятия «христианство», «христиане», «откровение». Библия- «книга книг», части Библии. Что такое Евангелие, Евангельские авторы. | Знать: смысл слов «христиане», «Библия», «Евангелие». Научатся: рассуждать о том, в чём состоит смысл Нового Завета, заключённого Богом с чело-веком. Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
6 | Проповедь Христа. | Что такое Нагорная проповедь, происхождение названия. О мести, о богатстве. Завет Христа. | Знать: смысл названия Нагорная проповедь, основное содержание проповеди. Научатся: размышлять о том, какое богатство христиане считают истинным и вечным, способствует ли месть уменьшению зла. | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей. | развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
7 | Христос и Его крест. | Боговоплощение. Голгофа. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. | Знать: значение слов «Богочеловек», «воплощение», «распятие», «символика креста» Научатся: понимать, почему Христос не уклонился от казни, размышлять о том, как мы ведём себя, когда нас обижают. Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных зада-ний; готовность слушать собеседника. | воспитание чувства сострадания, отзывчивости, жертвенности, любви по отношению к ближним на основе подвига Иисуса Христа. | |||
8 | Пасха. Исследовательский Проект «Празднование Пасхи на Руси» | Христианский смысл слова «воскресение». Значение слова «Пасха». Празднование Пасхи на Руси. Пасхальный гимн. | Знать: смысл слова «Пасха» Научатся: рассказывать об обычаях празднования Пасхи на Руси. | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуни-кационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач | формирование уважения и бережного отношения к православным традициям на Руси. | |||
9 | Православное учение о человеке. | Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Размышления о душе. Болезни души. | Знать: понятия «внутренний мир человека», «душа» Научатся: анализировать, какие мысли и поступки приводят к болезни души. Участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
10 | Совесть и раскаяние. | Что такое совесть. Понятия добра и зла. Отречение апостола Петра. Работа совести. Раскаяние. | Знать: понятия «совесть», «раскаяние» Научатся: объяснять, почему покаяние называют лекарством для души; связаны ли между собой два выражения: «бессовестный человек» и «мёртвая душа» | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | ||||
11 | Заповеди. | Какие заповеди даны людям. Связь между словами «заповедь", «заповедник», «заповедный». | Знать: 10 заповедей, полученных пророком Моисеем Научатся: соотносить собственное поведение и библейские заповеди. Рассказывать о том, что изображено на иллюстрациях в учебном пособии. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на текст учебного пособия и иллюстрации) | овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, изложение своего мнения, аргу-ментирование своей точки зрения и собственная оценка событий. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
12 | Милосердие и сострадание. | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. | Знать: что значит «милосердие» Научатся: соотносить дела милосердия с собственной жизнью, давать определение «что значит для меня ближний»; участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | воспитание доброжелательности, эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти, понима-ния и сопере-живания чувствам других людей на основе православ-ных традиций. | |||
13 | Золотое правило этики. | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Как правильно указать человеку на его ошибки. | Знать: «золотое» правило этики Научатся: объяснять смысл этого правила; руководство-ваться главным правилом человеческих отношений в своих поступках. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | |||
14 | Храм. | Что такое храм. Предназначение храма. Устройство православного храма. Понятия «икона», «благословение», «иконостас», «алтарь». | Знать: понятия «храм», «икона», «иконостас», «благослове-ние», «алтарь» Научатся: рассуждать о правилах поведения в храме и общественных местах. | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, построение рассуждений. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
15 | Икона. | Предназначение иконы. Отличие иконы от живописной картины. Каноны православных икон. Икона и молитва. | Знать: понятия «икона», предназначение иконы Научатся: приводить примеры различных образов святых | овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно - следственных связей; построение рассуждений. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
16-17 | Творческие работы учащихся. | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. | ||||||
18 | Как христианство пришло на Русь. | Понятия «церковь», «крещение». Крещение Руси. Святая Русь. | Знать: что такое «церковь», «крещение» Научатся: устанавливать хронологию событий крещения Руси, рассуждать об изменении жизни киевлян после крещения. | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний, установления аналогий и причинно - следственных связей. | воспитание доверия и уважения к истории Руси, православным традициям и духовным ценностям. | |||
19 | Подвиг. | Значение слова «подвиг». О человеческой жертвенности. Подвижник. | Знать: смысл слова «подвиг» Научатся: рассуждать о проявлении подвига в собственных поступках, в отношении окружающих. | определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и религиозных нормах. | |||
20 | Заповеди блаженств. | Значение слова «блаженный». Заповеди Блаженств. Нагорная проповедь Христа. | Знать: заповеди Блаженств Научатся: объяснять смысл заповедей, задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме. | овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, построение рассуждений. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
21 | Зачем творить добро. | Христианские причины неэгоистичного отношения к людям. Понятие «самоотверженность». Почему христиане благодарны Христу. | Знать: что значит «самоотверженность» Научатся: объяснять смысл притчи «о дикаре и царе»; смысл слов: » Даром приняли- даром давайте». Участвовать в коллективном обсужде-нии темы урока. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие навы-ков сотрудни-чества со взрос-лыми и сверст-никами в раз-личных социаль-ных ситуациях, умений не созда-вать конфликтов и находить вы-ходы из спорных ситуаций на основе представлений о нравственных и религиозных нормах. | |||
22 | Чудо в жизни христианина. | О Святой Троице. Понятия «добродетель», «чудо». Три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь. | Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях Научатся: замечать добродетели в окружающих людях, в себе. | использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познава-тельных задач; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
23 | Православие о Божием суде. | Как видеть в людях образ Божий. Легенда о Христофоре. Почему христиане верят в бессмертие. | Знать: православное мнение о совершении добрых дел во имя Христа, о Божием суде. Научатся: участвовать в коллективном обсуждении темы урока, рассуждать о том, только ли христиане могут быть добрыми людьми. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
24 | Таинство Причастия. | Как Христос передал Себя ученикам («Тайная вечеря»). Что такое Причастие. Христианские Таинства. Литургия. | Знать: смысл христианских таинств Научатся: отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматриваемой теме; задавать вопросы учителю и одноклассникам по изучаемой теме. | овладение навыками смыслового чтения текстов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, построение рассуждений. | знакомство с религиозными понятиями как регуляторами морального поведения. | |||
25 | Монастырь. | Монах и монастырь. Инок. Монашеские обеты. Смысл жизни монахов. Послушание. | Знать: значения слов «инок», «монах». «монастырь». Научатся: отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме, участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, построение рассуждений. | воспитание доверия и уважения к православным традициям и духовным ценностям. | |||
26 | Отношение христианина к природе. | Ответственность человека за мир. Что делает человека выше природы. Христианское милосердие. | Знать: об ответственности человека к окружающей природе Научатся: рассуждать о примерах милосердного отношения к природе и животным, участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | развитие личной ответственности за свои поступки на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
27 | Христианская семья. | Что значит «семья», «венчание», «обручальное кольцо», «тактичность». Какое поведение называют «хамским». Законы совести в семье. | Знать: смысл слов «венчание», «семья», нравственные законы семьи Научатся: отвечать на вопросы, расположенные в конце урока-беседы, а также на вопросы учителя по рассматривае-мой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме, участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | воспитание доброжелательности, эмоциональ-но – нравст-венной отзывчивос-ти, понима-ния и сопере-живания на основе православ-ных традиций. | |||
28 | Защита Отечества. | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. (Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков). | Знать: имена и подвиги святых защитников Отечества Научатся: рассуждать на темы: «Может ли война быть справедливой; «Какие поступки недопустимы даже на войне»; « Как нужно реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит», участвовать в коллективном обсуждении темы урока. | использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова ния на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
29 | Христианин в труде. | Заповедь труда. О первом грехе людей. Что такое «пост». Какой труд напрасен. | Знать: какие заповеди получили первые люди от Творца, что такое «пост» Научатся: рассуждать о том, что значит «работать на совесть; какой труд вреден для человека, подбирать и объяснять пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности. | определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих. | наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | Подвести итоги знакомства учащихся со священными страницами родной истории, вспомнить текст Государственного Гимна России, закрепить понятия «Отечество», «патриотизм», «святой», «священный», «духовные традиции России». Наши обязанности по отношению к другим людям и к природе. | Знать: основные понятия, полученные учащимися в течение года Научатся: отвечать на вопросы, расположенные в конце урока, а также на вопросы учителя по рассматрива-емой теме; задавать вопросы учителю и одноклассни-кам по изучаемой теме. участвовать в коллективном обсуждении темы урока, самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочета ний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурно-историческое наследие России». | овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей; построение рассуждений. | формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма, героизма, самопожертвова-ния на основе религиозных представлений о нравственных нормах. | |||
31-32 | Работа над творческими проектами | Готовят сообщение по выбранной теме, участвуют в диспутах, излагают своё мнение. | ||||||
33-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Представляют итог своей работы, защищают ее. |
Рекомендуемая литература:
Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа-Пресс, 1996.
Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
Лукашенко К. «СЕЯТЕЛЬ». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8-е изд. СПб., 1914.
Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2-е изд. Новосибирск, 2010.
Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2-х кн. М.: Лествица, 2003.
Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи.
1857–1861 гг. М.-Л., 1948. С. 425–488.
Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2-х тт. Т. 1. М., 1953. С. 327–332.
«Молитвы русский поэтов». XI–XIX: Антология / Автор-составитель В.И. Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
«Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4-х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.
ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА | ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА |
ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА | ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА |
ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА | ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА |
ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА | ПРОШИТО, ПРОШНУРОВАНО, ПРОНУМЕРОВАНО, СКРЕПЛЕНО ПЕЧАТЬЮ МОУ «СОШ №34 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ» _____ (_______________ ____________ ) ЛИСТА(ОВ) ДИРЕКТОР ________________ Н.Ф. БОРТНИКОВА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""
Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ, дана подробная расчасовка тем по предметам...
Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б кла...