РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики
учебно-методический материал (5 класс)
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4);
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.)
- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 5-6 классах выделено 7о часов, 35 часов в пятом и 35 часов в 6 классе в год (1 час в неделю).
Программа составлена исходя из следующих целей обучения в курсе «Истории Донского края (XVII-XIX век)»:
- учащихся необходимо познакомить с условиями осуществления модернизации, формировании рыночной экономики, перехода к информационному обществу, развитию интеграционных процессов, становления политических институтов демократии;
- ознакомить с тем, как проходили перемены в духовной жизни крупнейших цивилизацинных общностей;
- учащиеся должны ознакомиться с историей мировых войн, «холодной войны», деколонизацией, важнейшими событиями жизни крупнейших народов и государств мира;
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний с учетом новейших документов, материалов и умений использовать, работать с ними;
- развитие у учащихся исторического анализа, составление фактов и событий, раскрытие причинно-следственных связей и т.д., умение применять исторические знания при оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций, развитие гуманитарной культуры;
- воспитание уважения к истории, культуре, традициям других народов.
В курсе «Истории Донского края» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_orkise_5_a_5b_6_a.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина»
Ростовской области
«Утверждаю» Директор МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«31» _________20__г. № __ ______________ /______________/ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам религиозных культур и светской этики
Уровень общего образования (класс)
Основное общее, 5
Количество часов 68 часов
Учитель Усенко Светлана Сергеевна
Программа разработана на основе примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий], на основе авторской программы Данилюка А.Я. ( Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.), и учебным планом МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4);
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- Данилюк Д.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение. - 2012г.)
- учебно-методический комплекс (учебник) по предмету.
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 5-6 классах выделено 7о часов, 35 часов в пятом и 35 часов в 6 классе в год (1 час в неделю).
Программа составлена исходя из следующих целей обучения в курсе «Истории Донского края (XVII-XIX век)»:
- учащихся необходимо познакомить с условиями осуществления модернизации, формировании рыночной экономики, перехода к информационному обществу, развитию интеграционных процессов, становления политических институтов демократии;
- ознакомить с тем, как проходили перемены в духовной жизни крупнейших цивилизацинных общностей;
- учащиеся должны ознакомиться с историей мировых войн, «холодной войны», деколонизацией, важнейшими событиями жизни крупнейших народов и государств мира;
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний с учетом новейших документов, материалов и умений использовать, работать с ними;
- развитие у учащихся исторического анализа, составление фактов и событий, раскрытие причинно-следственных связей и т.д., умение применять исторические знания при оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций, развитие гуманитарной культуры;
- воспитание уважения к истории, культуре, традициям других народов.
В курсе «Истории Донского края» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса учащийся должен
знать\ понимать:
- место и роль Донского края в контексте Отечественной и Всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
- последовательность смены населения на Дону, взаимоотношение оседлых и кочевых племен;
- даты и содержание важнейших событий истории края, в т.ч. связанных с формированием многонационального состава;
- гипотезы происхождения донского казачества;
- первые казачьи городки и столицы, физический облик, национальный и этнический состав, основные занятия и быт, первые письменные упоминания об этом;
- причины формирования социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- основные факты участия Войска Донского в воинах России, военное искусство казаков;
уметь:
- использовать знания и способы познавательной деятельности для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
- анализировать историческую карту, показывать на карте: стоянки, поселения древнейших жителей края, известные города и крепости древности и средневековья, территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства, территорию Ростовской области, Южного Федерального округа;
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
- объяснять значение основных понятий;
- приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
- давать характеристики социально-экономического развития края;
- определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
- описывать наиболее яркие памятники культуры края, высказывать суждения о них;
- оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны;
- использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
- соотносить историю своей семьи с региональной историей.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу. Первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требования
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых исторических явлений;
- Понимание основных исторических взаимосвязей;
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Оценка "2" ставится, если основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
3. Содержание учебного предмета.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ. Россия в начале 17в. ОБЗОР. | 1 |
2 | Донской край в 17в. | 11 |
3 | П.О. «Донской край в 17 веке». | 2 |
4 | Донской край в 18 веке. | 10 |
5 | П.О. «Донской край в 18 веке» | 2 |
6 | МОДУЛЬ: «Жизнь Знаменитых людей Тихого Дона». | 3 |
7 | МОДУЛЬ: «Основы православной культуры». | 5 |
8 | Повторение | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 «А» класса
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Основные понятия | Отслеживание результатов обученности учащихся (формы контроля) | Д/з | ||||
1 | Введение. Донской край в эпоху нового времени 17 19 вв. | 1 | Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории. Составлять схемы, решать познавательные задачи. | Династия; смута | Беседа «Путешествие по Донской земле.» | Стр.4-5 записи в тетради. | |||||
2 | Отечественная война 1812г. Донцы в Бородинском сражении. | 1 | Обсудить презентации , индивидуально творческие работы. | Отечественная война, Генеральное сражение | Просмотр отрывка из фильма, презентации. | Презентация, реферат. | |||||
3 | Донские казаки в событиях российской Смуты. | 1 | Выявлять причину участия донских казаков в событиях Смутного времени. Устанавливать причино-следственные связи ,строить схемы, заполнять таблицы. | Казачья вольница, смута | Устный опрос, беседа. | П.1. стр.7-8,вопросы, термины. | |||||
4 | Казаки в движении И.Болотникова. | 1 | Дать представление о казаках .Рассказать о причинах, основных событиях и последствиях антиправительственного движения под предводительством И. Болотникова. | Гражданская война | Устный опрос , беседа, заполнение таблицы. | П.2. стр.8-9, дополнительный материал,вопросы. | |||||
5 | Казаки и самозванцы. | 1 | Рассказать об участвии донских казаков в войске Лжедмитрия 1. Дать характеристику того времени, показать каковы были обстоятельства польско-шведской интервенции в период Смуты. | Холоп, антиправительственное движение, интервенция, «тушинский вор» | Устный опрос. | П.1. стр.9,10 вопросы. | |||||
6 | Казаки в народном ополчении 1611- 1612 гг. | 1 | Дать представление где и против кого было создано первое ополчение. Рассказать какие планы вынашивали зарубежные страны относительно России, а так же о Романовых. | Ополчение. Беспошлинная торговля. | Устный опрос, работа по карточкам. | П.1.стр.10,11 вопросы, дополнительный материал, стр. 12 кроссворд. | |||||
7 | Обобщение тем: Донские казаки в событиях российской Смуты . | 1 | Дать возможность самостоятельно подвести итоги российской Смуты. | Устный опрос, кроссворд, работа по карточкам. | Стр.12 составить рассказ -фрагмент из жизни казака в 1615г. | ||||||
8 | Войско Донское и царская власть в первой половине 17в. | 1 | Показать военное значение Войска Донского края России в 1 половине 17 века. Определить значимость Донских казаков для России в 1 пол. 17в. | Атаман, голытьба, вольности, верхушка казачества. | Устный опрос, работа по группам. | П.2. стр. 13-16,вопросы. | |||||
9 | Азовское осадное сидение. | 1 | Показать значение взятия Азова. Рассказать об героических подвигах донских казаков в Азовском осадном сидении. | Зипун, О. Калуженин. | Устный опрос, работа по карточкам, дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных слайдов, иллюстраций. | П.2.стр.16-18, вопросы, дополнительный материал. | |||||
10 | Политическая ситуация на Дону во второй половине 17в. | 1 | Вспомнить, в чем сущность церковного раскола, кто такие старообрядцы. Основные направления внутренней политики царя Алексея Михайловича. Дать представление о политической ситуации на Дону в сер. 17 в. Реформы Никона. Показать причины этого похода и итоги. Формирование картографических знаний и образов .Работа с картой. | « Поход за зипунами» , « старожилые казаки», голытьба. « Поход за зипунами». | Устный опрос, работа по карточкам. Устанавливают причино - следственные связи. | П.3стр.20-21, вопросы. | |||||
11 | Азовское осадное сидение. | 1 | Показать причины и требования движение разинцев. Установить итоги и значение крестьянской войны для Войска Донского. Сделать вывод о характере народного движения в 1670-1671гг. | Крестьянская война, казачий круг. | Устный опрос, работа по карточкам. Работа с документами – делать выводы. | П.3. стр.22-23, вопросы, дополнительный материал. | |||||
12 | Старообрядцы на Дону в конце 17 века | 1 | Установить причины, последствия и значения появления старообрядцев на Дону. Рассказать о жизни. | Старообрядцы. | П.4, вопросы, дополнительный материал. | ||||||
13 | Культура Донских казаков в 17 веке. | 1 | Познакомить с особенностями Донской культуры. Воспитание разносторонне развитой личности, духовно связанной с малой родиной, гражданина знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. | Струг, Айдан, Майдан, Бабайка, Утирка | Беседа. | Реферат, дополнительный материал. | |||||
14 | Обобщающий урок по разделу №1 Викторина « Что, Где, Когда?» | 1 | Систематизация, обобщение, закрепление и проверка знаний, умений и навыков. | «Вопрос — ответ.» | Вопросы и задания по учебнику. | ||||||
15 | Войско Донское в эпоху петровских преобразований 18 века. | 1 | Дать представление об эпохи. Показать важность петровской эпохи для истории России и ДК. | Галера, барка. | Устный опрос. | П.5, вопросы. | |||||
16 | Казаки под Азовом. Завоевание Азова. | 1 | Рассказать о целях, ходе и значении завоевании Азова. | Галеры, казаки-некрасовцы, коллегии | Устный опрос. | П.5, стр. 40-42,стр.45, вопросы. | |||||
17 | Восстание на Дону под предводительством Кондратия Булавина | 1 | Рассказать о причинах предпосылках и целях восстания. Научить систематизировать материал, строить графики и схемы хода восстаний для наиболее глубокого его понимания. | Восстание. | Устный опрос, анализировать, делать выводы, решать познавательные задачи, строить графики, составлять схемы | П.5, стр.42-45, вопросы. | |||||
18 | Система управления Войском Донским в 18 веке | 1 | Показать, что вертикаль власти ВД в 18веке подчинялась царской администрации. Рассказать о системе управления | Круг, атаман, есаул, войсковая канцелярия, сыскные начальства, станичные управления | Устный опрос, работа по карточкам, дискуссия. | П.5, стр.45-46, вопросы. | |||||
19 | Казаки на службе Российской империи в 18 веке. | 1 | Дать представление об организации военной службы казачества в 18в. Рассказать об участии донцов в Семилетней войне. Образно описать боевые приемы казачьей конницы. Дать понять, что участие казаков во внешней политики России сыграло огромную роль в ее исходе и повлияло на цепь исторических событий. | Атаманский полк, лава, вентерь. | Устный опрос. | П.6, вопросы. | |||||
20 | Казаки в русско-турецких войнах. | 1 | Рассказать о русско -турецких войнах 18 века, их причинах, итогах и последствиях. | Семилетняя война. | Устный опрос. | П.6, стр.50. | |||||
21 | Участие казаков в продвижении России на Кавказ | 1 | Рассмотреть виды казачьих полков, особенности управления Войском Донским | Форты, редуты. | Устный опрос. | П.6, стр.51 | |||||
22 | Восстание Донских казаков 1792-1794г | 1 | Рассказать о предпосылках, причинах, ходе и значении восстания под предводительством Е. Пугачева. Обьяснить особенности гражданской сознательности российского общества. | Устный опрос. | П.7, стр.54 | ||||||
23 | Хозяйственные занятия населения в 18веке. | 1 | Сравнить и проанализировать процесс закрепощения крестьян на Дону с общероссийским. Хозяйственное освоение края. | Зипуны. | Устный опрос. | П.7, стр54-56, вопросы. | |||||
24 | Казачьи промыслы и торговля. Захваты земель и возникновение частного землевладения | 1 | Показать значение промыслов в хозяйственной жизни края. Показать особенности торговых связей жителей ДК. Раскрыть причины захвата земель казачьими старшинами; подвести к выводу: существовала ли у казаков частная собственность. | Хутор, батрак, старшина, казак- станичник. | Устный опрос, дать личную оценку историческим событиям. | П.7, стр.57, вопросы. | |||||
25 | Динамика населения края. Становление крепостного права на Дону | 1 | Охарактеризовать динамику и состав населения ДК в 18в. раскрыть роль государства в освоении края. Раскрыть причины формирований крепостничества на Дону. | Устный опрос, схематизировать материал | П.7,стр.57-60, вопросы. П.8, стр. 61-63, вопросы. | ||||||
26 | Основание Ростова-на-Дону и Ростовского уезда | 1 | Рассказать об основании Ростова-на- Дону и Ростовского уезда. Значение смены статуса ДК в контексте характера взаимоотношений Российской империи и ДК. | Уезд, форштадты. | Устный опрос, работа с текстам, дополнительный материал. | П.8 стр.63-71, дополнительный материал. | |||||
27 | Е. Пугачев – Донской казак. | 1 | Дать представление исторической личности. | Беседа. | Реферат, дополнительный материал, индивидуальное задание. | ||||||
28 | Герои Дона. Деятели науки, культуры, политики. | 1 | Развитие кругозора учащихся; знакомство с историей Донского края через призму общественных отношений, литературных, художественных и музыкальных произведений. Воспитание разносторонне развитой личности, духовно связанной с малой родиной, гражданина знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. | Устный опрос, дополнительный материал. | Беседа, обсуждение докладов. | Подготовить сообщение, реферат. | |||||
29 | Греческое население Приазовья в 18 в. Боевые подвиги донских казаков в войнах России 18 в. | 1 | Описание одного из народов переселившихся на Дон в 18в. Составление хронологии. | Устный опрос, дополнительный материал. | Беседа. Обсуждение презентации. | Дополнительный материал. Презентация. | |||||
30 | Культура и религия Донского края. | 1 | Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры на Дону. | Устный опрос, дополнительный материал. | Беседа. Обсуждение презентации | лекция | |||||
31 | Православное учение в человеке | 1 | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. | Устный опрос, дополнительный материал. | Беседа. Обсуждение презентации | лекция | |||||
32 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Знакомство с религиозными понятиями , что такое Святая Троица, христианские добродетели и т.д. | Устный опрос, дополнительный материал. | Беседа. Обсуждение презентации | ||||||
33 | Христианская семья | 1 | Систематизация, обобщение, закрепление знаний, умений и навыков . | Устный опрос, дополнительный материал. | Вопросы и задания по учебнику. Работа в группах. | Дополнительный материл. | |||||
34 | Защита Отечества. | 1 | Знакомство с понятием Отечество. Как правильно понять, когда война бывает справедливой. Определить особенности донской культуры связанной с защитой Отечества. | Устный опрос, дополнительный материал. | Дополнительный материал. Работа в группах. | ||||||
35 | Итоговый урок по курсу Донской край 17-18 вв. | 1 | Систематизация, обобщение, закрепление и проверка знаний, умений и навыков учащихся по курсу. | Работа со словарем. | Вопросы и задания по учебнику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...