Конспект занятия "Государственные символы России"
план-конспект на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_simvoly_rossii.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Стационарное отделение

Конспект занятия

 «Государственные символы России»

 (интегрированная группа детей в возрасте от 7 до 11лет)

Выполнила: Круглова Н.Д.

воспитатель стационарного отделения

г.п. Игрим, 2014г

Цель:

  • воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.

Задачи:

  • Закрепить и расширить  знания детей о государственном гербе, флаге, гимне(цветовое расположение полос, символическое значение, правила поведения во время прослушивания гимна, функциональное назначение символов).
  • Способствовать принятию  государственной символики как общественной ценности.
  • Воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, радость и гордость оттого, что мы родились и живем в России.
  • Развивать у детей  коммуникативные навыки, речь.

Оборудование: проектор, экран, презентация, картинки с изображением символов России.

Ход занятия

I.Вступительная беседа

1.Стихотворение  « На карте» 
На карте мира не найдёшь     
Тот дом, в котором  ты  живёшь. 
И  даже улицы родной, 
Ты не найдёшь на карте той. 
Но мы  всегда на ней найдём  
Свою страну – наш общий дом. 

Вос-ль: О чем говорится в стихотворении?

Предполагаемые ответы детей: (О родине, России)

Вос-ль: Как называется страна, в которой мы живем?
Вос-ль: Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо  иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята!

-Какая тема занятия?

-Хотите об этом узнать?

-Тогда постарайтесь скорее

-Этот кроссворд разгадать.

2. Разгадывание кроссворда

Вопросы к кроссворду:

  1. Название нашей страны.
  2. Глава нашего государства.
  3. Столица Российской Федерации.
  4. Важный документ о правах ребёнка.
  5. Основной закон нашей страны.
  6. Высшее государственное законодательство.

Ключевое слово: символы

II.Основная часть занятия

1.Что такое символы?

Вос-ль: Итак, тема сегодняшнего занятия: символы. Ребята, что обозначает слово символы?

Предполагаемые ответы детей: (Символы – это что-то обозначающие условные знаки или изображения)

Вос-ль: Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.  Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это отличительные знаки нашего государства.

Ребята, каждое государство имеет свои отличительные знаки-символы.

Назовите государственные символы России.

Предполагаемые ответы детей:  (это герб, государственный флаг и государственный гимн)

Вос-ль: Конечно, эти символы нам хорошо знакомы

Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Сегодня мы узнаем ответы на эти вопросы.

2. Рассматривание и рассказ о символе-гербе.

Вос-ль: Что обозначает этот знак?  (показ изображения герба)

Предполагаемые ответы детей: (это государственный символ России- герб )

Вос-ль: Это отличительный знак  страны - герб. Давайте рассмотрим герб России. Что вы видите в центре? 

Предполагаемый ответ детей:  Орла. 

Вос-ль: Расскажите о нём, какой он?

 Предполагаемые ответы детей: С двумя головами, с поднятыми крыльями. 

Вос-ль: Как вы думаете, почему изображён орёл? 

Предполагаемые ответы детей: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое. 

Вос-ль:  Но почему у орла две головы? 

Предполагаемые ответы детей:  Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, татары, якуты, ханты и др. В центре большого герба находится ещё один герб, это герб главного города нашей страны.

Как называется главный город России?

Предполагаемые ответы детей:  Москва. Москва – столица России. 

Вос-ль: Слово “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

 Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая). Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе – держава- золотой шар с крестом сверху, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.  Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России,  живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – означает  победу добра над злом. 

   Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы - Столицы России.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вос-ль: Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение. У вас на столах карточки с изображением основных элементов герба России. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны показать соответствующую правильному ответу карточку.

  • Двуглавый орел – элемент единства России;
  • Скипетр и держава- означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Вос-ль:  Где можно увидеть изображение  герба? 
Предполагаемые ответы детей:
 Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию. На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, на  денежных знаках, правительственных документах.
Далее воспитатель предлагает рассмотреть монеты и изображения герба на различных документах.

Вос-ль: Что вы увидели на монетах и картинках? 
Предполагаемые ответы детей:  Герб. 

Герб –это государственный символ. Это отличительный знак страны.

3.Динамическая пауза. Игра «Соберись у флага России»      (Дети бегают по залу, по команде собираются у флага России, который собирают сами из полос нужного цвета.)

4. Российский флаг.

Вос-ль: Следующий государственный символ нашей страны- флаг.

Флаг является отличительным знаком страны, означает единство государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Цвет и рисунок каждого флага имеют свое значение.
-   Давайте  рассмотрим  флаг России. Сколько цветов он имеет?

Предполагаемые ответы детей: (Дети рассматривают  изображение флага и называют его цвета).    Каждый цвет несёт определённый смысл. Белый цвет -  мир и чистота. Он говорит о том, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает. Синий цвет -  цвет неба, обозначает верность и правду. То есть народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов. Красный цвет -  огонь и  отвага (смелость), цвет  силы. 

Вос-ль: Где можно увидеть флаги или флажки? 

 Предполагаемые ответы детей: На  зданиях, например, на Доме правительства. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках  солдат,  спортсменов.  Если  флаг на самолёте  или  корабле,  он поможет узнать из какой он страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.

5.Гимн России.

 

 Вос-ль: Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили?(про гимн)

-А что такое гимн?(это главная песня страны)

Вос-ль: Гимн это величественная ,торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн.

Вос-ль: В каких случаях исполняется гимн?

Предполагаемые ответы детей: (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)

Вос-ль: Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

Предполагаемые ответы детей: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым.

Вос-ль: Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

Вос-ль: Кто знает как себя нужно вести во-время звучания гимна?

 Я прошу вас встать под гимн России.

Прослушивание 1 куплета гимна.

III. Заключительная часть.

Викторина.
 

  • Что такое герб? (Символ государства, города, рода). 
  •  Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков). 
  • Из каких основных изображений состоит герб?
  •  Какие цвета у Государственного флага России?
  •  Кто  является автором слов и музыки гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
  • О чём говорится в гимне? 
  • Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
  • Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество, наше свободное).  

Итог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб, и про флаг нашего государства.
Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться»
Предполагаемые ответы: По государственной символике можно определить название страны. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну. Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый человек, живущий в России,  гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Вос-ль: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно –Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

конспект"Символы России".

.Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

Конспект урока "История символов России"

Урок посвящен знакомству с возникновением символики Российского государства: герба, флага, гимна. Их изменениями в разные периоды существования государства.  Цели урока:  Проследить преемств...

Конспект урока ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" ФГОС

Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Задачи:Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать позна...

Конспект урока обществоведение 8класс Тема: «Государственные символы России»

Задачи:Дать ученикам представление о понятиях «герб», «флаг», «гимн»; рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.Развивать познавательные способности учащихся: восприя...

конспект внеклассного мероприятия "государственные символы России"

история создания государственных символов России: Гимна, Герба, Флага.Закрепление знаний - творческие задания....

План-конспект урока обществознаниe по теме "Государственные символы России" 6 класс

Технологическая карта урока Романовой Т.Е.учителя истории и обществознания Мюрюнской СОШ №2 Предмет: обществознаниеТема урока: Государственные символы РоссииЦель урока: формирование гражданственн...