Кому он нужен, этот русский?
статья на тему

Чех Мария Игоревна

Работа эта была написана мной в 2008 году, когда я работала в лицее искусств города Керчи. Статья принесла мне победу в международном Пушкинском конкурсе учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komu_on_nuzhen_etot_russkiy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кому он нужен, этот русский?

К нам обернулась бездной высь,

и меркнет Божий свет...

Мы в той отчизне родились,

которой больше нет.

 «Тоска по Родине! Давно разоблаченная морока!» Эти слова, облитые горечью обиды и вины,   звучат в сердце миллионов людей, которые, не уезжая за границу, оказались за границей. В одночасье осиротели. Не сразу ощутили мы своё сиротство. Долго без разбора писали в графе «национальность» то «русский», то «украинец», не ощущая разницы, долго смотрели любимые передачи на родном языке, продолжали изучать и  преподавать русскую литературу. Но невидимо росла и крепла стена, укреплялась граница между Украиной и Россией, всё громче провозглашался украинский национальный вопрос, и все острее ощущали мы невосполнимую потерю души – потерю Родины. Речь, конечно, не об утрате Советского Союза. Трагедия наша в утрате духовного пространства и простора,  в утрате свободы культурной. Враждебное отношение политической элиты Украины к России, обвинение в подавлении роста украинской культуры, насильственное насаждение украинского языка и вытеснение из всех сфер жизни русского привело тысячи людей, для которых Россия по-прежнему остаётся исторической и культурной родиной, к ощущению трагической отчужденности, ненужности и одиночества. Россияне успели привыкнуть к мысли, что мы – украинцы, а мы так никогда и не отвыкнем от того, что мы – русские.

Особая миссия в Украине возложена на учителя-русиста. Приобщить подрастающее поколение к русской культуре, которая сегодня одна и способна внести примирение в раздираемый противоречиями мир, сказать слово «великой, общей гармонии, братского согласия всех племён по Христову  евангельскому закону!» Воспитывая в ребёнке настоящего читателя, мы даём ему знание не о литературе, а о жизни. Тот, кто знает только литературу, и её знает плохо. Великое значение литературы – во всеохватывающей её ширине, объединяющей все науки, обобщающей их широким философским миросозерцанием. Русская литература, созданная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, отличается от других литератур именно своей, по словам Достоевского, всечеловечностью,  потому что она выдвигает на первый план  исследование человеческого духа и законов бытия в таких масштабах, которые не знает ни одна литература мира. Русская литература учит «видеть жизнь» и  постигать её глубокий смысл, она возводит в душе храм Добра, Милосердия и Свободы. Может быть, потому так и хотят «вытравить» русского читателя сильные мира сего, что он свободен и стоит над их волей, направленной на порабощение и разрушение.

Зависеть от царя, зависеть от народа –

Не все ли нам равно? Бог с ними.

 Никому

Отчёта не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи<…>

Вот счастье! Вот права…

(А.С.Пушкин)

Украинскому национализму, начавшемуся с ложно понятой идеи патриотизма, культивирующему идею исключительности своего народа и отстаивающему интересы только своей нации, мы противопоставляем идеи русских писателей-пророков (Гоголя, Достоевского и др.) о том, что истинный патриотизм стоит выше национального и заключается в жертвенности во имя и во благо других людей и народов. И таких примеров много в Российской истории, когда Россия своей кровью искупала «Европы вольность, честь и мир». Мы в противовес националистическим идеям, неизбежно ведущим к разрушению народа (выгодой и самомнением), устами Пушкина призываем к братскому единению наших народов и обращению к тем культурным корням, которыми испокон веков питалась и взращивалась Украина.

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

Сегодня этот «вопрос» стоит как нельзя остро, и разрешение его во многом зависит от нас. Мы, учителя уже не русской, а зарубежной литературы и русского языка (теперь языка национальных меньшинств), делаем всё, что в наших силах, для того, чтобы не «иссякло славянское море», потому что в слиянии и братстве наших народов видим единственный путь спасения не только Российской, но (как бы это громко ни звучало) и всемирной  цивилизации.

<…>В сердцах не сохранится

братающая высь,

коль русский с украинцем

спасаться разошлись.

Но злом налиты чаши

и смерть уже в крови,

а все спасенье наше

в согласье и любви.

                                       (Б.Чичибабин)

Чех Мария Игоревна

Учитель русского языка и литературы

Лицея искусств

г.Керчь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник: кому и зачем он нужен?

В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...

Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области"         ДОКЛАД   " Ма...

Журналистский эксперимент: зачем он нужен и кому может навредить?

Презентация для занятия с юнкорами второго года обучения...

Консультация для родителей "Кому нужен логопед"

     Консультация для родителей            «Кому нужен логопед» Каждый ребенок должен побывать на приеме у...

Кому и зачем нужен наставник

Материал содержит информацию о том, какими качествами должен обладать наставник, какие существуют модели наставничества...

Зачем нужен родной язык, если нужен только иностранный?

Данный вопрос очень популярен среди учащихся. Постараюсь ответить на него в этой статье. На самом деле трудно сразу сформировать ответ, но рассуждая и изучая иностранные языки, все таки мы должны пон...