Кому и зачем нужен наставник
статья

Материал содержит информацию о том, какими качествами должен обладать наставник, какие существуют модели наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx650.61 КБ

Предварительный просмотр:

Кому и зачем нужен наставник

Наставника назначают молодому специалисту, вновь принятому, и любому педагогу или сотруднику, чтобы помочь овладеть новыми компетенциями.

Наставник способствует профессиональному развитию, проясняет его цели, служит примером и дает взгляд со стороны на деятельность педагога.

Система наставничества в школе помогает:

  • формировать практические навыки работы в условиях именно этой образовательной организации (ОО);
  • познакомиться с корпоративной культурой ОО и принять ее;
  • ликвидировать «пропасти» между теоретическими знаниями молодых специалистов, которые они получают в вузе, и реальной практикой образовательных отношений;
  • повысить мотивацию к работе;
  • сократить время и затраты на обучение молодых специалистов.

Трудовое законодательство никак не регламентирует институт наставничества и подобную модель обучения. Администрация школы сама решает, применять ли такую модель.

Какими качествами должен обладать наставник

Чтобы быть наставником, сотрудник должен обладать рядом профессиональных и личных качеств.

Профессиональная компетентность. У наставника должны быть знания и навыки, специализация или категория. Он должен поддерживать профессиональную компетенцию. Стаж работы в организации и в должности – не меньше трех лет.

Исполнительская дисциплина. Одна из функций наставника – подавать личный пример. Поэтому наставником назначайте ответственного сотрудника, у которого нет дисциплинарных нарушений.

Личное желание. Сотрудник не только должен понимать суть роли наставника и преимущества этого положения, но и иметь желание заниматься этой деятельностью. Иначе выбранный наставник может считать наставничество обузой и из-за этого негативно относиться к своей новой обязанности.

Авторитет в коллективе. Педагог, который по профессиональным или личным причинам не смог добиться авторитета в коллективе, не походит на роль наставника. Выбирайте наставников из лидеров педагогического коллектива. Авторитет наставника и его лидерские качества помогут подшефному быстрее освоиться в коллективе.

Коммуникативные способности. Наставник должен регулярно общаться с подшефным, уметь доступно доносить информацию. Назначайте наставником педагога, который может дать эмоциональный отклик на состояние партнеров общения.

Организованность. Наставник выполняет свои должностные обязанности и ведет подшефного. Поэтому кандидат на должность наставника должен уметь расставлять приоритеты, распределять рабочее время и работать с большой нагрузкой.

Эмоциональная уравновешенность. Кандидат на должность наставника должен уметь поддерживать оптимальное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.

Позитивный эмоциональный настрой. Эмоционально «выгоревшие» педагоги не смогут быть хорошими наставниками, им самим нужна помощь и поддержка.

Какие существуют модели наставничества

По типу организации существует две модели наставничества: формальное и неформальное.

Формальное наставничество

Формальное наставничество организует и поддерживает администрация школы в соответствии со стратегическими целями ОО. Результаты наставнической деятельности в формальной модели измеряют и оценивают. Администрация школы назначает координатора наставничества, который методически и информационно сопровождает процесс. Пары наставник – подопечный выявляют с помощью специальной формы и закрепляют приказом руководителя ОО. Период формального наставничества обычно составляет 9–12 месяцев.

Неформальное наставничество

Пары наставник – подопечный составляются самими участниками. Наставник и подопечный планируют наставничество самостоятельно, у них нет координатора, который бы сопровождал процесс информационно и методически. Результаты такого наставничества не измеряют и не оценивают. Неформальное наставничество преследует индивидуальные цели, которые не связаны со стратегическими целями школы. Продолжительность реализации такой модели наставничества зависит от его целей и может длиться от одной консультации до нескольких лет.

Как организовать формальное наставничество в школе

Чтобы создать систему наставничества в школе, действуйте поэтапно.

Этап 1. Организуйте нормативное сопровождение. Разработайте, обсудите на педагогическом совете и утвердите положение о наставничестве для педагогов. Закрепление наставнических пар утверждает приказом руководитель ОО.

Этап 2. Продумайте систему мотивации и стимулирования наставников. Разработайте положение о материальном стимулировании наставников. Обсудите на педагогическом совете показатели эффективности педагога. Подготовьте для наставников тесты по самооценке.

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130430/

Этап 3. Сформируйте пары наставник – подопечный. Проведите опросы педагогов школы. Это поможет выявить возможных наставников. Используйте форму выбора пар для наставников.


«Как организовать систему наставничества для педагогов». М.В. Лазарева
https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130432/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130433/

Этап 4. Обеспечьте методическое сопровождение деятельности пар. Для этого разработайте формы плана и отчета по работе наставника с начинающим педагогом, протокол наставничества, бланки контроля качества обучения подопечного.

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130434/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130435/

Этап 5. Организуйте индивидуальное сопровождение деятельности наставников. Для этого подготовьте программу индивидуальных консультаций с наставниками. Разработайте формы отчетов для наставника, подопечного и руководителей методических объединений. Посетите встречи наставника и подопечного, проведите их анализ с помощью специального опросника.


«Как организовать систему наставничества для педагогов». М.В. Лазарева
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее:
https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/41018/bssPhr44/?of=copy-7e96699196

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130436/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130437/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130438/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130431/

https://vip.1zavuch.ru/system/content/image/183/1/-4130439/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен английский язык?

Рассказ для детей...

Электронный учебник: кому и зачем он нужен?

В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...

Что ответить ребёнку на вопрос: зачем нужен лес?

Очень часто дети задают вопрос родителям: для чего же нужен лес? В этой ситуации нужно помочь детям поразмышлять.Лес важен для жизни на планете. Лес - отличное устройство для образования кислорода, ко...

Конспект урока "Зачем нужен суд?"

Цель:  сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства....

Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области"         ДОКЛАД   " Ма...

Как устроен Мир или зачем нужен Большой Адронный Коллайдер?

В статье собраны материалы для обобщающей лекции "Современная физическая картина мира" в 11-м физико-математическом классе....

Зачем нужен родной язык, если нужен только иностранный?

Данный вопрос очень популярен среди учащихся. Постараюсь ответить на него в этой статье. На самом деле трудно сразу сформировать ответ, но рассуждая и изучая иностранные языки, все таки мы должны пон...