Кому и зачем нужен наставник
статья
Материал содержит информацию о том, какими качествами должен обладать наставник, какие существуют модели наставничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.docx | 650.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Кому и зачем нужен наставник
Наставника назначают молодому специалисту, вновь принятому, и любому педагогу или сотруднику, чтобы помочь овладеть новыми компетенциями.
Наставник способствует профессиональному развитию, проясняет его цели, служит примером и дает взгляд со стороны на деятельность педагога.
Система наставничества в школе помогает:
- формировать практические навыки работы в условиях именно этой образовательной организации (ОО);
- познакомиться с корпоративной культурой ОО и принять ее;
- ликвидировать «пропасти» между теоретическими знаниями молодых специалистов, которые они получают в вузе, и реальной практикой образовательных отношений;
- повысить мотивацию к работе;
- сократить время и затраты на обучение молодых специалистов.
Трудовое законодательство никак не регламентирует институт наставничества и подобную модель обучения. Администрация школы сама решает, применять ли такую модель.
Какими качествами должен обладать наставник
Чтобы быть наставником, сотрудник должен обладать рядом профессиональных и личных качеств.
Профессиональная компетентность. У наставника должны быть знания и навыки, специализация или категория. Он должен поддерживать профессиональную компетенцию. Стаж работы в организации и в должности – не меньше трех лет.
Исполнительская дисциплина. Одна из функций наставника – подавать личный пример. Поэтому наставником назначайте ответственного сотрудника, у которого нет дисциплинарных нарушений.
Личное желание. Сотрудник не только должен понимать суть роли наставника и преимущества этого положения, но и иметь желание заниматься этой деятельностью. Иначе выбранный наставник может считать наставничество обузой и из-за этого негативно относиться к своей новой обязанности.
Авторитет в коллективе. Педагог, который по профессиональным или личным причинам не смог добиться авторитета в коллективе, не походит на роль наставника. Выбирайте наставников из лидеров педагогического коллектива. Авторитет наставника и его лидерские качества помогут подшефному быстрее освоиться в коллективе.
Коммуникативные способности. Наставник должен регулярно общаться с подшефным, уметь доступно доносить информацию. Назначайте наставником педагога, который может дать эмоциональный отклик на состояние партнеров общения.
Организованность. Наставник выполняет свои должностные обязанности и ведет подшефного. Поэтому кандидат на должность наставника должен уметь расставлять приоритеты, распределять рабочее время и работать с большой нагрузкой.
Эмоциональная уравновешенность. Кандидат на должность наставника должен уметь поддерживать оптимальное состояние, быстро адаптироваться к изменениям и принимать обдуманные решения в ситуации информационной перегрузки.
Позитивный эмоциональный настрой. Эмоционально «выгоревшие» педагоги не смогут быть хорошими наставниками, им самим нужна помощь и поддержка.
Какие существуют модели наставничества
По типу организации существует две модели наставничества: формальное и неформальное.
Формальное наставничество
Формальное наставничество организует и поддерживает администрация школы в соответствии со стратегическими целями ОО. Результаты наставнической деятельности в формальной модели измеряют и оценивают. Администрация школы назначает координатора наставничества, который методически и информационно сопровождает процесс. Пары наставник – подопечный выявляют с помощью специальной формы и закрепляют приказом руководителя ОО. Период формального наставничества обычно составляет 9–12 месяцев.
Неформальное наставничество
Пары наставник – подопечный составляются самими участниками. Наставник и подопечный планируют наставничество самостоятельно, у них нет координатора, который бы сопровождал процесс информационно и методически. Результаты такого наставничества не измеряют и не оценивают. Неформальное наставничество преследует индивидуальные цели, которые не связаны со стратегическими целями школы. Продолжительность реализации такой модели наставничества зависит от его целей и может длиться от одной консультации до нескольких лет.
Как организовать формальное наставничество в школе
Чтобы создать систему наставничества в школе, действуйте поэтапно.
Этап 1. Организуйте нормативное сопровождение. Разработайте, обсудите на педагогическом совете и утвердите положение о наставничестве для педагогов. Закрепление наставнических пар утверждает приказом руководитель ОО.
Этап 2. Продумайте систему мотивации и стимулирования наставников. Разработайте положение о материальном стимулировании наставников. Обсудите на педагогическом совете показатели эффективности педагога. Подготовьте для наставников тесты по самооценке.
Этап 3. Сформируйте пары наставник – подопечный. Проведите опросы педагогов школы. Это поможет выявить возможных наставников. Используйте форму выбора пар для наставников.
«Как организовать систему наставничества для педагогов». М.В. Лазарева
Этап 4. Обеспечьте методическое сопровождение деятельности пар. Для этого разработайте формы плана и отчета по работе наставника с начинающим педагогом, протокол наставничества, бланки контроля качества обучения подопечного.
Этап 5. Организуйте индивидуальное сопровождение деятельности наставников. Для этого подготовьте программу индивидуальных консультаций с наставниками. Разработайте формы отчетов для наставника, подопечного и руководителей методических объединений. Посетите встречи наставника и подопечного, проведите их анализ с помощью специального опросника.
«Как организовать систему наставничества для педагогов». М.В. Лазарева
© Материал из Справочной системы «Завуч».
Подробнее: https://vip.1zavuch.ru/#/document/16/41018/bssPhr44/?of=copy-7e96699196
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужен английский язык?
Рассказ для детей...
Электронный учебник: кому и зачем он нужен?
В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...
Что ответить ребёнку на вопрос: зачем нужен лес?
Очень часто дети задают вопрос родителям: для чего же нужен лес? В этой ситуации нужно помочь детям поразмышлять.Лес важен для жизни на планете. Лес - отличное устройство для образования кислорода, ко...
Конспект урока "Зачем нужен суд?"
Цель: сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства....
Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области" ДОКЛАД " Ма...
Как устроен Мир или зачем нужен Большой Адронный Коллайдер?
В статье собраны материалы для обобщающей лекции "Современная физическая картина мира" в 11-м физико-математическом классе....
Зачем нужен родной язык, если нужен только иностранный?
Данный вопрос очень популярен среди учащихся. Постараюсь ответить на него в этой статье. На самом деле трудно сразу сформировать ответ, но рассуждая и изучая иностранные языки, все таки мы должны пон...