Роль медиатеки и библиотеки в реализации ФГОС в образовательной организации
статья на тему

Комисаренко Ольга Валентиновна

Статья посвящена роли школьной библиотеки/медиатеки. В статье речь идет о технической и технологической модернизации библиотеки, о переходе библиотеки в новое информационное пространство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol-mediatekiibibliotekivrealizaciifgosvooo.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль медиатеки и библиотеки в реализации ФГОС в ООО.

      Сегодня в современном мире государством и обществом предъявляются новые требования к образованию и к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу федеральных государственных образовательных  стандартов (ФГОС) второго поколения, реализуемых в системе общего образования РФ.

     В нашей школе переход на ФГОС второго поколения в системе общего образования в качестве экспериментальной площадки начался в 2013/14 учебном году. Ученикам 5-х классов представилась возможность первыми осваивать новую программу.

     Изменение требований к образованию неизбежно влечет за собой и изменение требований к учителю, уроку, кабинету, библиотеке и ко всей школе в целом. Так переход на ФГОС второго поколения в нашей школе привел к модернизации кабинетов, расширению помещения школьной библиотеки, созданию медиатеки, оснащенной современным оборудованием. Фонд школьной библиотеки пополнился новыми необходимыми учебниками, учебными пособиями, CD и DVD дисками.

     Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения.

     Отличительной чертой большинства школ, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе знаний.

     Техническая и технологическая модернизация библиотеки позволяет обеспечить укрепление информационной функции библиотеки. В настоящее время продолжает осуществляться переход библиотеки в новое информационное пространство, что расширяет возможности, предоставляя новые формы и методы работы читателям, повышая качество работы в рамках информационного обслуживания. Ученики, учителя, педагоги дополнительного образования нашей школы могут работать в медиатеке, свободно используя беспроводной Интернет и ноутбуки. Ученики используют сеть Интернет и компьютеры для написания докладов по заданной теме, для создания презентаций к урокам, для расширения кругозора. В помещении медиатеки учителя, педагоги дополнительного образования проводят уроки, классные часы, занятия по внеурочной деятельности. Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации, возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости школьной медиатеки .

    Современную библиотеку сложно представить без использования информационных технологий, компьютеров, беспроводного Интернета. В библиотеку можно зайти, находясь дома, на работе, в общественном транспорте – при условии, что у этой библиотеки есть «виртуальная жизнь». «Виртуальная жизнь» наша школа ведёт через официальный сайт, скайп-конференции, родительские интернет-собрания, библиотека работает с программным комплексом «БиблиоГраф».

     Сайт библиотеки выступает в роли своеобразного портала, информирующего о новинках книг, проектах, новостях. На сайте нашей школы огромное количество полезной информации для родителей, учеников и преподавателей. Сайт предназначен для общего пользования. Там можно найти полезные ссылки, информацию о школе, преподавателях, нормативную базу и многое другое. Наши учителя с удовольствием делятся своим опытом, выкладывая на сайт школы свои методические разработки.

     Ничего так не сближает, как живое общение. Благодаря коммуникационным технологиям (скайп-конференциям) происходит живое общение читателей – детей, педагогов и представителей из других городов, стран, объединенных общими интересами. Преимущества скайп-конференции заключаются в  доступности информации из первых уст, в простоте общения, более тесном контакту читателей и слушателей. Сетевое взаимодействие дает возможность  не только постоянно собирать, обновлять, удалять невостребованные образовательные ресурсы, но и проявиться, реализоваться творческим педагогам и учащимся. Активные участники сетевого сообщества могут оценивать друг друга, помогать друг другу, перенимать опыт. В апреле 2013 года на базе  школы № 446 прошла конференция « Современные образовательные технологии: работаем по новым стандартам», в которой приняли участие глава администрации Колпинского района Кабицкий Д.А., директора школ и учащиеся. В библиотеке нашей школы, где расположен новый конференц-зал, ученики 9-11 классов провели скайп-конференцию с учениками школ № 446, № 404. Состоялась дискуссия на тему «Современный школьный учебник – какой он?» (речь шла о плюсах и минусах электронных учебников, ребята выражали взгляды оптимистов, пессимистов и реалистов на этот вопрос). 18 ноября 2014 состоялась еще одна встреча - видеоконференцсвязь с Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов. Ученикам нашей школы 9А и 8А классов удалось пообщаться с представителем университета в реальном времени, получить достоверную информацию  об учебном заведении, его факультетах, условиях зачисления. Участие в скайп – конференциях в нашей школе принимают не только школьники, но и представители городского управления, администрация города.

         Еще один элемент «виртуальной жизни» нашей школы - программный комплекс «БиблиоГраф»- удобный и доступный для простого пользователя. Комплекс позволяет автоматизировать суммарный и индивидуальный учет изданий, прием и списание больших партий книг, учебных пособий, аудио-, видео- и электронных документов, работу с абонементами, как индивидуальными, так и коллективными (абонентами классов), работу библиотекаря и читателей с каталогами (поиск, формирование заявок), формирование отчетной документации, изучение спроса и активности читателей.

     Для администрации школы предоставляется возможность анализа посещаемости, читаемости, обеспеченности библиотеки необходимой литературой. Для учащихся – возможность поиска изданий, создание тематических запросов, просмотра собственного абонемента. Так с использованием «БиблиоГрафа» мы уходим от использования бумажных абонементов (формуляров) в библиотеке, что позволяет нам работать с большей активностью, быстро формировать отчеты и уделять больше времени читателям, помогать им в поиске информации, направлять их, вести дискуссии о прочитанных книгах из фонда школьной библиотеки.

    Таким образом, миссией нашей школьной библиотеки/медиатеки в новых условиях является, во-первых, интеграция функций информационного, культурного и досугового центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е. концентрация документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, предоставление доступа к удаленным ресурсам образования.

Во- вторых, приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка.

В-третьих, содействие получению навыков самообразования и повышения уровня информационной культуры, как в помещении школьной библиотеки, так и виртуально, т.е. получению знаний умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы в условиях реализации ФГОС

Представлен опыт работы методической службы школы...

Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС

Размышления о возможности более полного использования ресурсов дополнительного образования в реализации ФГОС...

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования / Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования // Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10....

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выступление на педагогическом совете....

Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В современном обществе стремительным развитием науки и техники, появляются новые информационные технологии, преобразующие жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей ...

Роль учителя математики в условиях реализации ФГОС

Современная жизнь, в постоянно изменяющихся условиях, требует умения решать возникающие новые задачи, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию.На первый план работы выходит у...

Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Презентация к выступлению на педагогическом совете в роли содокладчика...