Роль методической службы в условиях реализации ФГОС
статья по теме
Представлен опыт работы методической службы школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль методической службы в условиях ФГОС | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
конкурс инновационных моделей методических служб
«Роль методической службы
в условиях реализации ФГОС»
Авторы:
Гейнц Наталия Брониславовна,
заместитель директора
по учебной работе
Козлицкая И.В., учитель
начальных классов
2012 год
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, быть профессионалом.
В качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика, и наиболее уязвимой стороной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов представляется подготовка учителя, формирование его дидактической, методологической, методической, философской позиции.
Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование нового поколения педагогов, владеющими современными компетенциями педагогики, психологии, методологии.
На решение задачи подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и направлена система методической работы в нашей школе. Система методической работы ориентирована на повышение квалификации учителей и других специалистов общего образования, разработана в соответствии с Концепцией и следующими требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
- к структуре основных образовательных программ общего образования;
- к результатам освоения основных образовательных программ;
- к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования, в том числе к квалификации педагогических кадров.
Современные изменения в сфере образования - реализация президентской инициативы «Наша новая школа», внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, изменения в структуре образовательного процесса - требуют от педагога более полного повышения качества педагогического мастерства.
Проведенный анализ материалов, обеспечивающих введение ФГОС, позволил сформулировать критериальный комплекс, характеризующий процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей современного образования, принятия ими идеологии стандарта, осмысления его сущности, структуры, содержания:
- изменения должны произойти на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений будет являться весь образовательный процесс, а не отдельные его элементы;
- изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования, обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;
- процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности педагогов;
- - изменения должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности педагога;
- - данные изменения должны привести к новому уровню качества личностного развития личности учащихся.
Таким образом, актуальность создания данной модели определяется необходимостью принятия педагогическим сообществом ценностных идеалов демократического общества и стратегических целей современного образования.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что федеральные государственные образовательные стандарты требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях.
- Нормативное сопровождение:
- Инструментальное сопровождение (учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ, представление и анализ учебников и ЦОР, учебное оборудование и пр.).
- Технологическое и информационно-методическое сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, рекомендации по проектированию учебного процесса).
При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие
- динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.;
- достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе ПК знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Для достижения описанных результатов в школе разработана Программа повышения качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей. Целью Программы является развитие профессиональной компетенции педагогов как способности квалифицированно решать проблемы, возникающие в реальной педагогической деятельности в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты.
Совершенствование мастерства учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
• оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, областной систем повышения квалификации;
• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного с реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
• совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм образовательной деятельности;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания школьников;
• реализацию системы работы над учебниками и учебно-методическими пособиями; школьного образования, создание индивидуальных учебных планов;
• ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий (модульной, рейтинговой, обучение на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах), информационных технологий, дальнейшее использование метода проектов.
Программа реализуется следующей моделью методической службы ОУ.
Структура методической работы
Управление работой школы ведется через педагогический совет, а главным органом, организующим и координирующим методическое обеспечение образовательного процесса, является методический совет школы (МС).
Важной формой организации опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в школе является МНЛ – муниципальная научная лаборатория, созданная в 2009 году.
С 2009 года муниципальная научная лаборатория является структурным подразделением региональной научно-консультационной службы «Педагогический поиск», созданной на базе научно-исследовательского отдела ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
В своей деятельности МНЛ руководствуется действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами министерства образования Саратовской области, Положением о региональной научно- консультационной службе «Педагогический поиск» и собственным Положением о МНЛ.
Целью научной лаборатории является осуществление научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов в школе; создание системы информационно-аналитического обеспечения развития школы.
В соответствии с поставленной целью МНЛ решает следующие задачи:
распространение информации по вопросам нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность участников процесса образования;
апробация и внедрение результатов научных исследований на уровне учреждения (апробация образовательных технологий);
участие в проведении специализированных конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров;
организация семинаров, конференций, конкурсов;
подготовка к изданию материалов, отражающих результаты проводимых исследований.
Одна из приоритетных задач деятельности лаборатории – стимулирование педагогов к профессиональному росту, побуждение их к описанию своей исследовательской деятельности, анализу опытно-экспериментальной работы (написанию статей, публикациям в образовательных социальных сетях).
В составе муниципальной научной лаборатории работают творческие группы учителей.
Творческая группа - это объединение учителей, созданное для совершенствования педагогического мастерства, творческого общения, организации методической работы в педагогическом коллективе, в муниципалитете, методической поддержки и помощи, для профессионального роста педагогов.
Задачи и содержание работы творческой группы:
- совершенствование педагогического мастерства учителей для получения наилучших результатов в педагогической и ученической работе;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса;
- выявление затруднений у педагогов школы в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям;
- создание условий для обобщения и обмена педагогическим опытом; организация взаимодействия между специалистами и педагогическими работниками, участвующими в работе с ученическим коллективом;
- участие в обсуждении планов работы педагогического коллектива, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации, утверждение учебных планов, развитие творческой инициативы, активности педагогов;
- участие в аттестации учителей школы.
Работа МНЛ осуществлялась в означенный период по следующим направлениям:
-организационная деятельность;
-сетевое взаимодействие;
-информационно-консультационная деятельность;
-опытно-экспериментальная деятельность.
Организационная деятельность МНЛ состояла в том, что были разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность муниципальной научной лаборатории. Созданы творческие группы учителей, занимающихся в 2009-2012 гг по следующим темам: апробация и внедрение инновационных технологий в учебный и воспитательный процесс; система оценки в ОС Школа 2100; тьюторское сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения; организация проектно-исследовательской деятельности.
Организованы постоянно действующие семинары по изучению материалов ФГОС начального и основного общего образования.
На первом этапе учителя изучают теорию вопроса, литературу, передовой опыт по избранной проблеме, разрабатывают проекты опытно-экспериментальной работы.
Информационно-консультационная деятельность
На втором этапе идет наработка опыта: учителя посещают уроки друг у друга, корректируют и коллективно обсуждают на заседаниях творческих групп наработанный материал.
В течение трех лет учителя представляли наработанный материал на различных уровнях: проведен теоретический семинар для учителей района «Ведение педагогического исследования», представлен опыт экспериментальной работы по направлению «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы «Школа 2100» учителей Козлицкой И.В. и Ульман В.Т. на муниципальной педагогической конференции «Наука в образовании», по направлению «Организация внеурочной деятельности в сельской школе в свете социального партнерства» на межрегиональном экспертно-аналитическом семинаре «Проблемы организации внеурочной деятельности учащихся в образовательных учреждениях», «Деятельность муниципального центра по работе с одаренными детьми в рамках сотрудничества педагогов» на VII региональной методической конференции «Слагаемые профессиональной компетентности педагога».
Проведены мастер-классы учителей:
- Для учителей школы «Использование интерактивных методик в преподавании курса обществознания».
- для учителей Красноармейского района по теме «Использование технологии продуктивного чтения в учебной деятельности начальной школы» учителем начальных классов Ульман В.Т.
- для учителей Красноармейского района по теме «Проблемно-диалогическая технология и ее роль в формировании УУД» учителем начальных классов Козлицкой И.В.
- на Слете Ассоциации лучших учителей России и Саратовской области по теме «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя» учителем истории Гермоний И.А.
Для учителей истории, литературы, ОПК Красноармейского района «Гуманная
педагогика Амонашвили и ее актуальность в современной образовательном процессе» учителем истории и ОПК Коршуновой Л.А.
Проведен открытый урок математики для учителей Красноармейского района по теме «Симметрия» с использованием игровой технологии учителем начальных классов Яковлевой Н.А.
Проведен обучающие семинары для учителей района «Основные вопросы введения ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году» и «Взаимодействие учителя и ученика в проведении исследования». Организован родительский лекторий по проблемам введения ФГОС.
Одним из важнейших направлений деятельности МКОУ является сетевое взаимодействие по обмену передовым педагогическим опытом.
Учителя участвуют в работе Открытого класса: горячая линия «Расширение функционала учителя при введении ФГОС второго поколения и в работе круглого стола «Навстречу новым образовательным стандартам»; проводятся консультации с координаторами ОС «Школа 2100» по вопросам введения ФГОС. Представленные материалы педагогов размещены на странице муниципальные научные лаборатории Саратовской области сайта «Открытый класс» (сетевые образовательные сообщества).
Опытно-экспериментальная деятельность учителей заключается в том, что
были внедрены в учебно-воспитательный процесс современные инновационные технологии, например, технология проблемного диалога, информационно-коммуникационные, технология продуктивного чтения, внедряется технология оценивания, развиваются проектная и исследовательская деятельность, коммуникативная культура обучения.
На заключительном этапе учителя анализируют полученный результат, отрабатывают собранную информацию, выступают с творческими отчетами и методическими рекомендациями перед коллективом.
Учителями были разработаны рабочие программы по предметам по ОС «Школа 2100», разработан инструментарий для оценки метапредметных результатов, пополняется методическая копилка «Типовые задания, нацеленные на формирование УУД», систематизированы материалы, отражающие результаты проведенных исследований (макет портфолио, подробные конспекты, презентации, электронные и печатные тесты, варианты КИМов для итоговой оценки в начальной школе.
В этом учебном году в школе введены ФГОС ООО, и деятельность творческих групп учителей напрямую связана с вопросами организации образовательного процесса и системой оценки в соответствии с требованиями стандарта.
Каковы же результаты работы МНЛ?
- В ходе практической деятельности продолжается работа по научно-методическому, информационному сопровождению опытно-экспериментальной деятельности и исследовательской деятельности.
- Результатом роста профессионального мастерства является участие учителей в конкурсах и научно-практических конференциях муниципального, регионального и международного уровней, печатные публикации.
Так, в 2010 году Яковлева Н.А. победитель регионального конкурса «Лучшие учителя Саратовской области»;
Гермоний И.А. участник конкурса «Грани педагогического исследования»;
Козлицкая И.В. 1 место, Ульман В.Т. 3 место в региональном конкурсе «Педагогический Олимп. Начальное образование» в номинации «ИКТ: Интерес! Компетентность! Творчество!».
Козлицкая И.В., Ульман В.Т. 1 место в номинации «Воплощение, мечта».
В 2011 году Козлицкая И.В. участник конкурса «Праздничная шкатулка 2011 г» в сети творческих учителей.
Коршунова Л.А. участник муниципального конкурса «Учитель года».
Учителями были опубликованы собственные методические разработки, отражающие современное содержание обучения:
Статья Козлицкой И.В., учителя начальных классов, «Роль системно-деятельностного подхода в обучении в условиях реализации ФГОС» опубликована в Сборнике научно-методических материалов. Выпуск 3. «Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха» Под. Ред Е.В. Губановой, Ю.Б. Пушновой, -Саратов:ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»,2011 год.
Статья Гермоний И.А., учителя истории, «Деятельность муниципального центра по работе с одаренными детьми в рамках сотрудничества педагогов Красноармейского муниципального района» опубликована в Сборнике материалов VII региональной методической конференции /под ред. Н.Г. Чаниловой, Е.А. Мигуновой, И.Н. Жирновой, В.Н. Турышева. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011 г.
В журнале «Эксперименты и инновации в школе» № 4 за 2012 год опубликована статья учителя начальных классов Козлицкой И.В. «Технологии проблемного диалога и ее роль в формировании регулятивных УУД».
3.Наблюдается стремление педагогов к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
4. Осваивается наиболее ценный опыт коллег в решении задач образовательного учреждения.
5.Повысилось качество методического обеспечения образовательного процесса.
Коллектив МКОУ «СОШ №10 п. Каменский» убежден, что все проводимые мероприятия помогают развивать творческий потенциал, инициативность, предприимчивость учителей, способствует их профессиональному росту, позволяют формировать качества, которые педагоги смогут реализовать в своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Николаева Т. В., «МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ». МАОУ СОШ № 2 г. Боровичи
- Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: Методическая работа в школе. - Москва. -«Глобус», 2007.
Методическая работа
Педагогический совет
Методический совет
Муниципальная научная лаборатория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация методической службы в условиях внедрения ФГОС»
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни...
«Реализация методической службы в условиях внедрения ФГОС»
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни...
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Выступление на педагогическом совете....
«Роль психолого-педагогической службы в условиях реализации ФГОС».
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Оно способствует анализу школь...
Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения
В современном обществе стремительным развитием науки и техники, появляются новые информационные технологии, преобразующие жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей ...
Роль учителя математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь, в постоянно изменяющихся условиях, требует умения решать возникающие новые задачи, выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию.На первый план работы выходит у...
Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Презентация к выступлению на педагогическом совете в роли содокладчика...