Работа с одаренными детьми: теория и опыт практической деятельности в МО русского языка и литературы
статья на тему
Статья содержит материал о системе работы с одаренными детьми в МО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми: теория и опыт практической деятельности в МО русского языка и литературы
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Министерством образования Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в которой определены условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Основная миссия школы – развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, подготовка обучающихся к поступлению и дальнейшему успешному обучению в вузах.
В трактовке понятия «одаренность» в современной педагогической науке нет однозначного мнения. Среди множества определений одаренности встречаются даже диаметрально противоположные: одни считают, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, опираюсь на определение профессора Н.И. Ильичевой (лаборатория «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ): «Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях»1 и Богоявленской, данное в «Рабочей концепции одаренности». Поэтому считаю главной задачей работы с одаренными детьми - выстроить свою деятельность учителя так, чтобы создать условия для развития и реализации их способностей.
Понятие одаренности предполагает четыре составляющих: психофизические особенности, интеллектуальные способности, мировоззренческие ценности и творческий потенциал.
Выстраивая систему работы с одаренными детьми, за основу беру модель, предложенную М.В. Левит который предлагает алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей:
1)диагностика - применение технологий, методик по выявлению одаренных детей;
2)актуализация - формирование развивающей среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости, определение индивидуальных образовательных траекторий;
3)результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей,
4) сопровождение - педагогическое сопровождение талантливого ребенка на всем протяжении школьного периода и отслеживание результатов после окончания школы; составление базы данных на одаренных учеников.
Признаки одарённости:
-повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности;
-повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности;
-ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям;
-непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
-высокая требовательность к результатам своего труда, склонность ставить сверх трудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи в работе с одаренными детьми:
-создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
-обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей;
-развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
-научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
-создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж.Рензулли. Согласно его учению, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (дивергентное мышление) и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность применения особых принципов работы:
- принцип индивидуализации обучения;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Данный подход определил логику работы:
- «Первые шаги в науку» - формирование условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.
- «Первая ступень в творчестве» - использование таких форм организации, которые развивали бы творческий потенциал учащихся.
- Формирование мотивации к формированию познавательной и творческой активности ребенка.
«Первые шаги в науку» - формирование условий для развития интеллектуальных способностей учащихся
Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка,
уверенно идущего по жизненной дороге после того,
как вы показали ему путь.
Конфуций
-Как выявить одаренных детей?
Одаренность – внутреннее свойство ребенка и её внешние проявления возможны лишь при наличии определенных условий для её развития - основная педагогическая задача на первом уровне состоит в формировании развивающей среды.
I. Олимпиадное движение.
Основные принципы: добровольность, доступность, вариативность. Каждый участник может выбрать конкурсное мероприятие, исходя из уровня подготовки и собственного интереса. - конкурсные мероприятия в рамках школьной декады русского языка (конкурс грамотеев), Всероссийская олимпиада по русскому языку и литературе, международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», олимпиада в рамках Международной научно-исследовательской конференции «Наука. Творчество. Профессия», дистанционные олимпиады («Пифагор»), очно-заочные олимпиады (Международная олимпиада по основам наук, Всероссийская олимпиада «Ломоносов»), вузовские олимпиады.
Предметные конкурсы и олимпиады позволяют заглянуть за страницы школьных учебников, осознать взаимосвязь языковых единиц в логике исторического развития, почувствовать вкус к исследовательской работе.
Для подготовки к олимпиадам по русскому языку и литературе разработаны факультативные и элективные курсы «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» (9 класс), «По страницам истории русского языка» (10-11 кл.), «Судьба русской литературной эмиграции», «Писатели Самары детям».
Предлагаемые формы:
- Работа с лингвистическими словарями, литературными текстами разных стилей, видеоматериалами:
- Исследование древнерусских текстов;
- Деловые игры (лингвистические съезды, конференции, «Умники и умницы»)
- Презентация учебных проектов и творческих отчетов (информационные листы, виртуальный журнал, лингвистические газеты);
- Лабораторные занятия, творческие мастерские.
(Примеры лингвистических задач)
II. Исследовательская деятельность учащихся
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой
Исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал.
Этапы исследовательской работы
Подготовка к проведению научного исследования
Объектная область, объект и предмет
Определение объектной области, объекта и предмета исследования
↓
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
↓
Изучение научной литературы и уточнение темы
↓
Формулирование гипотезы
↓
Формулирование цепи и задач исследования
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью: то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
2. Тема, проблема и актуальность исследования
Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Основные критерии выбора темы:
- тема должна вызывать интерес учащегося;
- тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
- точная формулировка темы. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.
- тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы
Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Освоенный алгоритм работы позволит свободно ориентироваться в литературе по избранной теме. Начинать целесообразно с работы по составлению библиографического списка источников по теме.
Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.
Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.
В) Изучающее чтение – это активный вид подробного чтения. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.
3. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования нужной вам информации? Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради. Библиографические данные издания с обязательным указанием страницы
4. Определение гипотезы
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..- как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
5. Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише:
- выявить...;
- установить...;
- обосновать...;
- уточнить...;
- разработать...
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
6. Определение методов исследования
Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.
Теоретические методы:
- моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно.
- абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов.
- анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
- восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей многогранности – но уже в мышлении.
Эмпирические методы:
- наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах отношениях реально существующих предметов и явлений;
- сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений.
- эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
- эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях; достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
Проведение научного исследования
Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. По существу, в рабочий план включаются все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования. Вслед за проведением эксперимента, технологического этапа работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.
Только после проведения рефлексивной части можно приступать к планированию следующего блока работы, включающего в себя оформление результатов исследования.
Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции.
Оформление научно-исследовательской работы
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.
Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
- текст научного сочинения;
- статья, тезисы;
- доклад, сообщение;
-отчет и т.д.
Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Представим этот процесс наглядно.
Схема 3
Компоновка текстов → Редактирование целого текста → Выводы к каждой главе
Составление библиографического списка ← Введение по всей работе ← Общее заключение
Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов без указания авторов на титульном листе.
Рассмотрим более детально правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.
Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части.
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Защита результатов исследования
После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап – защита. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге - «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у себя хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты своего реферата. Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5—7 мин. По регламенту .можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.
Особое, внимание следует обратить на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступлении снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно желанием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.
При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.
Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Таким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.
Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
Приложение
Памятка начинающему исследователю
- Выбери тему исследования
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Памятка рецензенту
- 1.Доброжелательно высказать общее впечатление о работе.
- 2.Оценить знание материала, осмысленность его изложения.
- 3.Оценить логику изложения, взаимосвязь частей.
- 4.Оценить умение доказывать.
- 5.Оценить умение сравнивать, выделять главное.
- 6.Учитывать наличие литературного обзора, а также правильно оформленных библиографических ссылок.
- 7.Учитывать корректность выводов, культуру оформления материалов (текст, доклад, наглядный материал).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми (теория)
С одаренными детьми, всегда работать интересно!...
Работа с одаренными детьми через организацию научно-исследовательской деятельности школьников в г. Братске
Виды научно-исследовательской работы с учащимися, перспективы ее развития, формы представления, некоторые итоги работы....
Работа с одаренными детьми в системе современного лицейского образования на уроках английского языка
Лицейское образование в условиях реализации стандартов нового поколения как никак требует выпускника нового типа. Но прежде, чем приступить к докладу, давайте зададимся вопросом: «Какие качества...
Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...
Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Представленный опыт позволяет увидеть успехи, проблемы и пути их решения....
формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочной деятельности....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....