Программа клуба для старших подростков «Психологические посиделки»
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме

Арбузникова Марина Викторовна

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь.  Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие  подростков.  Они больше умеют, знают, чем, например, их свертсники 20 лет назад.  Соответственно изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сейчас никого не удивишь, что у каждой семьи в доме есть компьютер. Подростки проводят очень  много времени в Интернет, они все меньше и меньше общаются в живую со своими сверстниками.

Подростковый период – это пора достижений, наращивание в разных областях знаний и умений, становление нравственности, обретение социальной позиции,  поиск и становление собственного « Я». Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине лично-образующими для подростка. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками в своем классе приводит к поиску общения со сверстниками, которые принимают его.  Результатом неблагоприятного положения детей в системе межличностных отношений является формирование определенных качеств личности, таких как высокая агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, индивидуалистическая направленность личности и т.д. При благоприятном положении в межличностных отношениях сохраняется позитивное воспитательное влияние коллектива, а также учителей и воспитателей, и переживается внутренний благоприятный психологический настрой, который способствует принятию влияния коллектива и взрослых и способствует гармоничному развитию личности.

Значимую роль в становлении личности старшего подростка играет взрослый. Взрослый должен быть другом подростку, но другом особым, отличным от друга - сверстника. Взрослый – друг – руководитель,  задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои способности  и возможности,  найти свое место в сложном мире взрослых.  Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в один из самых непростых периодов его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klub.docx62.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

                                                                                     

Программа клуба для старших подростков

«Психологические посиделки»

Разработала:

Арбузникова М.В.,

педагог-психолог

Волгоград 2013

Пояснительная записка

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь.  Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие  подростков.  Они больше умеют, знают, чем, например, их свертсники 20 лет назад.  Соответственно изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сейчас никого не удивишь, что у каждой семьи в доме есть компьютер. Подростки проводят очень  много времени в Интернет, они все меньше и меньше общаются в живую со своими сверстниками. 

Подростковый период – это пора достижений, наращивание в разных областях знаний и умений, становление нравственности, обретение социальной позиции,  поиск и становление собственного « Я». Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине лично-образующими для подростка. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками в своем классе приводит к поиску общения со сверстниками, которые принимают его.  Результатом неблагоприятного положения детей в системе межличностных отношений является формирование определенных качеств личности, таких как высокая агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, индивидуалистическая направленность личности и т.д. При благоприятном положении в межличностных отношениях сохраняется позитивное воспитательное влияние коллектива, а также учителей и воспитателей, и переживается внутренний благоприятный психологический настрой, который способствует принятию влияния коллектива и взрослых и способствует гармоничному развитию личности. 

Значимую роль в становлении личности старшего подростка играет взрослый. Взрослый должен быть другом подростку, но другом особым, отличным от друга - сверстника. Взрослый – друг – руководитель,  задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои способности  и возможности,  найти свое место в сложном мире взрослых.  Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в один из самых непростых периодов его жизни.

Цель работы клуба: организация пространства для личностного развития и межличностного взаимодействия старших подростков в условиях организованной деятельности социально-психологической направленности.

Задачи клуба:        

  • Способствовать реализации познавательных и развивающих интересов старшеклассников.
  • Содействовать  познанию учащимися себя, своих индивидуально-личностных особенностей.
  • Способствовать развитию рефлексивной деятельности как составляющей самосознания учащихся в процессе межличностного взаимодействия.
  • Оказывать личную и групповую поддержку членам кружка.
  • Создать психологически комфортные условия для успешной социализации личности учащихся.

Принципы деятельности клуба:

  • Добровольность участия.
  • Активность.
  • Конфиденциальность.
  • Взаимопомощь и поддержка членов клуба.

Формы работы клуба: занятия с элементами тренинга, диагностика, групповые консультации, тематические встречи.

Методы работы клуба: игра, упражнение, беседа, исследование, элементы арт-терапии, работа с метафорой, направленная визуализация, элементы телесно-ориентированной терапии.

Организация работы клуба:

  • Членами клуба являются учащиеся старшего подросткового возраста (15-17 лет).
  • Занятия проводятся согласно плану работы клуба «Психологические посиделки» 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 60–90 минут.

Ожидаемые результаты:  развитие навыков самопознания, самоконтроля,  гармонизация отношений с самим собой и окружающим миром.

Примерные темы встреч клуба:

  1. Я и мое имя.
  2.  Я и мои границы.
  3. Я  и мои чувства.
  4. Я  и мои родители.
  5. Я  и мои друзья.
  6. Первая любовь.
  7. Как найти свое место в этом мире.
  8. Как ставить цели и достигать их.
  9.  Мандала. Путь к себе.

Список литературы:

  1. А.Г. Грецов, А.А. Азбель Узнай себя. Психологические тесты для подростков.- СПб.: Питер, 2008.
  2. А. Лоуэн Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2006.
  3. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом/ авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. И.К. Семина Время чудес.-СПб.: Речь, 2013.
  5. Н. Самоукина Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.-М.: ИНТОР, 1997.
  6. Практика сказкотерапии/ под ред. Н.А. Сакович.-СПб.: речь, 2007.
  7. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2011.
  8. Т.В. Черникова, И.В. Камышанова Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.

Занятие

 «Я и мое имя»

Цель занятия: содействие самопознанию, самопринятию, гармонизации личностного развития старшеклассников.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, бумага разного формата.

Ход занятия:        

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «История моего имени».

Цель: актуализация темы.

Участникам предлагается рассказать историю своего имени:

  • Кто так назвал? Почему?
  • Что означает имя?
  • Были ли в семье еще люди с таким именем? Что ты о них знаешь?
  • Назови несколько известных личностей, которые носят твое имя. Что ты можешь о них рассказать?
  1. Упражнение «Рисунок имени».

Цель: самопознание, принятие своего имени, самопринятие.

Участникам предлагается нарисовать свое имя. Нарисовать именно буквы своего имени.

Обсуждение после рисунка:

  • Что ты чувствуешь, когда видишь свой рисунок?
  •  Как тебе твое имя?
  • Какого  цвета твое имя? Какой формы?
  • Как взаимодействуют буквы между собой, как связаны? Или все сами по себе?
  • Есть ли какая - то форма имени, которая тебе не нравится? Почему? Кто тебя так назвал?
  • Какая форма имени твоя любимая? Почему?

Возможно, предложить участникам выставку рисунков имен, где каждый демонстрирует свой рисунок, рассказывает о нем. Если участники готовы выслушать обратную связь, можно предложить поделиться своими чувствами по поводу рисунков друг друга (не оценивая!), поискать сходства в рисунках.

  1. Рефлексия:
  • Что нового сегодня узнали?
  • Что заинтересовало, удивило?
  • С каким настроением заканчиваете занятие?
  • О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?

Занятие  

Я и мои границы.

Цель: содействие  знакомству старшеклассников  с границами своего личного пространства, осознаванию своих стратегий защиты границ, ознакомлению  со стратегиями, помогающими формировать здоровые личностные границы.

Оборудование: текст сказки «Плетень» (И. Семина), веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Чтение сказки И. Семиной «Плетень»

Цель: актуализация темы.

Обсуждение:

  • О чем эта сказка?
  • Что такое « личное пространство»?
  • Зачем необходимы границы личного пространства?
  • Какие стратегии защиты личного пространства вы знаете?

  1. Упражнение «Установление личной дистанции»

Цель: исследование личностных границ.

Участникам предлагается определить каждому свою личную дистанцию.

Существует два варианта этого упражнения: индивидуальная дистанция и групповая дистанция. Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится некомфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.

Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока он не почувствует дискомфорт. Движения можно варьировать, как и в групповом варианте.

Обсуждение:        

● Что вы думаете о своем личном пространстве?

● Как вы понимали, где граница вашей личной дистанции?

● Как вы думаете, почему для одного человека личная граница шире, а для другого уже?

  1. Упражнение «Когда границы нарушаются»

Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.

Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:

1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».

Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.

2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».

3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».

4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».

Возможно, предложить участникам повзаимодествовать, нарушать границы друг друга.

Обсуждение:

  • Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?
  • С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?
  • Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?

  1. Рефлексия:
  • Что нового сегодня узнали?
  • Что заинтересовало, удивило?
  • Какие выводы сделали?
  • С каким настроением заканчиваете занятие?
  • О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба "Репортер"

Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...

Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста

      Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...

Он-лайн родительское собрание "Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты"

Данная разработка родительского собрания "Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты" раскрывает одну из центральных психолого-педагогических проблем - проблему воспитания дет...

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....

Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"

Цель:  Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....

Программа клуба по интересам туристко-краеведческой направленности "Клуб путешественников"

Туристическая, экскурсионная и краеведческая деятельность сегодня находятся на новом, активном этапе своего развития. Особенно важно с ранних лет вовлекать детей в изучение природно-рекреационного пот...

Занятие с подростками "Психологический портрет"

Занятие направлено на ознакомление подростков с  основными свойствами личности человека (характером, темпераментом, мотивацией, способностями, эмоциональностью, интеллектуальностью, общительность...