Программа клуба для старших подростков «Психологические посиделки»
методическая разработка по психологии (10 класс) по теме
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие подростков. Они больше умеют, знают, чем, например, их свертсники 20 лет назад. Соответственно изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сейчас никого не удивишь, что у каждой семьи в доме есть компьютер. Подростки проводят очень много времени в Интернет, они все меньше и меньше общаются в живую со своими сверстниками.
Подростковый период – это пора достижений, наращивание в разных областях знаний и умений, становление нравственности, обретение социальной позиции, поиск и становление собственного « Я». Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине лично-образующими для подростка. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками в своем классе приводит к поиску общения со сверстниками, которые принимают его. Результатом неблагоприятного положения детей в системе межличностных отношений является формирование определенных качеств личности, таких как высокая агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, индивидуалистическая направленность личности и т.д. При благоприятном положении в межличностных отношениях сохраняется позитивное воспитательное влияние коллектива, а также учителей и воспитателей, и переживается внутренний благоприятный психологический настрой, который способствует принятию влияния коллектива и взрослых и способствует гармоничному развитию личности.
Значимую роль в становлении личности старшего подростка играет взрослый. Взрослый должен быть другом подростку, но другом особым, отличным от друга - сверстника. Взрослый – друг – руководитель, задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в один из самых непростых периодов его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_klub.docx | 62.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89
ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА
Программа клуба для старших подростков
«Психологические посиделки»
Разработала:
Арбузникова М.В.,
педагог-психолог
Волгоград 2013
Пояснительная записка
Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, в свою очередь это влияет на развитие подростков. Они больше умеют, знают, чем, например, их свертсники 20 лет назад. Соответственно изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Сейчас никого не удивишь, что у каждой семьи в доме есть компьютер. Подростки проводят очень много времени в Интернет, они все меньше и меньше общаются в живую со своими сверстниками.
Подростковый период – это пора достижений, наращивание в разных областях знаний и умений, становление нравственности, обретение социальной позиции, поиск и становление собственного « Я». Взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся на этом этапе поистине лично-образующими для подростка. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками в своем классе приводит к поиску общения со сверстниками, которые принимают его. Результатом неблагоприятного положения детей в системе межличностных отношений является формирование определенных качеств личности, таких как высокая агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, индивидуалистическая направленность личности и т.д. При благоприятном положении в межличностных отношениях сохраняется позитивное воспитательное влияние коллектива, а также учителей и воспитателей, и переживается внутренний благоприятный психологический настрой, который способствует принятию влияния коллектива и взрослых и способствует гармоничному развитию личности.
Значимую роль в становлении личности старшего подростка играет взрослый. Взрослый должен быть другом подростку, но другом особым, отличным от друга - сверстника. Взрослый – друг – руководитель, задача которого - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в один из самых непростых периодов его жизни.
Цель работы клуба: организация пространства для личностного развития и межличностного взаимодействия старших подростков в условиях организованной деятельности социально-психологической направленности.
Задачи клуба:
- Способствовать реализации познавательных и развивающих интересов старшеклассников.
- Содействовать познанию учащимися себя, своих индивидуально-личностных особенностей.
- Способствовать развитию рефлексивной деятельности как составляющей самосознания учащихся в процессе межличностного взаимодействия.
- Оказывать личную и групповую поддержку членам кружка.
- Создать психологически комфортные условия для успешной социализации личности учащихся.
Принципы деятельности клуба:
- Добровольность участия.
- Активность.
- Конфиденциальность.
- Взаимопомощь и поддержка членов клуба.
Формы работы клуба: занятия с элементами тренинга, диагностика, групповые консультации, тематические встречи.
Методы работы клуба: игра, упражнение, беседа, исследование, элементы арт-терапии, работа с метафорой, направленная визуализация, элементы телесно-ориентированной терапии.
Организация работы клуба:
- Членами клуба являются учащиеся старшего подросткового возраста (15-17 лет).
- Занятия проводятся согласно плану работы клуба «Психологические посиделки» 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 60–90 минут.
Ожидаемые результаты: развитие навыков самопознания, самоконтроля, гармонизация отношений с самим собой и окружающим миром.
Примерные темы встреч клуба:
- Я и мое имя.
- Я и мои границы.
- Я и мои чувства.
- Я и мои родители.
- Я и мои друзья.
- Первая любовь.
- Как найти свое место в этом мире.
- Как ставить цели и достигать их.
- Мандала. Путь к себе.
Список литературы:
- А.Г. Грецов, А.А. Азбель Узнай себя. Психологические тесты для подростков.- СПб.: Питер, 2008.
- А. Лоуэн Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2006.
- Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом/ авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
- И.К. Семина Время чудес.-СПб.: Речь, 2013.
- Н. Самоукина Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.-М.: ИНТОР, 1997.
- Практика сказкотерапии/ под ред. Н.А. Сакович.-СПб.: речь, 2007.
- Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Т.В. Черникова, И.В. Камышанова Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.- М.: Глобус, 2006.
Занятие
«Я и мое имя»
Цель занятия: содействие самопознанию, самопринятию, гармонизации личностного развития старшеклассников.
Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, бумага разного формата.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Упражнение «История моего имени».
Цель: актуализация темы.
Участникам предлагается рассказать историю своего имени:
- Кто так назвал? Почему?
- Что означает имя?
- Были ли в семье еще люди с таким именем? Что ты о них знаешь?
- Назови несколько известных личностей, которые носят твое имя. Что ты можешь о них рассказать?
- Упражнение «Рисунок имени».
Цель: самопознание, принятие своего имени, самопринятие.
Участникам предлагается нарисовать свое имя. Нарисовать именно буквы своего имени.
Обсуждение после рисунка:
- Что ты чувствуешь, когда видишь свой рисунок?
- Как тебе твое имя?
- Какого цвета твое имя? Какой формы?
- Как взаимодействуют буквы между собой, как связаны? Или все сами по себе?
- Есть ли какая - то форма имени, которая тебе не нравится? Почему? Кто тебя так назвал?
- Какая форма имени твоя любимая? Почему?
Возможно, предложить участникам выставку рисунков имен, где каждый демонстрирует свой рисунок, рассказывает о нем. Если участники готовы выслушать обратную связь, можно предложить поделиться своими чувствами по поводу рисунков друг друга (не оценивая!), поискать сходства в рисунках.
- Рефлексия:
- Что нового сегодня узнали?
- Что заинтересовало, удивило?
- С каким настроением заканчиваете занятие?
- О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?
Занятие
Я и мои границы.
Цель: содействие знакомству старшеклассников с границами своего личного пространства, осознаванию своих стратегий защиты границ, ознакомлению со стратегиями, помогающими формировать здоровые личностные границы.
Оборудование: текст сказки «Плетень» (И. Семина), веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.
Ход занятия:
- Приветствие
- Чтение сказки И. Семиной «Плетень»
Цель: актуализация темы.
Обсуждение:
- О чем эта сказка?
- Что такое « личное пространство»?
- Зачем необходимы границы личного пространства?
- Какие стратегии защиты личного пространства вы знаете?
- Упражнение «Установление личной дистанции»
Цель: исследование личностных границ.
Участникам предлагается определить каждому свою личную дистанцию.
Существует два варианта этого упражнения: индивидуальная дистанция и групповая дистанция. Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движение: медленно подходить, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится некомфортно, он говорит «стоп» — и вся группа замирает.
Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», то есть пока он не почувствует дискомфорт. Движения можно варьировать, как и в групповом варианте.
Обсуждение:
● Что вы думаете о своем личном пространстве?
● Как вы понимали, где граница вашей личной дистанции?
● Как вы думаете, почему для одного человека личная граница шире, а для другого уже?
- Упражнение «Когда границы нарушаются»
Цель: исследование границ во взаимоотношениях с окружающими, рефлексия собственных способов защиты свои границ и нарушения границ других людей.
Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог, как бы ненарочно, начинает нарушать границы участников разными способами:
1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».
Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.
2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».
3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Порядочный человек должен быть скромным».
4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».
Возможно, предложить участникам повзаимодествовать, нарушать границы друг друга.
Обсуждение:
- Как вы чувствовали себя, когда нарушали вашу границу?
- С какой стратегией нарушения ваших границ было сложнее справиться?
- Каким способом вы чаще всего нарушали границы других участников? Что при этом чувствовали?
- Рефлексия:
- Что нового сегодня узнали?
- Что заинтересовало, удивило?
- Какие выводы сделали?
- С каким настроением заканчиваете занятие?
- О чем хотелось бы узнать, поговорить в следующую встречу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа клуба "Репортер"
Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления ...
Программа дополнительного образования декоративно-прикладной направленности "Посиделки" для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, формирование основ базовой культуры личности, созд...
Он-лайн родительское собрание "Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты"
Данная разработка родительского собрания "Агрессивное поведение подростков: психологические аспекты" раскрывает одну из центральных психолого-педагогических проблем - проблему воспитания дет...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"
Цель: Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....
Программа клуба по интересам туристко-краеведческой направленности "Клуб путешественников"
Туристическая, экскурсионная и краеведческая деятельность сегодня находятся на новом, активном этапе своего развития. Особенно важно с ранних лет вовлекать детей в изучение природно-рекреационного пот...
Занятие с подростками "Психологический портрет"
Занятие направлено на ознакомление подростков с основными свойствами личности человека (характером, темпераментом, мотивацией, способностями, эмоциональностью, интеллектуальностью, общительность...