Программа клуба "Репортер"
рабочая программа по внеклассной работе (8,9,10 класс) по теме
Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
В предложенной программе освещены организационно-педагогические основы обучения, формы и методы работы, даны содержание программы и учебно-тематический план. рассчитана программа на 136 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_Reporter.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №12 ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
З.А.МАШИНА
Программа работы клуба
«Репортер»
Руководитель: учитель русского языка
и литературы высшей категории
Тиунова Ольга Николаевна
2009 – 2010 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий.
А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Коллектив клуба «Репортер» представляет собой добровольную группу учащихся, интересующихся профессией журналиста.
Программа клуба «Репортер» основана на программе «Азбука журналистики»/ авторы: Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др.
Цели и задачи
Цель: сформировать систему начальных знаний, умений и навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- создать условия для погружения школьников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Репортер»;
- сформировать навыки работы с информацией;
- развить творческие способности учащихся;
- развить коммуникативные качества личности.
Организационно - педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения по двум направлениям: «Юный корреспондент» и «Видеовзгляд».
В процессе обучения участники проекта делятся на рабочие группы:
- корреспонденты – сбор информации.
- художники-фотографы - предоставление необходимого графического материала для газеты.
- редакторы – подготовка материалов, контроль работы корреспондентов, отсев ненужной информации.
- корректоры – корректируют
- операторы – проведение видеосъемки.
- монтажеры – монтаж и обработка видеоматериалов.
- сценаристы – подготовка сценариев к разделам газеты.
- дикторы – представление информации в эфире.
Дети получают начальные знания, умения и навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, создавая видеоновости, развивают свои творческие и коммуникативные способности, осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере, с видеокамерой и работы видеомонтажа.
Возраст школьников – 14 – 16 лет (учащиеся 8 – 11 классов).
Нагрузка – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). Занятия проходят по двум смежным направлениям. По каждому направлению работают 5 – 7 человек (участники групп взаимозаменяемы).
Формы и методы работы
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важную роль играет постоянная практическая обработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание базы данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения в развитии актерского мастерства, экскурсии.
Содержание программы
- Теория.
- Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе информации. Экскурсия в редакцию газеты «Шиханские новости».
- Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати за прошедший год. Источники информации.
- Формат и объем издания. Название, оформление. Роль и функции фотоиллюстраций и рисунков.
- Информационные, публицистические, сатирические жанры. «Язык» видеоновостей.
- Тема репортажа: что будет интересным? Как расположить к себе людей? Методы поиска и сбора информации.
- Популярность. «Секреты» успеха: победы и неудачи (подведение итогов).
- Практика.
- Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher, Pinnacle studio plus, Fotoshop и др.)
- Сбор информации для очередного выпуска газеты «Включайся» и первого выпуска школьных видеоновостей.
- Составление сценария (раскадровки) для первого выпуска школьных видеоновостей. Заголовок, его функции.
- Самостоятельное оформление статьи в газету и запись видеоматериала.
- Анализ заметок, репортажей в периодической печати. Фоторепортаж на заданную тему.
- Хроника и художественная видеосъёмка: особенности жанра.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
«Юный корреспондент» | «Видеовзгляд» | |||
Журналистика как вид деятельности и профессия. Диагностика. | 2 | |||
Рубрики газет (анализ газет, традиционные рубрики). Школьная пресса (анализ первого года выхода газеты «Включайся»). | 2 | |||
Современные СМИ. Анализ школьных видеопроектов. | 4 | |||
Экскурсия в редакцию газеты «Шиханские новости» | 2 | |||
Компьютерная верстка текста | 8 | |||
Информационные жанры (хроника, заметка, открытое письмо). | 4 | |||
Как найти тему. | 4 | |||
«Школьная волна» | 4 | |||
Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты. | 4 | |||
Информационные жанры (интервью, репортаж). | 4 | |||
Социологический опрос на страницах школьной прессы | 2 | 2 | ||
«Школа мастерства» | 8 | |||
«Школа мастерства» | 8 | |||
Познавательный блок «Что? Откуда? Почему?» и воспитательный блок «Школьная беседка» | 4 | |||
Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты. | 2 | |||
Публицистические жанры (письмо, очерк). | 2 | |||
Публицистические жанры (статья, эссе). | 2 | |||
«Музыка в эфире». Особенности создания музыкальных клипов. | 4 | |||
Сюжетное и композиционное оформление материала, зависимость от жанра. | 4 | 4 | ||
Особенности освещения в прессе школьных мероприятий разной направленности | 4 | |||
Самостоятельный сбор информации на заданную тему. | 4 | |||
Сатирические жанры (фельетон, пародия, эпиграмма). | 4 | |||
Создание материала определенного жанра. | 4 | |||
Заголовок. | 4 | |||
Язык газеты, его специфика. | 8 | |||
Особенности работы тележурналистов. | 8 | |||
Фоторепортаж. Особенности жанра. | 4 | |||
Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты. | 4 | |||
Создание заставок к снятому материалу. Выбор названия. | 2 | |||
«Школа мастерства» | 4 | |||
Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты. | 4 | |||
Итоговое занятие. | 2 | |||
ИТОГО | 136 часов |
Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- особенности профессии журналиста, об этике поведения, о его правах и обязанностях;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- структуру текста (заголовок, смысловые части);
- основные жанры журналистики;
- принципы оформления материала.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать источники информации;
- набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
- находить источники информации;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, тексты для выступления перед камерой;
- написать газетную статью, отснять репортаж;
- составлять фоторепортаж.
Методическое обеспечение работы клуба
Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, принтер, проектор, экран. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата и видеокамеры. Необходимы также бумага, краска для принтера.
Литература и
- Мирошниченко М. Азбука журналиста. – Волгоград, 2003 г.
- Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. – Екатеринбург, 1992 г.
- Программа предпрофильной подготовки. Азбука журналистики./ авторы Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю.