Изучение литературного творчества в освоении учащимися программы по сценической речи
статья (10, 11 класс) на тему

Эпова Светлана

В период 2016 по 2018 год в студии театрального искусства «Взгляд» МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска, совместно с педагогом-психологом Лемешко Э. М. проводился своего рода эксперимент: работа с применением технологии и методики арт-терапии, театральной педагогики на занятиях по сценической речи литературы. За основу была взята авторская программа Сердакова Е.Г. «Театральная педагогика в школе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epova_1.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования


Изучение литературного творчества в освоении учащимися

программы по сценической речи

В настоящее время не так просто заставить учащихся прочитать даже программные произведения по литературе, не говоря о достаточно полном знакомстве с творчеством того или иного писателя. Учащихся пугает объём романов Толстого, Пушкина, Достоевского, Куприна… Куда проще найти в Интернете тот или иной фрагмент нужного текста или его краткого описания, не утруждая себя перелистыванием страниц книги и долгим чтением, сделать нужное к уроку задание. Всё быстро, просто и очень поверхностно…

В период 2016 по 2018 год в студии театрального искусства «Взгляд» МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска, совместно с педагогом-психологом Лемешко Э. М. проводился своего рода эксперимент: работа с применением технологии и методики арт-терапии, театральной педагогики на занятиях по сценической речи литературы. За основу была взята авторская программа Сердакова Е.Г. «Театральная педагогика в школе». Цель эксперимента: разбудить в учащихся воображение и образное видение литературного материала, повысить интерес к предмету.

Театр сам по себе всегда привлекателен для детей, в младшем школьном возрасте они очень любят смотреть спектакли, любят сами выходить на школьную сцену, с увлечением занимаясь со своими педагогами инсценированием сказок, басен. Взрослея, дети, к сожалению, теряют этот интерес, стесняются, боятся насмешек сверстников, всё больше уходят в себя… но в душе многие по – прежнему мечтают о сценическом творчестве. Эту детскую мечту надо обязательно воплотить в жизнь! Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ.

Используя доминанту в поведении учащегося, занимающегося театральным искусством ( стремление выйти на сцену, сыграть роль), мы предлагаем на первом этапе пофантазировать в русле сюжета литературного произведения, постепенно постигая его и уточняя всевозможные аспекты. Волей-неволей наш исполнитель всё внимательней читает данное произведение, осваивает творческую манеру автора, постигает характеры героев, суть конфликта, особенность стиля, языка.

Так, работая над спектаклем «Про белых ворон», старшеклассники старались постичь Петербург современных драматургов, работая над спектаклем «Вариации», погружались в творчество Ростана, Шекспира, работая над спектаклем «И вечный бой!» увлекались поэзией Блока, в процессе работы над театрализованным представлением «С любимыми не расставайтесь!» открывали для себя мир Анны Ахматовой и поэтов времен хрущёвской оттепели.

В процессе такого погружения происходит интеграция литературы в эмоционально-чувственную природу ребёнка, он познаёт и постигает прочитанное, как бы «пропуская» через своё «я».

Результатом данного эксперимента можно считать тот факт, что повысился интерес к литературе, дети стали больше читать, активно участвовать в дискуссиях на ту или иную тему, у них появились любимые авторы, любимые произведения, творческие работы отличаются самостоятельностью мышления, зрелостью суждений и личностной оценкой; как результат вышеизложенного – достаточно высокий уровень знаний и успешно сданный экзамен по литературе в формате.

Результатом появления подобного интереса к литературе, литературным произведениям стал тот факт, что за последние семь лет наша студия ежегодно становился победителем городских, Всероссийских и международных конкурсов детских творческих коллективов, победителем Минского фестиваля детских театральных коллективов «Театральная весна».

Главный же результат, на наш взгляд, состоит в том, что старшеклассники стали воспринимать литературу не только в качестве школьного предмета, а как вид искусства, без которого уже не мыслят своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»

Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...

Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»

Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторски...

Освоение учащимися с ОВЗ диалогической речи на уроках русского языка в коррекционной школе

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалогическую речь первичной формой языкового общения. Следует отметить, что в неко...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...