Факультативный курс Когда общение становится профессией (для обучающихся 9-х классов)
рабочая программа (9 класс) по теме
Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса предусматривает практико-ориентированную деятельность обучающихся. Предполагает расширение и углубление знаний в данной области. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметным трудом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_pedagogicheskaya_razrabotka1.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
города Тайшета Иркутской области
Рассмотрена на заседании
методического совета
МБОУ СОШ№2
«__» ________20__ г.
Протокол №__
Председатель МС ________________
Утверждена
муниципальной
экспертной комиссией
«___» ________20__ г.
Протокол №___
Председатель МЭК
_________________
Когда общение становится профессией
(название разработки)
Факультативный курс (для обучающихся 9-х классов)
Автор разработки:
Ефремкина Наталья Николаевна,
учитель биологии
МБОУ СОШ №2 города Тайшета,
Пояснительная записка к элективному курсу «Когда общение становится профессией».
Одной из важнейших задач образования является содействие профессиональному самоопределению обучающихся. В условиях нашего времени профессиональная ориентация приобретает особое значение. Так как современное образование ставит своей целью создание оптимальных условий для осознанного выбора старшими школьниками будущей профессии. Создание условий для формирования у обучающихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий поможет им осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научиться соотносить свои личностные качества с требованиями той или иной профессии. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса предусматривает практико-ориентированную деятельность обучающихся. Предполагает расширение и углубление знаний в данной области. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметным трудом.
Программа составлена на основе программы, разработанной в г.Волгограде и адаптирована под уровень материально-технического оснащения школы, а также особенности контингента обучающихся.
Программа составлена с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа курса не связана с содержанием других школьных предметов.
Цель курса:
Создание условия для профессионального самоопределения обучающихся путем их знакомства с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются люди, группы, коллективы, общности людей.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
- Познакомить обучающихся с действиями, наиболее характерными для профессий данного типа;
- Способствовать формированию у обучающихся адекватного отношения к данным действиям;
- Помочь выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий;
- Создать условия для формирования у обучающихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб;
- Создать условия для формирования у обучающихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Формы и методы работы:
– лекция;
– беседа;
– ролевая игра;
– практическая работа;
– метод диагностики.
Ожидаемые результаты и предполагаемые риски.
Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут знать, особенности профессий сферы «человек-человек», получат представление о наиболее распространенных профессиях в сфере «человек-человек», приобретут навыки составления резюме, самопрезентации.
По окончании курса учащиеся должны:
Знать:
- Правила речевого и делового этикета;
- Подтипы профессий в сфере «человек-человек»;
- Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:
- юриста;
- психолога;
- преподавателя;
- медицинского работника;
- менеджера;
- страхового агента;
- специалиста по рекламе.
4. Определение и перечень основных деловых качеств личности;
5. Понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфликтов;
6. Основные правила работы с профессиограммами.
Уметь:
- Составлять свое резюме, проводить самопрезентацию;
- Сравнивать свои предварительные знания о профессиях типа «человек-человек» с результатами практического знакомства с ними;
- Определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
- Соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессий;
- Работать с профессиограммами.
Предполагаемые виды диагностирования и контроля уровня достижений учащихся.
- Входное тестирование
- Промежуточная диагностика (устные выступления по заданной теме)
- Анализ практических занятий, проведенных в классе и дома
- Оценка выполнения проектных заданий
- Анкетирование по итогам элективного курса.
Критерии оценивания.
Для стимулирования личностного роста, предлагаю ввести пятибальную систему оценивания достижений.
Ф. И. обучающегося | Тема занятия | Активность работы во время занятия | Устные ответы | Письменные работы | Практические работы | Проектная деятельность | Итоговый балл |
По окончанию курса выставляется «зачет», «незачет».
Содержание курса
- Введение (2 ч.)
Цели, задачи курса. История становления профессий сферы «человек-человек»
- Общение, как часть профессиональной деятельности (3 ч.)
Правила речевого этикета. Деловой этикет. Деловой стиль одежды.
- Классификация профессий. Составление профессиограмм. (3 ч.)
Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова. Что такое профессиограммы и как их составлять.
- Как выбрать профессию (4 ч.)
Как выбрать профессию. Самопрезентация. Составление портфолио. Практическая работа «Самопрезентация»
- Сферы профессиональной деятельности человека (6 ч.)
Профессии сферы «человек-природа», «человек-техника», «человек- художественный образ», «человек- знаковая система». Требования к разным сферам деятельности человека.
6. Профессии сферы «человек-человек» (15 ч)
Характеристика профессий сферы «человек-человек» Нормы и правила делового стиля общения. Правила ведения переговоров. Стили общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтов. Особенности профессиональной деятельности: преподавателя. Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника. Особенности профессиональной деятельности: менеджера. Особенности профессиональной деятельности: страхового агента. Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе. Особенности профессиональной деятельности: психолога.
7. Подведение итогов (1 ч.)
Что удалось узнать в ходе занятий? Рефлексия.
Приложение 1
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела | Тема урока | Дата проведения | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма проведения занятия
| |
По плану | Фактически | |||||
1. | Введение | Введение. | Что такое труд. Что такое профессия. Почему человеку необходимо правильно выбирать профессию. | Беседа | ||
2 | История становления профессий сферы «человек-человек» | Где и когда впервые появились профессии сферы «человек-человек» | Беседа | |||
3 | Общение, как часть профессиональной деятельности | Правила речевого этикета | Что такое этикет. История возникновения этикета. Виды этикета. Почему необходимо придерживаться правил этикета. Правила речевого этикета. | Беседа Работа в малых группах с раздаточным материалом Практическая работа «Учимся говорить правильно» | ||
4 | Деловой этикет. | Что включает в себя деловой этикет. Правила делового этикета. | Беседа Написание эссе «Роль делового этикета в современном мире» | |||
5 | Деловой стиль одежды. | Что предполагает деловой стиль одежды | Защита электронных презентаций, выполненных обучающимися | |||
6 | Классификация профессий. Составление профессиограмм . | Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова. | Классификация профессий по А.Е. Климову | Беседа с элементами лекции | ||
7 | Что такое профессиограммы и как их составлять. | Что такое профессиограмма. Почему люди составляют профессиограммы. | Беседа | |||
8 | Составление профессиограмм. | Правила составления профессиограмм | Практическая работа в малых группах Устная защита составленных профессиограмм | |||
9 | Как выбрать профессию | Как выбрать профессию | Что такое профессия. Что предполагает профориентационная работа. По каким критериям необходимо выбирать профессию. | Беседа Написание эссе «Какую я бы выбрал для себя профессию» | ||
10 | Как выбрать профессию | Профориентационные тесты | Тестирование по методике Климова | |||
11 | Самопрезентация. Составление портфолио. | Что такое самопрезентация. Почему необходимо уметь презентовать себя. Формы самопрезентации. Функции и структура портфолио. Правила составления и оформления портфолио. | Беседа. Практическое задание «Интервью» Практическое задание «Вопрос с подвохом» | |||
12 | Практическая работа «Самопрезентация» | Правила проведения самопрезентации | Практическое занятие «Самопрезентация» | |||
13 | Сферы профессиональной деятельности человека | Профессии сферы «человек-природа» | Какие профессии относятся к сфере «человек-природа». В чем заключаются особенности этих профессий. | Беседа | ||
14 | Профессии сферы «человек - техника» | Какие профессии относятся к сфере «человек- техника». Каковы особенности этих профессий. | Беседа | |||
15 | Профессии сферы «человек - техника» | Виды профессий сферы «человек-техника» | Индивидуальные выступления обучающихся Демонстрация электронных презентаций, подготовленных обучающимися | |||
16 | Профессии сферы «человек – знаковая система» | Какие профессии относятся к сфере «человек-знаковая система». В чем их особенность. Какие требования к человеческим знаниям, умениям и навыкам предъявляют эти профессии. | Беседа с элементами лекции | |||
17 | Профессии сферы «человек – знаковая система» | Виды профессий, относящиеся к сфере «человек-знаковая система» | Индивидуальные выступления обучающихся Демонстрация электронных презентаций, подготовленных обучающимися | |||
18 | Профессии сферы «человек – художественный образ» | Какие профессии относятся к сфере «человек- художественный образ». В чем особенность этих профессий. | Беседа | |||
19 | Профессии сферы «человек - человек» | Профессии сферы «человек - человек» | Какие профессии относятся к сфере «человек-человек» Каковы особенности профессий данного типа. С чем связан риск в данной сфере деятельности. | Беседа Работа в малых группах | ||
20 | Профессии сферы «человек - человек» | Какими качествами должен обладать человек, выбравший своей деятельностью профессии сферы «человек-человек» | Работа в малых группах Устные выступления представителей групп Беседа | |||
21 | Нормы и правила делового стиля общения | Что предполагает деловой стиль общения. Что недопустимо при деловом стиле общения. | Беседа | |||
22 | Правила ведения переговоров | Что такое переговоры. Как вести переговоры. | Беседа с элементами лекции | |||
23 | Стили общения | Что такое стиль общения. Как правильно выбрать стиль общения. | Беседа Работа в группах | |||
24 | Конфликты | Что такое конфликт. Какими бывают конфликты. Этапы развития конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации. | Беседа Составление памятки «Поведение в конфликтной ситуации» | |||
25 | Пути разрешения конфликтов | Как решать конфликты | Беседа Работа в группах «Решение ситуационных задач» | |||
26 | Подходят ли мне профессии сферы «человек-человек»? | Требования к личностным качествам в сфере «человек-человек» | Тестирование Интерпретация результатов тестирования | |||
27 | Особенности профессиональной деятельности: преподавателя. | Требования, предъявляемые к профессии преподаватель | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
28 | Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника. | Требования, предъявляемые к профессии | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
29 | Особенности профессиональной деятельности: менеджера. | Требования, предъявляемые к профессии | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
30 | Особенности профессиональной деятельности: страхового агента. | Требования, предъявляемые к профессии | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
31 | Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе. | Требования, предъявляемые к профессии | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
32 | Особенности профессиональной деятельности: психолога. | Требования, предъявляемые к профессии | Устные выступления группы обучающихся Демонстрация презентации | |||
33 | Практические упражнения | Готов ли я выбрать профессию | Практическая работа «Я- учитель», «Я- психолог» | |||
34 | Подведение итогов курса. | Что я узнал во время курса | Анкетирование обучающихся |
Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов
- Для учителя:
Интернет - ресурсы:
- www.pravila-etiketa.com
Книжные ресурсы:
- Г.К.Селевко и др. «Сделай себя сам», М 2004.
- И.В.Плахотникова, В.И.Моросанова «Развитие личностной саморегуляции», М 2004.
- Н.П.Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами обучения» – раздел «Уроки общения для подростков», М 2003.
- Для обучающихся
Интернет-ресурсы:
- www.pravila-etiketa.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"
Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Авторская методическая разработка по факультативному курсу "Психология общения"
Мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ». Пояснительная записка...
"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)
Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"...
Программа факультативного курса "Психология общения"
Программа факультатива "Психология общения" для 10 класса...
Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса
Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...