Факультативный курс Когда общение становится профессией (для обучающихся 9-х классов)
рабочая программа (9 класс) по теме

Ефремкина Наталья Николаевна

Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса предусматривает практико-ориентированную деятельность обучающихся. Предполагает расширение и углубление знаний в данной области. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметным трудом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_pedagogicheskaya_razrabotka1.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

города Тайшета Иркутской области


Рассмотрена на заседании                                                                  

методического совета                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

МБОУ  СОШ№2                                  

«__» ________20__ г.                                                        

Протокол №__                                                                

Председатель МС                                                                                                       ________________

                                   

Утверждена

муниципальной

экспертной комиссией

«___» ________20__ г.

Протокол №___

Председатель МЭК

_________________                                                                              

 

Когда общение становится профессией
(название разработки)

Факультативный курс (для обучающихся 9-х классов)

                                   

                                 Автор разработки:

                Ефремкина Наталья Николаевна,

                учитель биологии

                МБОУ СОШ №2 города Тайшета,

                                                                     

                                                                     

                                                 


Пояснительная записка к элективному курсу  «Когда общение становится профессией».

Одной из важнейших задач образования является содействие профессиональному самоопределению обучающихся. В условиях нашего времени профессиональная ориентация приобретает особое значение. Так как современное образование ставит своей целью создание оптимальных условий для осознанного выбора старшими школьниками будущей профессии. Создание условий для формирования у обучающихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий поможет им осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научиться соотносить свои личностные качества с требованиями той или иной профессии. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

Основное направление при построении курса направлено на знакомство обучающихся 9-х классов с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек-человек» и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа курса предусматривает практико-ориентированную деятельность обучающихся. Предполагает расширение и углубление знаний в данной области. Она включает в себя новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметным трудом.

Программа составлена на основе программы, разработанной в г.Волгограде  и адаптирована под уровень материально-технического оснащения школы, а также особенности контингента обучающихся.

Программа составлена с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся. Программа курса не связана с содержанием других школьных предметов.

Цель курса:

Создание условия для профессионального самоопределения обучающихся путем их знакомства с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются люди, группы, коллективы, общности людей.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
  2. Познакомить обучающихся с действиями, наиболее характерными для профессий данного типа;
  3. Способствовать формированию у обучающихся адекватного отношения к данным действиям;
  4. Помочь выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий;
  5. Создать условия для формирования у обучающихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных  проб;
  6. Создать условия для формирования у обучающихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Формы и методы работы:

– лекция;
беседа;
ролевая игра;
практическая работа;
метод диагностики.                                    

Ожидаемые результаты и предполагаемые риски.

Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут знать, особенности профессий сферы «человек-человек», получат представление о наиболее распространенных профессиях в сфере «человек-человек», приобретут навыки составления резюме, самопрезентации.

По окончании курса учащиеся должны:

Знать:

  1. Правила речевого и делового этикета;
  2. Подтипы профессий в сфере «человек-человек»;
  3. Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:
  • юриста;
  • психолога;
  • преподавателя;
  • медицинского работника;
  • менеджера;
  • страхового агента;
  • специалиста по рекламе.

           4.   Определение и перечень основных деловых качеств личности;

           5.   Понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфликтов;

           6.   Основные правила работы с профессиограммами.

     Уметь:

  1. Составлять свое резюме, проводить самопрезентацию;
  2.    Сравнивать свои предварительные знания о профессиях типа «человек-человек» с результатами практического знакомства с ними;
  3.    Определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
  4.    Соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессий;
  5.    Работать с профессиограммами.

Предполагаемые виды диагностирования и контроля уровня достижений учащихся.

  1. Входное тестирование
  2. Промежуточная диагностика (устные выступления по заданной теме)
  3. Анализ практических занятий, проведенных в классе и дома
  4. Оценка выполнения проектных заданий
  5. Анкетирование по итогам элективного курса.

             Критерии оценивания.

Для стимулирования личностного роста, предлагаю ввести пятибальную систему оценивания достижений.

Ф. И. обучающегося

Тема занятия

Активность работы во время занятия

Устные ответы

Письменные работы

Практические работы

Проектная деятельность

Итоговый балл

По окончанию курса выставляется «зачет», «незачет».

                                     

Содержание курса

  1. Введение (2 ч.)

Цели, задачи курса. История становления профессий сферы «человек-человек»

  1. Общение, как часть профессиональной деятельности (3 ч.)

Правила речевого этикета. Деловой этикет. Деловой стиль одежды.

  1. Классификация профессий. Составление профессиограмм. (3 ч.)

Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова. Что такое профессиограммы и как их составлять.

  1. Как выбрать профессию (4 ч.)

 Как выбрать профессию. Самопрезентация. Составление портфолио. Практическая работа «Самопрезентация»

  1. Сферы профессиональной деятельности человека (6 ч.)

Профессии сферы «человек-природа», «человек-техника», «человек- художественный образ», «человек- знаковая система». Требования к разным сферам деятельности человека.

6. Профессии сферы «человек-человек» (15 ч)

Характеристика профессий сферы «человек-человек» Нормы и правила делового стиля общения. Правила ведения переговоров. Стили общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтов. Особенности профессиональной деятельности: преподавателя. Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника. Особенности профессиональной деятельности: менеджера. Особенности профессиональной деятельности: страхового агента. Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе. Особенности профессиональной деятельности: психолога.

  

7. Подведение итогов (1 ч.)

Что удалось узнать в ходе занятий? Рефлексия.


Приложение 1

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование раздела

Тема урока

Дата проведения

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма проведения занятия

                

По плану

Фактически

1.

Введение

Введение.

Что такое труд. Что такое профессия. Почему человеку необходимо правильно выбирать профессию.

Беседа

2

История становления профессий сферы «человек-человек»

Где и когда впервые появились профессии сферы «человек-человек»

Беседа

3

Общение, как часть профессиональной деятельности

Правила речевого этикета

Что такое этикет.

История возникновения этикета.

Виды этикета. Почему необходимо придерживаться правил этикета.

Правила речевого этикета.

Беседа

Работа в малых группах с раздаточным материалом

Практическая работа «Учимся говорить правильно»

4

Деловой этикет.

Что включает в себя деловой этикет.

Правила делового этикета.

Беседа

Написание эссе «Роль делового этикета в современном мире»

5

Деловой стиль одежды.

Что предполагает деловой стиль одежды

Защита электронных презентаций, выполненных обучающимися

6

Классификация профессий. Составление профессиограмм .

Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова.

Классификация профессий по А.Е. Климову

Беседа с элементами лекции

7

Что такое профессиограммы и как их составлять.

Что такое профессиограмма. Почему люди составляют профессиограммы.

Беседа

8

Составление профессиограмм.

Правила составления профессиограмм

Практическая работа в малых группах

Устная защита составленных профессиограмм

9

Как выбрать профессию

Как выбрать профессию

Что такое профессия. Что предполагает профориентационная работа. По каким критериям необходимо выбирать профессию.

Беседа

Написание эссе

«Какую я бы выбрал для себя профессию»

10

Как выбрать профессию

Профориентационные тесты

Тестирование по методике Климова

11

Самопрезентация. Составление портфолио.

Что такое самопрезентация. Почему необходимо уметь презентовать себя. Формы самопрезентации. Функции и структура портфолио. Правила составления и оформления портфолио.

Беседа.

Практическое задание «Интервью»

Практическое задание «Вопрос с подвохом»

12

Практическая работа «Самопрезентация»

Правила проведения самопрезентации

Практическое занятие «Самопрезентация»

13

Сферы профессиональной деятельности человека

Профессии сферы «человек-природа»

Какие профессии относятся к сфере «человек-природа». В чем заключаются особенности этих профессий.

Беседа

14

Профессии сферы «человек - техника»

Какие профессии относятся к сфере «человек- техника». Каковы особенности этих профессий.

Беседа

15

Профессии сферы «человек - техника»

Виды профессий сферы «человек-техника»

Индивидуальные выступления обучающихся

Демонстрация электронных презентаций, подготовленных обучающимися

16

Профессии сферы «человек – знаковая система»

Какие профессии относятся к сфере «человек-знаковая система». В чем их особенность. Какие требования к человеческим знаниям, умениям и навыкам предъявляют эти профессии.

Беседа с элементами лекции

17

Профессии сферы «человек – знаковая система»

Виды профессий, относящиеся к сфере «человек-знаковая система»

Индивидуальные выступления обучающихся

Демонстрация электронных презентаций, подготовленных обучающимися

18

Профессии сферы «человек – художественный образ»

Какие профессии относятся к сфере «человек- художественный образ». В чем особенность этих профессий.

Беседа

19

Профессии сферы «человек - человек»

Профессии сферы «человек - человек»

Какие профессии относятся к сфере «человек-человек»

Каковы особенности профессий данного типа. С чем связан риск в данной сфере деятельности.

Беседа

Работа в малых группах

20

Профессии сферы «человек - человек»

Какими качествами должен обладать человек, выбравший своей деятельностью профессии сферы «человек-человек»

Работа в малых группах

Устные выступления представителей групп

Беседа

21

Нормы и правила делового стиля общения

Что предполагает деловой стиль общения. Что недопустимо при деловом стиле общения.

Беседа

22

Правила ведения переговоров

Что такое переговоры. Как вести переговоры.

Беседа с элементами лекции

23

Стили общения

Что такое стиль общения. Как правильно выбрать стиль общения.

Беседа

Работа в группах

24

Конфликты

Что такое конфликт. Какими бывают конфликты. Этапы развития конфликтов. Правила поведения в конфликтной ситуации.

Беседа

Составление памятки «Поведение в конфликтной ситуации»

25

Пути разрешения конфликтов

Как решать конфликты

Беседа

Работа в группах «Решение ситуационных задач»

26

Подходят ли мне профессии сферы «человек-человек»?

Требования к личностным качествам в сфере «человек-человек»

Тестирование

Интерпретация результатов тестирования

27

Особенности профессиональной деятельности: преподавателя.

Требования, предъявляемые к профессии преподаватель

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

28

Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника.

Требования, предъявляемые к профессии

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

29

Особенности профессиональной деятельности: менеджера.

Требования, предъявляемые к профессии

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

30

Особенности профессиональной деятельности: страхового агента.

Требования, предъявляемые к профессии

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

31

Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе.

Требования, предъявляемые к профессии

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

32

Особенности профессиональной деятельности: психолога.

Требования, предъявляемые к профессии

Устные выступления группы обучающихся

Демонстрация презентации

33

Практические упражнения

Готов ли я выбрать профессию

Практическая работа

«Я- учитель», «Я- психолог»

34

Подведение итогов курса.

Что я узнал во время курса

Анкетирование обучающихся


Перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов

  • Для учителя:

Интернет - ресурсы:

  1. www.pravila-etiketa.com

Книжные ресурсы:

  1. Г.К.Селевко и др. «Сделай себя сам», М 2004.
  2. И.В.Плахотникова, В.И.Моросанова «Развитие личностной саморегуляции», М 2004.
  3. Н.П.Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами обучения» – раздел «Уроки общения для подростков», М 2003.
  • Для обучающихся

     Интернет-ресурсы:

  1. www.pravila-etiketa.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Авторская методическая разработка по факультативному курсу "Психология общения"

 Мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к элективному курсу в 9 классах «КОГДА ОБЩЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ПРОФЕССИЕЙ». Пояснительная записка...

"Когда слова становятся крылатыми" (игра «Счастливый случай», 8 класс)

Внеклассное мероприятие по изучению изучению русского языка и истории. "Счастливый случай. 8 класс"...

Программа факультативного курса "Психология общения"

Программа факультатива "Психология общения" для 10 класса...

Рабочая программа по факультативному курсу «Психология и выбор профессии» для 10 класса

Программа «Психология и выбор профессии» разработана на основе учебно-методического пособия для психологов и педагогов «Психология и выбор профессии»/под ред. Резапкиной Г. В.,...