Календарно-тематическое планирование кружка "Школа Этикета" 1-2 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. 

Программа внеклассной работы в кружке «Школа Этикета» направлена на осуществление взаимосвязи моральных знаний и представлений с повседневной жизнью детей. Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_etiket_1-2kl.docx51.32 КБ

Предварительный просмотр:

Школа этикета

Пояснительная записка

 

   Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

 Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Основная задача программы – дать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо делать и говорить и как. 

Программа внеклассной работы в кружке «Школа Этикета» направлена на осуществление взаимосвязи моральных знаний и представлений с повседневной жизнью детей.

В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно- этической культуры школьников. Известно, что воспитанность-качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Таким образом, назрела необходимость в проведении специальных занятий, на которых ребёнок может почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.

Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения.

 Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным.

 Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо?  как принято?) и правила  и приёмы эффективного общения (как лучше?  как эффективнее?).

Основные задачи - сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений  оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

 -сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

-  вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Срок реализации программы: Программа рассчитана для учащихся в возрасте от 7-9 лет. Занятия по 30 минут 1 раз в неделю

Программа адресована учащимся 1, 2  классов  и рассчитана на 34 часа  в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Данная программа позволяет учащимся 1,2 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Формы и методы оценки результатов

Результатом работы данного курса можно считать:

умение детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.

Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Формы и виды деятельности

игровая;

познавательная;

краеведческая;

сюжетно - ролевые игры;

просмотр мультфильмов;

посещение музея;

конкурсы;

посещение библиотеки;

Ожидаемые результаты.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Школа Этикета»
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
 формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. 

Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать свое предположение;
 учиться работать по предложенному педагогом плану;
 учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога.

Коммуникативные УДД:
 учиться выражать свои мысли;
 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
 учиться выполнять различные роли в группе;
Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
сервировка стола
культура внешнего вида


Понятия:
этика
этикет
речевой этикет
дискуссия
комплимент
коллектив
гигиена

Умения:
 приветствовать знакомого человека;
 прощаться со знакомым;
 вести разговор по телефону:
 сервировать стол;
 пользоваться столовыми приборами;
вести себя на улице, в транспорте, гостях,  школе, магазине, за столом; строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми,  сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе;
 дарить и принимать подарки;
 различать уличную, повседневную одежду, воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде;
 оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения;
 говорить комплименты

Содержание программы

1,2 класс

«Культура речевого общения» (16ч)

Знакомство с понятием «этикет». Как люди общаются между собой.

Слова обращения к разным людям на разных уровнях. Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия. Как нужно отвечать на приветствие.

 Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону. Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.Слова вежливого общения на привлечение внимания.

Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми. Что нужно говорить, когда представляешься сам.

Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Составление письменного приглашения.

Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.

Варианты вежливого выражения просьбы. Слова и выражения согласия.

Слова и выражения вежливого отказа. Ролевые игры, «маленький классный театр».

«Культура внешности» (3ч)

Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Беседа о гигиене одежде.

Закрепление  о личной гигиене.

«Этикет застолья» (4 ч)

Сценки-миниатюры.

Правила вежливого поведения во время разговора.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Практическое занятие за столом.

Продолжение сказки об этикете.

« Этика отношений в коллективе» (9ч)

Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.

За что нужно благодарить. Слова благодарности.

Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.

Знакомство со считалками. Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка.

Приём нахождения пословицы по её частям. Игра с пословицами

 «Систематизация и закрепление пройденного материала» (2ч)

Проект «Азбука поведения.

Календарно-тематическое планирование.

1  класс

Тема занятия

Количество часов

Сроки

по плану

Сроки

по факту

Всего часов

Теория

Практика

1

«Культура речевого общения»

16

1

Чем мы будем заниматься.

1

5.09

2

Твоё имя.  Будем общаться.

0,5

0,5

12.09

3

Обращение

0,5

0,5

19.09

4

Приветствие.

0,5

0,5

26.09

5

Ответы на приветствие.

0,5

0,5

03.10

6

Звонок по телефону.

0,5

0,5

10.10

7

Звонок по телефону.

0,5

0,5

17.10

8

Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

0,5

0,5

24.10

9

   Я знакомлю разных людей.

0,5

0,5

31.10

10

  Я знакомлюсь сам.

0,5

0,5

14.11

11

   Приглашение и ответ на него.

0,5

0,5

21.11

12

  Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

0,5

0,5

28.11

13

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

0,5

0,5

05.12

14

  Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

0,5

0,5

12.12

15

   Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

0,5

0,5

19.12

16

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение

0,5

0,5

26.12

2

«Культура внешности»

3

17

Разрешите представиться – Гигиена

0,5

0,5

14.01

18

Встречают по одежке  

1

21.01

19

Посоветуемся с зеркалом        

0,5

0,5

28.01

«Этикет застолья»

4

20

Весёлые правила хорошего тона.

0,5

0,5

04.02

21

Простые правила этикета. 

1

11.02

22

Путешествие в страну этикета.

0,5

0,5

25.02

23

Сказка об Этикете.

Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета»

0,5

0,5

04.03

3

« Этика отношений в коллективе»

9

24

  Комплимент и ответ на него.

0,5

0,5

11.03

25

  Благодарность и ответ на неё.

0,5

0,5

18.03

26

  Мимика и жесты

0,5

0,5

01.04

27

  Давайте договоримся.

0,5

0,5

08.04

28

  Прощание, пожелание при прощании.

0,5

0,5

15.04

29

Я могу быть волшебником.

0,5

0,5

22.04

30

Поиграем и подумаем.

0,5

0,5

29.04

31

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

06.05

32

 Путешествие в волшебную сказку.

0,5

0,5

13.05

4

«Систематизация и закрепление пройденного материала»

2

33

Проект «Азбука поведения»

1

20.05

Всего

33 часа

Календарно-тематическое планирование.

2  класс

Тема занятия

Количество часов

Сроки

по плану

Сроки

по факту

Всего часов

Теория

Практика

1

«Культура речевого общения»

16

1

  Чем мы будем заниматься.

1

02.09

2

  Твоё имя.  Будем общаться.

0,5

0,5

09.09

3

   Обращение

0,5

0,5

16.09

4

   Приветствие.

0,5

0,5

23.09

5

  Ответы на приветствие.

0,5

0,5

30.09

6

   Звонок по телефону.

0,5

0,5

07.10

7

   Звонок по телефону.

0,5

0,5

14.10

8

   Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).

0,5

0,5

21.10

9

   Я знакомлю разных людей.

0,5

0,5

28.10

10

  Я знакомлюсь сам.

0,5

0,5

11.11

11

   Приглашение и ответ на него.

0,5

0,5

18.11

12

  Письменное приглашение. Приглашение по телефону.

0,5

0,5

25.11

13

Просьба, предложение. Скрытая просьба.

0,5

0,5

02.12

14

  Согласие в ответ на просьбу, приглашение.

0,5

0,5

09.12

15

   Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.

0,5

0,5

16.12

16

Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение

0,5

0,5

23.12

2

«Культура внешности»

3

17

Разрешите представиться – Гигиена

0,5

0,5

30.12

18

Встречают по одежке  

1

14.01

19

Посоветуемся с зеркалом        

0,5

0,5

21.01

«Этикет застолья»

4

20

Весёлые правила хорошего тона.

0,5

0,5

28.01

21

Простые правила этикета. 

1

04.02

22

Путешествие в страну этикета.

0,5

0,5

11.02

23

Сказка об Этикете.

Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета»

0,5

0,5

18.02

3

« Этика отношений в коллективе»

9

24

  Комплимент и ответ на него.

0,5

0,5

25.02

25

  Благодарность и ответ на неё.

0,5

0,5

04.03

26

  Мимика и жесты

0,5

0,5

11.03

27

  Давайте договоримся.

0,5

0,5

18.03

28

  Прощание, пожелание при прощании.

0,5

0,5

01.04

29

Я могу быть волшебником.

0,5

0,5

08.04

30

Поиграем и подумаем.

0,5

0,5

15.04

31

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

22.04

32

 Путешествие в волшебную сказку.

0,5

0,5

29.04

4

«Систематизация и закрепление пройденного материала»

2

33-34

Проект «Азбука поведения»

2

06.05-13.05

Всего

34 часа

Материально-техническое обеспечение

1.Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:

партами;

стульями;

книжными шкафами.

2.Технические средства обучения:

телевизор;

мультимедиа

музыкальный центр.

3.Каждый ребёнок должен иметь для занятий:

рабочую тетрадь; канцелярские принадлежности

Список литературы

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.

3.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

4 Журнал «Педсовет»

5.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002

6.Журнал « Непоседы» ООО «Юнилайн»

7.Журнал «Три девятое царство» ООО «Юнилайн»

8. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

9.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

10.Исползование интернет сайтов. «1 Сентября», Сайт «Презентации»,

Сайт «Педсовет»

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре

 3. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.Осеева В.А. Волшебное слово

 4. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

 5.Чуковский К. И.  Федорино горе.

6.Чуковский К.И. Мойдодыр.

7.Чуковский К.И. Телефон.

8.Чуковский К.И. Краденое солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...